Бог сотворил прекрасный мир. Это редко сегодня можно увидеть, потому что все доступное в повседневной жизни пространство – это пространство деятельности человека, а не Бога. В этом пространстве всё меньше и меньше остается божественной красоты, а всё больше и больше – человеческой грязи. Но если кому удаётся попасть в места, где редко бывают люди, а следы их пребывания можно отделить от окружающей природы хотя бы в своем воображении, то красота Божия проступает во всём своём великолепии. Бог сотворил прекрасный мир.
Однако человек, назначенный быть владыкой этого мира, отделился от Бога. Человек потерял образ Божий вследствие своих грехов, и привнёс в мир смерть, страх, беспорядок и бесчинство. А мир в той своей части, которая находится во власти человека, потерял божественную красоту, как теряются яркие краски с заходом Солнца. Человек, конечно, тоже творит красоту на свой манер. Эта человеческая красота даже восхищает нас, но нельзя не признать тот простой факт, что наполняя красотой одно место, мы опустошаем множество других: вырубленные леса, истощенные земли, пустыни на месте некогда плодоносных долин, отравленные реки, исчезнувшие с лица земли виды животной и растительной жизни…
Большей частью мы живём так, словно бы всё в порядке, и ничего из этого зла мы не творили. А иногда вспоминаем, и нам становится страшно от самих себя и от тех перспектив, которые нас неминуемо ждут, если мы не изменим своё отношение к жизни и к божьему творению, к самим себе и к Богу. Мы все заражены грехом и болеем смертью. При этом мы носим в себе семя вечной жизни. Как сохранить его, прорастить и произвести плод? Как не позволить смертной болезни уничтожить это семя?
Для этого и дал нам Господь Крещение – Таинство омытия душевной нечистоты, таинство обновления души, дающее толчок к развитию семени жизни и к очищению от смертной язвы. Иисус Христос открыл путь в новую жизнь через воду крещения. Мы, собравшиеся в Его Церковь, все прошли через эту воду. Но ведь чтобы быть чистым всегда, живя среди нечистоты, помыться один раз слишком недостаточно. Надо все время быть внимательным, осторожным, надо уметь отличать и избегать заразных мест, заразных людей, заразных мыслей и чувств — грех заразен. Надо полюбить чистоту, надо полюбить правду и надо прилагать немало усилий, чтобы научиться жить в правде и в чистоте.
Сегодняшний праздник – это день Богоявления. В первые века он так назывался, соединяя в себе два события: Рождество Христово и Его Крещение. Потому что в этих двух событиях Бог явил нам Свою близость настолько, что мы можем идти по жизни, держа Его за руку. Пусть это метафора, но она означает реальную близость с Богом, близость, которую нам доступно создать и поддерживать с Его помощью.
Бог дал нам возобновление Крещения в таинстве Покаяния, а в празднике Богоявления — ежегодное напоминание об иной жизни, об иной реальности. Нам должно накапливать эту иную реальность и иную жизнь в своей душе, именно это называл преподобный Серафим «стяжанием Духа Святого». Он использовал это выражение, потому что ожидал, что оно понятно собеседнику. Но когда я думаю — «почему нам не удается это стяжание?», — то нахожу две причины: лукавство и недобросовестность. Одно прямо вытекает из другого. Впрочем, не знаю, что из чего. Ведь лукавство невозможно при добросовестном отношении. С другой стороны, недобросовестность есть естественный результат лукавства. Разбирайтесь сами в себе, за какой конец вы потянете, чтобы распутать этот клубок, я только поясню, что имею в виду.
Заповеди Божии для того, чтобы их знать? Или чтобы их знать и исполнять? Почему мы очень даже комфортно чувствуем себя, не зная их? Не потому ли, что придется исполнять, если узнаем?
Если мой ближний их не исполняет, или исполняет недобросовестно, или вовсе лукаво, почему это становится оправданием для моего ничегонеделания? Не должен ли я тем усерднее приложить свое усилие, чтобы исполнить то, что должно быть исполнено, но не сделано другими?
Если «возлюби Господа» — первая заповедь, то почему на Него время находится только после всех дел и проблем, то есть в последнюю очередь?
Если верующим называется тот, кто поверил услышанному, то верующий Богу должен слушать и слышать Его. Где услышать Бога? – В Священном Писании, которое является Его словом, обращенным к нам. А как часто мы уделяем время этому чтению, чтобы услышать Бога?
Если вам не очень понятно, о чем говорит Слово Божие, то, возможно, стоит приложить усилие для понимания, а не отказываться от чтения?
Наша недобросовестность явным образом проявляет себя в том, что, пытаясь научиться благому духовному стяжательству, мы не решаемся на безоговорочное и бесповоротное изменение своей жизни. Мы не отбрасываем вдруг и сразу то, что губит нас, но продолжаем тешиться этими пороками – они так привычны! Без них просто невозможно представить себя. Мы годами каемся в одних и тех же грехах; кажется, что уже стоишь – и вот уже опять находишь себя лежащим.
Нет, я не осуждаю, даже если это так выглядит. Я лишь хочу сказать, что излечение начинается с признания себя больным. А вторым шагом должно быть безоговорочное решение делать ВСЁ, что будет содействовать моему исцелению. Потому что одно средство против укоренившейся страсти, которая поддерживается МНОГИМИ привычками, не даст результата. Даже если это средство – самая «крутая» молитва из самого «могучего» сборника молитв. Хотите победить страсть – увидьте ее во всей ее мерзости, без каких бы то ни было прикрас и «замыливаний». И – учитесь видеть красоту божьего мира во всем ее многообразии. Найдите в этом многообразии как можно больше того, что «цепляет» вашу душу, и «зацепитесь». И когда приходит вновь позыв страсти, чтобы увести за собой, цепляйтесь за всё и за каждую любовь вашей души, которая к Божественному, потому что только Божественное может победить нашу низость.
Я думаю даже, что люди намеренно уничтожают проявления Божественной красоты и заменяют человеческой, чтобы тому, кто возжелал освободиться, не за что было ухватиться. Ведь всё человеческое – с печатью греха. Поэтому надо всё, что можно, запачкать грехом – в том числе и в Церкви (и даже в первую очередь в ней), а что невозможно запачкать – надо оклеветать.
Но нам, чтобы жить и спасаться, надо, чтобы в душе всегда было какое-то еще живое количество любви. Чтобы не дать душе умереть, нужно чаще омывать ее от греховной заразы, которая убивает любовь. Праздник Богоявления – напоминание об этом омытии. Таинство покаяния – постоянно доступная «баня пакибытия», «омытие нечистоты». Нужна воля к победе. Очень нужна воля к победе. Без нее не победить…
Почему в Церкви так много праздников? Если вам знакомо праздничное чувство, то это вопрос риторический, а если вы его забываете, то праздники вам нужны для напоминания. Праздничное состояние души – это состояние обновления, это просиявшие краски, это жажда жизни, захватившая душу, это обретение надежды и веры в лучшее, когда, кажется, уже нет поводов для такой надежды – всё обрыдло. И вдруг – всё заиграло: люди улыбаются, говорят добрые слова, делают добрые дела. В самый пик зимы – казалось бы, смерти всей живой природы – вдруг открывается обновление жизни, которое проглядывает сияющим солнцем сквозь морозный воздух и ледяную воду. Кто умеет в эту воду войти, тому знаком пик этой радости (впрочем, если не решаетесь, то не принуждайте себя, ведь для этого тоже надо «созреть»). Бог обновил мир, сойдя в него. Как не поверить, что Он может обновить и твою жизнь, если ты примешь Его искренне и предоставишь в сердце место, подобающее Ему.
Выбери жизнь…
Протоиерей Андрей Скрынько
Январь 2019
(113)