Худший из грешников

…Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной (1 Тим. 1: 15-16).

Апостол Павел – первоверховный. Впрочем, так его назвали мы, уже после его смерти. Но ведь и сам он свидетельствовал о себе: «… благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10).

Худший вид лжи – полуправда. Ложь существует, чтобы запутать и сбить путника на пути, не ведущие к цели. Но на неверном пути человек может сохранить себя, свое достоинство, свою правду. Если вдруг правда откроется, то человек тут же отбросит ложный путь: ведь он искал правду, зачем же он будет ходить путями, не ведущими к ней? Когда свет загорелся, он увидел, куда идти, и – пошел.

Полуправда существует, чтобы запутать не путь, а путника. Чтобы он перестал отличать левое от правого, бессердечие от справедливости, скупость от бережливости; чтобы зависть принимал за праведный гнев, злоязычие за прямоту, многословие за знание… Полуправда подменяет ценности.

Господь настиг Савла, как некоего изверга, как сам он о себе говорит. Настиг, чтобы сделать своим избранным сосудом. И когда свет осиял Савла на пути в Дамаск, он сначала ослеп – т.е. ясность его духовного пути, которую, как ему казалось, он имел перед собою до этого момента, пропала; а затем прозрел – он увидел Истину. Ту, что и искал всегда, и которой по заблуждению своему, думал что служит – искренно и всеми своими силами. Увидев же верный путь, Савл пошел по нему, чтобы стать Павлом, так же искренно и всеми своими силами служа, только теперь не заблуждению своему, а открывшемуся ему Богу. Мы называем Павла святым.

Мы с вами далеко не святы и живем в полуправде. Из свидетельства Павла о себе нам хорошо известно только одно: «я более всех их потрудился». И нам сильно не хватает второго: я первый среди грешников. Конечно, слова эти нам знакомы, мы даже умеем их уместно произносить – например, когда готовимся к Причастию. Но умеем ли мы это почувствовать?

Среди моряков есть такая присказка: тот не молился, кто не бывал в море в шторм. Я не был, но понимаю, о чем речь, потому что подобное можно почувствовать и в других случаях. Причем я думаю, что можно и более возвышенно, потому что почувствовать величие стихии, грандиозность Космоса можно без животного страха за свою жизнь. Взойди на гору и посмотри на мир под ногами. Почувствуй ветер, который грозит тебя столкнуть вниз, и услышь в нем приглашение взмыть вверх и полететь вдаль. Посмотри в лик Вселенной, которая миллионами глаз смотрит на тебя из бездонной дали. Услышь, как она зовет тебя – и ты кое-что поймешь о величии Бога, перед Которым каждый день дерзаешь встать на разговор и, произнося Его имя, второпях «вычитываешь» молитвы. Это я называю полуправдой. Мы говорим об этих вещах, не переживая их. Мы рассуждаем о политике и истории, не имея знаний хотя бы из элементарного школьного учебника, не умея выслушать оппонента до конца. Мы рассуждаем о святости и грехах, не умея почувствовать свою ничтожность перед Богом. Поэтому мы никогда и не поймем Его замысла: возвысить эту ничтожность до равенства Себе.

Мы смотрим на себя, потом смотрим на соседа и видим только: я лучше его, он хуже меня. Павел смотрел на Бога, переводил взгляд на себя и видел: хуже меня быть не может. И приходил в восхищение: потому бесконечна милость Господа, явленная на мне.

Слепой человек сидел при дороге во тьме среди ясного дня, одинокий в многолюдном мире. Наверное, были люди, как-то заботившиеся о нем, может, любившие его. Но это не отменяет того рода одиночества, на которое обречен слепой человек. И вдруг он услышал имя «Иисус Назорей» и почувствовал на себе взгляд миллионов глаз Космоса, позвавшего его к себе надеждой, ощутил порыв ветра, позвавшего взлететь: сможешь ли, решишься ли поверить в возможность невозможного? Вартимей бросился в эту бездну надежды всем своим существом: «Сын Давидов, помилуй меня!»

Было ли в этом крике отчаяние никчемного существования, бросок утопающего, пытающегося ухватиться за соломинку – «а вдруг»? Наверное, все это он уже переживал в своем сердце раньше. Но в этот момент Господь услышал не крик обиды и отчаяния из усталого и потухшего сердца. Он услышал крик веры. Эта душа продолжала верить, что человек рожден не для того, чтобы влачить жалкую жизнь во тьме, продолжала верить, что свет может однажды вспыхнуть. Этой своей верой Вартимей услышал, что его Свет приближается к нему и бросился к Нему навстречу всей душой.

Чтобы так страстно захотеть света, надо почувствовать себя погруженным на дно тьмы – как Павел чувствовал себя в бездне греха.

Хотите, чтобы для вас вспыхнул Свет? — Почувствуйте себя слепым Савлом.

Хотите быть похожими на Вартимея своей верой? — Почувствуйте, что ваша жизнь – не то, для чего Господь привел вас в этот мир. Совсем не то. Почувствуйте это так, чтобы душа сжалась от страха тьмы, поглощающей ее. А потом почувствуйте, что вы стоите на краю бездны, которая ждет, что следующий порыв ветра вас опрокинет в нее. А потом почувствуйте, что этот самый ветер зовет вас не упасть, а полететь. И вот если вы захотите полететь, тогда закричите Богу: Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного! Я не хочу больше быть Савлом, я хочу стать Павлом. Яви и на мне милость Свою!

А знаете, почему мы не умеем так закричать Богу? Потому что мы не хотим всей правды. Мы хотим только ее половину. Мы хотим жить лучше — да. Но при этом мы не хотим жить по-другому. А после этого крика уже невозможно будет жить так, как жили до сих пор. Это я и называю полуверой. Если хотите, чтобы жизнь стала иной, надо строить ее иную. Своими поступками и своей верой в то, что это возможно. Вспомните: вы чувствовали это иногда во время молитвы: тоску души по иному? Вдруг так захочется того, на что вечно не хватает времени, настолько не хватает, что даже уже и не помнишь, как это важно. И в этот момент не то плакать хочется, что так мало в жизни настоящего, не то наоборот радость захлестывает, что ты сейчас, наконец, можешь и хочешь это сделать…  Попробуйте себе представить жизнь, которая в своем существе — это самое мгновение, заполнившее всё время вашей жизни.

Если вы способны представить себе такую жизнь, то задайте себе вопрос: что во мне мешает мне проживать это мгновение чаще? Какая черта характера, привычка, свойство души — найдите хотя бы одну такую причину и убейте ее. И в вашей жизни станет больше Света.

02.02.2019 Слово в Неделю 31-ю

(169)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *