ИНОК ТРОФИМ

«Молитесь за монахов – они корень нашей жизни. И как бы ни рубили дерево нашей жизни, оно даст еще зеленую поросль, пока жив его животворящий корень» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 

Послушник земли сибирской – инок Трофим

1 Краткая биография

Леонид (инок Трофим) с братом

4 февр. 1954 год – родился Леонид Иванович Татарников, будущий инок Трофим

в 1961 году пошел в школу в пос. Электроремонтный завод вблизи Тулуна, окончил ее в пос. Бурхун  Тулунского района. Поступил в железнодорожное училище, где получил профессию машиниста мотовоза

1972 год – Леонида (Алексея) призвали в армию, где он служил в танковых войсках

1974-1980 гг. – живет  на о. Сахалин,  работает на рыболовецких судах

1980-1985 гг.  живет в г. Братске,  затем  уезжает в Красноярск, а из Красноярска в г.Бийск

1990 год, август – вместе с группой бийских паломников впервые приехал в Оптину, где и остался

25 сентября 1991 год – послушника Леонида постригли в иночество с именем Трофим.

18 апреля 1993 год – инок Трофим был убит

Эта трагедия — гибель Оптинских новомучеников – иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта произошла 18 апреля 1993 года в день Светлого Христова Воскресения. В этот день на Руси пасхальная радость на душе православных смешалась с печалью. Многие бывали в Оптиной пустыни, где паломников встречал милосердный гостинник отец Трофим, в трапезной кормил ангел молчания Ферапонт, а в храме исповедовал и причащал иеромонах Василий. Все они обладали дарами Духа Святого. Наша печаль о них светла. Они-то, несомненно, уже пребывают в вечной радости со Христом.

Биография инока Трофима, написанная по рассказам его матери Нины Андреевны Татарниковой (в постриге матери Марии)

Отец инока Трофима – Иван Николаевич Татарников, коренной сибиряк, уроженец с. Кукучей Тулунского района был из семьи репрессированного. Отец его исчез в сталинских тюрьмах в период русского лихолетья. Мама — Нина Андреевна из белорусской семьи, которая приехала в 30-е годы в Сибирь в д. Беседа Тангуйского района, спасаясь от голода. Нина Андреевна вспоминала о набожности своей бабушки, та много молилась, а в  дни христианских праздников ездила в Тулун и привозила оттуда просфоры.

Будущий инок родился 4 февраля 1954 года в с. Даган Тулунского района, когда отец был в армии. Ему нарекли имя Леонид. Вскоре  его окрестили в Покровской Тулунской церкви. Вернувшись отец перевез семью в пос. Электроремонтный завод вблизи Тулуна. Он там работал. Здесь Леонид пошел в школу. Семья, в которой рос Леонид, была большой; у него было два брата и две сестры.

В 1964 вновь переезд  — в пос. Целинный, где мальчик пошел в 3 класс, потом был пос. Бурхун Тулунского же района, где Леонид окончил школу. После окончания школы он поступает в железнодорожное училище г. Зима, где получает профессию машиниста мотовоза. Потом была армия, служба в танковых войсках и возвращение к родным (семья жила тогда в Илире).

В 1974 году Алексей (такое имя у него появилось со сменой паспорта)  Иванович Татарников уезжает на Сахалин, откуда возвращается в 1980 году. Сменяет ряд профессий: работает в пожарной части, фотографом на Братской фотофабрике (1982), скотником в совхозе «Бикей» (1982), мастером по ремонту и пошиву обуви (1983-1984 гг.). В свободное время занимался художественной самодеятельностью — танцевал в фольклорном коллективе ДК «Металлург».

Затем уезжает в Красноярск, где жил брат Нины Андреевны — Пугачев Дмитрий Андреевич. Оттуда перебрался в Бийск, устроился работать в местной церкви. В августе 1990 года вместе с группой бийских паломников впервые приехал в Оптину, где и остался. Здесь он, наконец, нашел себя, кончился для него период метаний, поисков смысла жизни. Так он и сказал матери: «Я свое место здесь нашел».

