«…право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его..»

«…право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его..» (Прем.1:1)

Есть на берегах реки Рухвы в Мстиславском районе Могилевской области Белоруссии деревня Нестерово, история которой насчитывает не одну сотню лет. Город Мстиславль был основан на древних поселениях в 1135 году смоленским князем Ростиславом Мстиславовичем и, за почти 900 лет существования, успел побывать в составе Мстиславского княжества, затем Великого княжества Литовского, а с 1772 года вернуться под крыло Российской империи.

Согласно «Списку населенных мест Могилёвской губернии», в 1910 году деревня Нестерово, входившая в состав Шамовской волости Мстиславского уезда Могилёвской губернии, насчитывала порядка ста дворов и почти пятисот жителей. Именно в эти дореволюционные годы, в семье благочестивых нестеровских крестьян-хуторян, появились на свет родители нашей прихожанки Евгении Петровны Комаровских, Ольга и Петр. Родители Ольги и Петра были коренными жителями деревни, как и их предки. Прабабушка (по отцу) Хеврония была знатной травницей, к ней привозили больных не только местные жители, но и богатые паны. Маленькой Жене запомнился рассказ о том, как самыми простыми народными средствами прабабушка вылечила маленькую девочку, страдавшую от золотухи. Хуторяне были людьми работящими – держали скот, обрабатывали землю, этим и кормились. Глубокая вера в Бога передавалась из поколения в поколение, большой каменный храм в деревне во все Православные праздники наполнялся людьми.

Все древние устои жизни сломала революция 1917 года. В период коллективизации и раскулачивания, как известно, у крестьян отбирали все, даже самое необходимое. Вместо личных хозяйств появились коллективные, или проще говоря, колхозы. Началась у хуторян тяжелая, практически подневольная жизнь. Весь труд в колхозе был ручным – будь то посевная, уборка урожая, дойка коров. Первой в семье Петра и Ольги Слепцовых родилась дочь Лидия, в октябре 1938 года дочь Евгения и, за неделю до начала Великой Отечественной Войны 1941 года, сын Николай. Родители Евгении были грамотными людьми, отец хорошо знал немецкий язык. Не успев достроить небольшой дом (не было даже дверей), отец сразу ушел на фронт, Ольга осталась одна с тремя малолетними детьми. Перед оккупацией немецкими войсками деревни, жителей эвакуировали, Евгения до сих пор помнит, как их вывозили и они прятались в окопах. В соседней деревне Шамово проживало много евреев, большая часть которых при оккупации была убита фашистами. После освобождения Нестерово от немцев семья вернулась домой, для этого пришлось идти пешком 30 километров, маленькие дети настолько устали, что проспали целый день, случай этот навсегда остался в памяти Евгении, как будто это было вчера.

По возвращении в деревню, мама, как могла, сама достроила дом. Первое время спали на полу, на соломе, обстановки не было. Чтобы завести корову, сплели из прутьев плетень, обмазали глиной – получился загон для кормилицы. Дети начали работать в колхозе практически с пяти лет – помогали маме на ферме, на поле и дома по хозяйству, на огороде. В 1943 году, как и во многие семьи, пришла похоронка на отца. Жили очень бедно, Евгения с сестрой носили одно платье и пару туфель по очереди. Летом бегали босиком, зимой до школы (четырехлетки) в лаптях, и, практически, не болели. От простуды было верное средство – на горячую печку, пропотеть, да горячую соль к ногам, а на следующий день опять в школу. С пятого по седьмой класс ходили за полтора километра в деревню Шамово в школу семилетку.

Всю свою долгую жизнь Ольга, мама Евгении, молилась и учила молитве своих детей. Храм в Нестерово, после репрессий, был закрыт, а в 50-е годы совсем разрушен (пришлось безбожникам несколько раз его взрывать, настолько крепкими были стены), поэтому на богослужения мама ходила в соседнюю деревню за 7 километров, в храм Илии Пророка, а также ездила в храм города Мстиславля. Каждую Пасху Евгения с сестрой и братом ходили пешком в храм Илии Пророка освящать куличи. Ильинский храм расположен на берегу речки, на Крещение Господне около храма вырубали иордань и освящали воду великим Чином. Рядом с храмом располагался небольшой мост, как-то власти решили построить новый большой мост, но сколько не пытались, ничего не получилось – пять разных организаций приступали к строительству, но безуспешно. Только на расстоянии около километра от храма им это удалось.

После окончания семилетки Евгения поступила в техникум осваивать профессию птицевода, во время каникул приезжала в родную деревню, но не отдыхать – работала на ферме, на сенокосе. В 21-летнем возрасте Евгения поехала в гости к дяде Григорию в Красноярск, да там и осталась.

К этому времени сестра Лидия уже жила в Братске. Будучи у нее в гостях, Женя познакомилась с будущим мужем Виктором, молодая семья поселилась в Красноярске, в 1961 году родилась дочь Людмила, которую крестили в возрасте 9-ти месяцев в Красноярском Покровском храме.

Спустя три года переехали в Братск, Женя выучилась на продавца, работала в магазине. В 1976 году родилась дочь Анна, которую крестили в Казахстане, где жили родители мужа, в Братске на тот момент действующего храма не было, поэтому возможность зайти в храм, помолиться появлялась очень редко, только в других городах или на родине, куда Женя ездила в гости к маме.

Отработав десять лет в магазине, Евгения выучилась на стропальщика, местом работы стало подразделение БЛПК. В течение жизни человек сталкивается с разным отношением людей, иногда оно бывает настолько враждебным, что человек теряет душевный покой, вплоть до болезней. Пришлось и Евгении испытать такое отношение на себе, но именно благодаря сложной жизненной ситуации она стала постоянно ходить в храм, воцерковляться. В 80-е годы прошлого века в поселке Падун уже совершались богослужения в первом (после затопления старого Братска) храме Успения Божией Матери. Женя приехала поговорить о своих проблемах с батюшкой и сразу попала на исповедь к отцу Анатолию Зайшлому, получив благословение на Причастие. С этого момента ее жизнь изменилась, как и ее мама, прожившая долгую жизнь и не оставлявшая посещения храма до конца своих дней, Женя стала воцерковленным человеком.

В конце 90-х отец Анатолий Зайшлый инициировал строительство нового храма в центральном районе Братска, его чертежи были взяты за основу. В 1989 начались земляные работы, в марте 1990 года состоялось освящение места под будущее строительство, отслужен благодарственный молебен на строительной площадке, который собрал тысячи людей из посёлков Падун, Гидростроитель, Порожский, Осиновка и Центрального района, среди них была и Евгения. На пенсии Женя не сидела сложа руки, она стала активной помощницей на стройке.

Рабочих необходимо было кормить горячими обедами, которые готовили сначала прямо на улице, на буржуйке, а потом импровизированная трапезная разместилась под навесом. Кроме приготовления обедов, со старостой Евгенией Федоровной Шаманской, отслеживали привоз и разгрузку строительного материала, заполняли путевые листы водителей. Пригодилось и свидетельство Евгении по профессии «Стропальщик» для оформления разрешительной документации для работы с краном на строительстве храма. Отец Анатолий принимал активное участие в строительных работах. Дети часто приезжали с отцом на стройку, каждый раз одного из них отец Анатолий назначал старшим, и, даже если тот был младше остальных по возрасту, все остальные дети его слушались, так они приучались к послушанию и без дела не сидели. Сейчас сын отца Анатолия Николай Зайшлый является клириком и секретарем Щигровской епархии Курской митрополии.

Через год с небольшим, 14 июля 1991 года храм Всех Святых в земле Российской просиявши был освящён епископом Иркутским и Ангарским Вадимом. Весь храмовый комплекс, согласно проекту и по предложению владыки Вадима, именовался именем преподобного Андрея Рублева. В конце августа 1992 года, по приглашению епископа Курского Иувеналия, первый настоятель храма отец Анатолий Зайшлый был переведён в город Курск настоятелем Введенского собора. Его преемником на посту настоятеля Всехсвятского храма стал отец Андрей Огородников. В 90-е годы таинство Крещения принимали тысячи людей, наш храм был не исключением. Более ста людей собирались на Таинство, священнику без помощи было не обойтись, и Евгения в числе других дежурных, стала помогать на крещении, на этом послушании она трудилась более тридцати лет (сейчас ее сменила дочь Людмила).

Кроме этого, несла послушание ночного сторожа, следила за баками со святой водой, принимала участие в уборке храма, помогала на огороде и в трапезной. До сих пор, на 85-ом году жизни, Евгения не сидит без дела: в храме помогает в трапезной, дома вяжет и шьет.

В семье Евгения — заботливая мама и бабушка.

Когда внуку Андрею поставили диагноз, связанный с заболеванием тазобедренного сустава, Женя лежала с ним в больницах, ездила в санатории, но, самое главное, несколько раз возила внука в Серафимо-Дивеевский монастырь. Как известно, купание в источнике Преподобного Серафима Саровского с молитвой и верой часто ведет к исцелению болящих, поправился и Андрей. Во время учебы в Православной гимназии Андрей помогал в алтаре Всесвятского храма, а при образовании Братской епархии стал иподиаконом владыки Максимилиана. Сейчас он молодой папа, а Евгения недавно стала прабабушкой. Помогает Евгения и внучке Ангелине, которая сейчас учится в Москве.

Кроме Серафимо-Дивеевского монастыря Евгения успела побывать в разных святых местах. В 2013 году в составе паломнической группы – в Иерусалиме, на горе Синай и в монастыре святой Екатерины. В 2015 году – на Валааме, а Александро-Свирском монастыре, после этой поездки каждый день читает тропарь и молитву преподобному Александру Свирскому, который не оставляет Евгению своим молитвенным заступничеством. Когда в Россию привозили пояс Пресвятой Богородицы со Святой Горы Афон, Евгения ездила с паломниками Братска в Красноярск, будучи уже в преклонном возрасте, на автобусе туда и обратно. Пока были силы, постоянно ездила на праздники памяти святителя Иннокентия Иркутского в Знаменский монастырь, а это тоже поездки буквально одним днем, вечером в Иркутск, после праздничной Божественной Литургии назад в Братск, сколько надо сил и терпения, чтобы выдержать дорогу, сейчас это и молодым часто не под силу. В 2022 году побывала на Крестном ходе с мощами Сергия Радонежского в Иркутске. Лет семь назад Женя принесла из храма Распятие Господа (в церковной лавке люди часто оставляют иконы, духовную литературу для раздачи прихожанам), местами оно уже было ржавым и темным. Во все паломнические поездки Женя брала Распятие с собой, и сейчас оно выглядит как новое. Икон у Жени немного, три иконы достались от мамы: Спасителя (подарок на свадьбу), Тайной Вечери и святых Гурия, Самона и Авива. Когда в деревне Нестерово разрушали храм, прихожане спасали иконы, семье Слепцовых тоже досталась одна, но лик был настолько затемнен, что не было возможности разобрать, кто на ней изображен. В 50-х годах, при возобновлении жестокий гонений на Церковь, икона обновилась – на ней проступил лик Спасителя.

После паломнической поездки летом 2015 года в группе братчан и иркутян во главе с протоиереем Анатолием Зайшлым и протоиереем Андреем Огородниковым вокруг Байкала с Байкальской иконой Божией Матери, Евгения, по благословению отца Андрея, несколько лет жила при храме вместе с монашествующими в качестве послушницы.

С начала строительства храма и по сей день Евгения ежедневно читает Псалтирь, она одна из первых членов двадцатки храма. Постоянное чтение Псалтири дисциплинирует ум, а если ты член двадцатки, пропускать чтение нельзя, только по болезни и другим серьезным обстоятельствам тебе найдут временную замену. Несмотря на солидный возраст, Евгения активный человек, ее старшая сестра тоже до сих пор жива. Иногда одолеют немощи, усталость нападет, но позвонит знакомая бабушка, попросит съездить с ней на гараж за картошкой, и Женя не может отказать, собирается, едет, надо человеку помочь и силы появляются, и самочувствие улучшается.

«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1Тим 6:6)

По воспоминаниям Евгении, жили они бедно, но всегда радовались, не прилеплялись к земному. Мало-мало одеты, сыты и слава Богу, абсолютная непритязательность, редко встретишь такую простоту и благодарность Богу в наше время. И сейчас Евгения живет очень просто и скромно, довольствуется малым.

Дочь Людмила похожа на маму, тоже является давней прихожанкой, на заслуженном отдыхе не сидит дома, несет послушания по храму: дежурит на свечах, на крещении, помогает в Гуманитарном Центре «Братская помощь». И к маме относится очень тепло и трепетно, постоянно ей помогает. Евгения воспитала себе достойную замену.

Всегда радует, когда на приходе молятся и трудятся несколько поколений одной семьи – бабушки, дети, внуки, а иногда и правнуки, раньше, на Руси, это было нормой. Храм, как дом родной, тоже требует любви и ухода. Силами наших прихожан, в том числе Евгении и Людмилы, поддерживается чистота, порядок и уют в храме, не остаются без вкусной трапезы клирики, трудники и дежурные, благоукрашается территория, выращивается урожай на огороде – каждый вносит свой посильный вклад, свою лепту в общее дело, дело своего спасения…

 «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1 Кор: 12:12)

Марина У.

 

 

(234)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *