8 января этого года в один день я сначала была на Рождественском спектакле в Православной гимназии, а затем на новогоднем представлении в Дворце Искусств. Сразу скажу: первоначальный восторг был и там, и там. А по прошествии нескольких дней составилось сравнение этих двух спектаклей для детей и стало как-то тревожно. Попробую объяснить.
Городской спектакль не мог быть о Христе. По материалу, вроде бы, — сказка «12 месяцев», о христианских ценностях (трудолюбии, смирении и нестяжании), только лично я просто не успела о них подумать. Это было настоящее шоу: профессиональные актеры, танцоры, яркие декорации, свет, роскошные костюмы. Зрители, и я вместе с ними, открыв рот, поглощали новые и новые картинки. Первый раз в жизни я увидела спектакль под фонограмму: актеры просто шевелили губами — это был мультик, где нарисованный персонаж вроде говорит, но понятно, что кто-то живой его озвучивает. Думаю, что дети этого не поняли и очень надеюсь, что сюжет сказки им всем хорошо знаком. Я лишь потом поняла, в чем тут несоответствие: СЛОВО в этом шоу было не столь уж и важно. Не нужно думать, не нужно сопереживать, нужно СМОТРЕТЬ, СМОТРЕТЬ, СМОТРЕТЬ. Я думаю, если бы вообще не было «главной» героини — Настеньки, спектакль вообще не пострадал бы.
Теперь о нашей «Настеньке», — о Православной гимназии. Очень скромный актовый зал, нарисованные гуашью декорации, актеры – наши ученики. Каждый раз, приходя на самодеятельные спектакли, не ждешь многого, а уходишь окрыленный. Потому, что здесь заставляют думать. Даже смеяться над шуткой дети начинают не сразу: шутки до них «доходят» — сначала один, потом второй и только через несколько секунд хохочет весь зал. А как плачут на спектаклях, и все больше взрослые (плачет 90% взрослых), потому что, все грехи и несправедливости — это про них. Кстати, если раньше, я считала, что так много взрослых на спектакле, потому, что это родители актеров, то теперь я точно знаю, что их дети уже давно закончили школу. Отдельное спасибо режиссёрам. Так мотивировать старшеклассников, чтобы они просто выучили текст, — не всем учителям литературы под силу. Петь оды гимназическим спектаклям можно бесконечно, но я о другом.
Как говорила ранее, праздничное настроение на все 100% я получила в обоих случаях. Только на следующий день до меня стало доходить, что жизнь наша превращается в сплошное слайд-шоу, смену актеров и декораций. Мы зачастую сами играем недоумение, раскаяние, изображаем понимание пошлой шутке начальника, и видим лицедейство властьпридержащих. С декорациями еще проще: надоест картинка на обоях – сделаю ремонт, картинка за окном надоела – куплю машину, уеду на природу, а если погода или местная природа не нравится…
Зачем думать, плакать, будем лучше потреблять и радоваться. Только вот, кто наш режиссер? Кто художник по костюмам и декорациям? И какое следующее действо уже с нашим участием по их сценарию?
М.Ларчик
(117)