  1. Монастырское послушание

Все лето, начиная с ранней весны, Трофим трудился на монастырских полях. Отец его, Иван Николаевич, по профессии был механизатором. Он часто брал с собой в поле сына-подростка Леню и научил его водить трактор. «Самое главное следи, сынок, за бороздой — говорил отец, — и держи руль в руках покрепче. Поле-то оно широкое, но любит точность». И Леня старательно исполнял заветы родителя. Теперь навык этот пригодился ему. Он стал одним из главных механизаторов подсобного хозяйства монастыря. Инок Трофим сеял, пахал, культивировал, нарезал борозды под картошку и делал все это умело и быстро. Помимо послушания в своем монастыре, инок успевал обработать и земли близлежащей Шамординской женской обители. Часто после работы он ехал в соседние деревни Васильевку и Нелюбовку пахать огороды.

  1. Люди его помнят…

Рассказывает мать Мария: «Он как родился, свекровь говорит: «Вот – родился Алексей, человек Божий. Назовем его Алексеем». А я тогда в церковь не ходила и думаю: «Да ну еще какой-то человек Божий? Назовем его Леонидом – Лёниточкой по-нашему».

Крестить детей у нас было негде. Да и не думали мы о том, хотя сын, похоже, был не жилец. Кричал днем и ночью, да так надрывно, что доярки идут мимо окон и охают. Уже лет двадцать назад встретилась в городе с одной дояркой нашего села, а она меня спрашивает: «Нина, твой мальчик, что кричал так, поди умер?» — «Почему, — говорю, — живой, уже в армии служит». А она смотрит на меня и не верит. Страшно вспомнить, как кричал мой сынок! Я с ним ночи не спала и до того измучилась, что ночью стала закрывать печь, а сама вынула из печи заслонку, да и заснула с ней в обнимку. Утром смотрят – заслонки нет, а мы с сыночком, как два трубочиста, чумазые».

Матушка Мария с прихожанками нашего храма

«Отец не ходил на родительские собрания в Бурхуне. Трофим, старший,  никак не хотел учиться. Я приду, спрячусь, думаю, будут ругать.  На первых местах лавки пустые. «Садись сюда, Нина»,- звала одна женщины. «Ну ладно, не хочешь на первый ряд — садись на последний».  У  нее мальчишки  отличники. Началось собрание, завуч встала и говорит: «Я не вижу Татарникова мать. Примерные дети. Надо брать пример. Всегда чистенькие. Их нигде не слышно. А вот Семенова (на знакомую мою показывает) сидит спокойная, а ее дети громят школу».

Рассказывает брат о. Трофима Геннадий: «Брат за любое дело брался с размахом. «Все, — говорил он, — надо делать на высшем уровне. А иначе, какой толк?» Фотоаппаратура у него была суперкласса, а еще он купил кинокамеру и уйму книг. Я просто содрогался порой – сколько же он денег тратит на книги! И покупал он не романы, а книга по различным отраслям знаний. Вот была у нас своя пасека – так ему мало меду наесться, но надо про пчел еще все знать.

Брат был мастером художественной фотографии, и его снимки публиковались в газетах. Потом он сошел на берег, работал на железной дороге в Южно-Сахалинске и одновременно внештатным корреспондентом в газете. Несколько редакций приглашали его перейти в штат, но в семье у нас тогда было неладно, и ради семьи он вернулся в Братск.

Здесь он устроился в фотоателье, но, разочаровавшись, создал свою фотостудию. Снимать у нас толком никто не умел, а брат хотел, чтобы в наших краях была своя художественная фотография. Вложил он в это дело немалые деньги. Надо было зарабатывать, а заказы шли однотипные – фотографии на паспорт. Тогда как раз паспорта меняли. И брат бросил это дело, передав фотоаппаратуру мне. С тех пор вот уже пятнадцать лет я снимаю по субботам свадьбы в ЗАГСе.

Инокиня Сусанна вспоминает: «Работал инок Трофим так радостно, что и у нас весело работа пошла. А он бегает с ведрами, шутит, сияет. А потом благословился у благочинной испечь картошку для сестер. Быстренько развел костер на опушке, опрокинул туда вверх дном ведро картошки, а тут обед привезли. Мы согрелись у костра и так утешились печеной картошкой, что получился вроде праздник у нас.

И вот что удивительно – инок Трофим прокапывал грядки по 2-3 раза, и каждый раз попадалась отличная крупная картошка. С этого поля мы обычно собирали пять машин картошки, а тут накопали тридцать».

 

 

По материалам статьи «Новомученики Оптиной пустыни» учащихся Православной гимназии г. Братска Константиновой М. и Коморниковой Е., 2008 г.

 

(1473)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *