Сегодня день памяти Святителя Иннокентия первого епископа Иркутского.
По всей Сибири и за её пределами почитают свт. Иннокентия Иркутского, в дни его памяти в Знаменском соборе г. Иркутска, молящихся также много как на Пасхальном или Рождественском богослужении, — как будто вся паства стремиться собраться в эти дни под благословение любимого Святого.
Многие дела совершались и до сих пор совершаются после молитвенного обращения а Иркутскому чудотворцу, пожалуй, в каждом иркутском приходе найдутся люди, хранящие свои истории о его чудесной помощи.
«Имеется немалое количество официальных засвидетельствованных чудотворений свт. Иннокентия. Все они были явленны отдельным верующим и даже неверующим людям, которым в трудную минуту в условиях смертельной опасности или безнадёжного положения помог своим чудесным вмешательством отче Иннокентий. А сколько известных или неизвестных людей, оставленных врачами и обратившихся с горячей молитвой к Святому, избавилось его помощью от разных болезней!
К сожалению, никто и никогда не выяснял даже самую важность чудесного вмешательства Святителя в социально – политическую сферу русского общества, промыслительного влияния Святого на ход исторических событий в Сибири. Между тем вряд ли кто станет отрицать роль Вознесенской обители, где пребывали мощи святого, в культурном освоении Восточной Сибири, Дальнего Востока, Камчатки и Аляски. Наши миссионерские успехи в Китае и Японии, по крайней мере до начала 20 столетия, так или иначе связаны с Иркутском, с Вознесенским Свято–Иннокентьевским монастырём, куда за благословением и испрашиванием помощи приходили и миссионеры, и купцы, и государственные деятели и где после успешного завершения дел перед ракой Святого совершались молебны в благодарность за успешно совершившиеся экспедиции, удачную торговлю, присоединение новых земель, успех дипломатических переговоров.
Подготовка миссионеров Православия в Сибири и на Дальнем Востоке началась ещё при жизни Святителя, под его непосредственным руководством. В последствии на базе училища, в котором проходила эта подготовка, была создана духовная семинария, которая многие годы своего существования пребывала в ограде монастыря. Из этого учебного заведения вышло много выдающихся учёных, миссионеров, религиозных и политических деятелей. Достаточно в связи с этим вспомнить знаменитого просветителя Америки и Аляски свт. Иннокентия, митрополита Московского, причисленного уже в наши дни к лику святых Православной церкви. Подолгу усердно и слёзно молился перед мощами епископа Иннокентия другой выдающийся русский миссионер, просветитель Японии — свт. Николай Японский , ныне почивший под спудом в Никольском соборе в центре Токио.
Не только миссионеры получали благодатную помощь от свт. Иннокентия в их просветительской деятельности на Востоке и в Америке. Под его незримым покровительством успешно развивались дипломатические дела, политические проблемы. Любое более или менее значительное государственное начинание в отношениях с восточными странами, в тонких и деликатных территориальных вопросах предварительно освящалось в Вознесенской обители и на то испрашивались молитвы Святителя за Отечество…».
А с чего начинал будущий святой своё восхождение на небо?
С желания Богу посвятить свою жизнь. Но проходит время, это вдохновение угасает, меняется обстановка и со странностью вспоминаются эти чувства, которые были в юном возрасте. Они кажутся романтикой, чем-то несбыточным и не реальным. И лишь немногие, имея это вдохновение в юности, находят силы продолжить это внутреннее желание своей жизни и достичь цели. Именно таким был свт. Иннокентий.
По преданию — сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. Обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной церкви прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В феврале 1721 г. Святейший Синод постановил Иннокентия «в архиереи посвятить». Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г. Иннокентий в присутствии царя Петра I в Троицком соборе Александро-Невского монастыря был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине.
Готовясь к миссионерскому служению за границей
19 апр. 1721 г. свт. Иннокентий вместе с 2 иеромонахами, 2 иеродиаконами (в т. ч. с иеродиаконом Филимоном), 5 певчими, поваром и 2 служителями отправился в «Хинское царство» (Китай). Из С.-Петербурга до Иркутска И. и его соратники добирались более 11 месяцев.
Вероятно, препятствием для проезда миссии в Китай послужили и интриги.
18 янв. 1727 г. Синод издал указ о выделении из Тобольской самостоятельной Иркутской епархии и о назначении свт. Иннокентия на Иркутскую кафедру. Получив указ, в августе 1727 г. свт. Иннокентий возглавил епархию 42 церкви и 4 обители. Первый епископ Иркутский явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Восточной Сибири. За короткий срок пребывания на Иркутской кафедре (4 года 10 месяцев) ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни новой сибир. епархии.
Он возлюбил Христа от юности, и тем самым стяжал любовь к Богу, человек сам не сможет иметь этот дар любви, если Бог Ему этого дара не преподаст. Что же это за любовь Христова? Это не только чувство тяготения ко Христу, но это прежде всего любовь к людям которую возжёг в своём сердце святитель Иннокентий.
Большое внимание свт. Иннокентий уделял просвещению Христовой верой бурят и др. народностей, населявших обширную Иркутскую епархию. Среди его поучений и проповедей — слова «О человеческой свободе», «Обличение пьянства и разврата», «О милосердии», «О духовной пользе испытаний». Обращения святителя в проповедях «любимцы мои», «любимиче возлюбленный», «любезные слушатели» и т. п. выражают его искреннюю любовь к пастве: «Умоляю вас, любимцы мои, чтобы всем нам получить Царство Небесное, прежде всего человеку следует содержать правую веру во Отца, и Сына, и Святого Духа и хранить семь церковных таинств. Но послушайте, любимцы! Одна вера недостаточна для спасения, как и апостол говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 20). Как человеку на одной ноге ходить нельзя, ни птице летать с одним крылом, так нельзя получить спасение одной верой без добрых дел. Если хочешь избегнуть мучений и желаешь быть наследником Царства Небесного, и ты твори добрые дела: вначале — смирение, а затем — пост и молитву».
За свои апостольские труды свт. Иннокентий сподобился дара прозорливости.
Непрерывный труд, суровый климат Сибири и дальние разъезды отразились на слабом здоровье епископа; в начале 1731 г. свт. Иннокентий с большим трудом совершал службы. Последний раз литургию отслужил 3 окт. Свт. Иннокентий был погребен в склепе Тихвинской церкви Иркутского Вознесенского монастыря.
Указ Синода от 1 дек. 1804 г. определил открыть мощи и установить общецерковное празднование Иннокентия Иркутского, чудотворца 26 ноября (9 декабря н.ст.).
Мы сегодня возносим Ему свои пламенные молитвы, просим чтобы Он исходатайствовал у Бога и нам возжечь в своих сердцах лампаду любви к Нему, приобрести и стяжать дух мирен и спастись. И мы молимся, чтобы святитель Иннокентий своим ходатайством и своею молитвой , своею любовью, помог и нам найти свой путь и обрести Царствие Божие, в котором радость, мир о Духе Святе. Аминь.
(172)