1 занятие

Священное Писание

Священное Писание в силу особенности древнееврейского языка (на письме используются только согласные буквы) могло существовать только в сопровождении Предания. Как именно прочесть каждое написанное слово, читатель узнавал от тех, кто уже умел его читать (пример: попробуйте прочитать слово, записанное согласными буквами – КПЛ – что это: купал, купил, копил, кипел, купол, капель, капля?).

Однако ведь не только правильное прочтение слова делает Писание Священным, но то, что в нем содержится.

Что в нем содержится? Мы обычно говорим о смысле и значении. Но дело идет о гораздо большем: сии слова – это начертание Духа. И увидеть в этих словах бесконечное свободное движение творящего Духа – вот настоящая задача читателя. Это можно увидеть, только если кто-то укажет, на что смотреть. Это и делает Предание.

Мы сегодня читаем Книгу как книгу. Кто-то как философский трактат, кто-то как исторический или литературный памятник, кто-то как свидетельство живой веры. Но ведь это – творение Духа. И слово «творение» означает:

  • что эта книга сотворена под воздействием Духа;
  • что этот Дух творит из читающего нового человека. Если он окажется способным читателем.

<<Если никто не покажет ребенку: вот, смотри, почки набухают – это весна приближается; видишь, снегири появились, а журавли улетели – это приближается зима; слышишь, как дерево скрипит, — оно ждет свою бурю, чтобы упасть… — разве узнает ребенок всё это сам? Он даже не заметит, что на помойках пасутся вороны, на куполах храма – голуби, а в полях – грачи. А тех, кто заметит такое, даже не один на тысячу, а много, много меньше…

Вот, смотри, ноздри раздулись, руки дрожат, глаза блестят – это человек гневается; а теперь глаза забегали, улыбка вымученная – врет;  губы дрожат, глаза круглые и по сторонам оглядывается – трусит… Этому, конечно, можно научиться из опыта и наблюдений – но опять лишь один из многих сможет научиться различать и объяснить это другому.

Если не показать человеку признаки Духа, как он научиться их замечать? Вот слова, они рождаются в сердце верующем; вот поступок – он являет нам любовь, вот слезы – это не та боль, которая в разбитом пальце или в зубе, это боль сердца, это стыд и надежда, это зов Духа и жажда души откликнуться на него…

Если нет того, кто покажет, на что смотреть, — как увидеть это, как выделить это из массы других, так неразличимых друг от друга, признаков? Если не подсказать, откуда исходит этот зов, как же пойти на него?

Тот, кто отверг Предание, — убрал указатель, предупреждающий об обрыве на левой дороге и гостинице на правой. Как теперь выбрать правильно, куда свернуть? Лишь враг Христа мог отвергнуть Предание. >>

Поэтому мы с вами будем читать Писание и изъяснять его и будем делать это в русле традиции, способной порождать в человеке веру, благочестие, святость.

Какая книга самая древняя из читаемых в течение последних двух тысяч лет?

Какая из книг самая распространенная (читается наибольшим числом людей)?

Какая книга сыграла самую выдающуюся роль в человеческой истории, развитии культуры, литературы, философии и искусства?

Но даже не это делает ее необычной книгой. Ее необычность в том, что она является ОТКРОВЕНИЕМ.

Что может подтвердить нам эту ее особенность?

Пророчества.

Мы знаем времена и сроки написания каждой книги и поэтому легко можем проследить, какие из содержащихся в ней пророчеств сбылись, потому что само Писание называет это отличительным признаком богодухновенности:

18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; 19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; … 21 И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» 22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его. (Второзаконие 18:18-22)

Пророчества о ближайших событиях, о судьбах конкретных людей, о судьбах целых народов, в том числе и в отдаленнейшем будущем…

Нам сейчас особенно удобно рассматривать их, потому что огромное количество пророчеств связано с пришествием Мессии, потому что судьбы многих библейских народов уже завершились.

Мы не будем сейчас разбирать эти пророчества, но по ходу дела будем говорить о них. 

Описывая откровение, бывшее тому или иному пророку, Библия говорит: «и было» слово Господне к пророку. И в этих случаях употребляется то же самое еврейское слово, с которого начинается Библия при описании творения мира «да будет».

«словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их…

…ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» (Пс. 32: 6 – 9)

Эти же слова мы можем отнести и к самой Библии: «Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» Священное Писание.

Толкователи сравнивают отношение Духа Святого и пророка с музыкантом и инструментом. Чтобы был звук, способный передать то, что слышит внутри себя музыкант, инструмент должен быть подобающим образом настроен. Так и от качества души пророка зависит то, чтобы исполнить замысел Духа и сложить текст Священный, а не просто мудрый.

Но и для нас, читающих, эта мысль верна ровно так же.

«никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петр. 1, 19 – 20).

«Сам собою», т.е. своим разумом и заранее, никто не может «разрешить» ни одного пророчества, но когда то или иное предсказание исполняется, то люди явно видят осуществление предреченного Богом:

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1: 21).

Еще интересные слова ап. Петра, в которых указывается на тесный соработнический союз пророков и Св. Духа:

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. (1-е Петра 1:10,11)

Здесь ясно сказано, что пророки занимались «изысканиями и исследованиями», а в то же время в них говорил Святой Дух Божий. Пророк принимает участие в Божественном откровении живо и творчески. >>

Древнейшая часть Библии – Пятикнижие Моисеево, по-древнееврейски Тора (Учение), записана в 14 веке до н.э. В ней говорится о множестве людей, событий но вся она внутренне едина, единый Дух дышит в каждом ее слове, проявляясь как в частностях, так и во всем грандиозном целом. Всем своим содержанием она свидетельствует о едином Творце вселенной, о гармонии творения, о предназначении человека, и как явная, так и сокровенная суть ее состоит в утверждении Божьего единства, проявляющегося во множественности феноменов мироздания.

Подобно этому и вселенная, сотворенная Богом и управляемая Его законами, представляет собою единство во множестве.

Подобно этому и человечество, которое Спаситель собирает в Церковь, является таким же единством во множестве.

Поэтому если мы хотим научиться понимать Писание, мы должны пребывать в этом единстве, нам следует искать и стяжать того Духа, который говорил пророками.

И мы с вами, сегодняшние читатели Писания, должны помнить, что мы тоже являемся элементом, звеном в том единстве, которое создается Писателем из всех нас, читателей, живущих ныне и живших когда бы то ни было. В основе нашего понимания сегодня лежат древнейшие читатели и толкователи всех времен и народов, когда-либо пытавшихся постичь содержание Божественного откровения. Не надо пытаться подходить к Священному Писанию «один на один». Конечно, мы с вами вряд ли сможем реально соприкоснуться с теми источниками, которые возникали до нас, но давайте хотя бы помнить, что они были, и без них не было бы сегодняшнего читателя; что современная Библеистика немыслима без изучения этих источников:

  • Папирусные фрагменты из Египта – 5 в. До н.э.
  • Серебряные пластины-талисманы с текстами из Пятикнижия – 9 – 8 в. До н.э.
  • Надписи на камне и глине с отрывками из книг Библии из Палестины и Междуречья – более 2500 лет.
  • Фрагменты из книги Иеремии, из 1 и 2 Царств  — 3 в. До н.э.

Но полный свод Библии датировался только 8 – 10 вв. н.э. Так было до 1947 года, когда была обнаружена Кумранская библиотека из более чем 600 книг: все библейские книги (кроме Есфирь), ряд апокрифических произведений, а также произведения учителей и поэтов общины; пророчества, предсказания, псалмы и устав общины ессеев.

Очень древние переводы Библии – 3в. До н.э. – Александрийский (греческий) – царь Птоломей Филадельф для библиотеки (Септуагинта)

1 – 2 в. Н.э. сирийский перевод Пешито (Пешитта)

Таргумы – иудейские переводы первых веков н.э.

Коптский – 3 в.

Армянский – 4 – 5 век

Древнеэфиопский – 4 – 5 век и др.

Это и есть «традиционный подход к осмыслению Священного Писания». Есть в этой традиции и такое выражение: «У Торы семьдесят лиц» — 70 уровней интерпретации. Из них наиболее традиционные – четыре, обозначаемые четырьмя древнееврейскими словами:

«пшат» — «простой смысл», буквальное толкование (исторический контекст)

«ремез» — «скрытый намек», иносказательное объяснение

«друш» — «изыскание», толкование символов, скрытых за завесой простого повествования

«сод» — «тайна» — таинство Божественной, высшей жизни, «просвечивающей» сквозь данный стих и доступное восприятию лишь особо одаренных, духовных людей.

(146)

2 Comments

  1. Наталья Аликина

    Здравствуйте, отец Андрей. А можно сделать так, чтобы проповеди и статьи можно было распечатать, а то глаза болят в компьютере читать тяжело. А вот распечатанный текст очень было бы удобно.

  2. Здравствуйте Наталья!
    Достаточно выделить необходимый вам текст (копировать) и перенести в документ WORD, а затем с данного документа вывести на печать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *