«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30: 19 – 20)
Снова задаю себе вопрос: Царство Божие, Царство Небесное что для нас, православных? Реальность или миф? Когда говорим о жизни вечной, что в наших словах: намерение? желание? мечта? тоска по мечте? или, может, просто идиома такая – некое расхожее выражение, как, например, ответ на пожелание «ни пуха, ни пера»: ведь никто же, в самом деле, не пошлет близкого человека к чорту. Вот, к примеру, поездка на дачу в выходной день – это реальность, притом задолго до наступления этого дня. Потому что мы уже на этот день не планируем ни визитов в гости, ни уборки дома, ни пробежку по магазинам, мы планируем ехать на дачу. Отпуск летний – это реальность: он
стоит в графике, мы копим деньги, выбираем маршрут, готовим снаряжение (или наряды – кому что).
Квартира для подрастающего ребенка – это даже больше, чем реальность. Мы ради нее впрягаемся в кредиты, протягиваем руки в еще не существующее будущее и уверенно изымаем из него те блага, которые еще только
предполагаем произвести на свет лет через десять(!), хотя никто из нас не может ничего знать о том, наступит ли для нас это будущее, и будет ли оно таким, как мы придумали; однако ведем себя так, как будто уверены, что – будет, и будет именно таким. Даже пенсия для нас – до некоторой степени реальность, потому что мы на нее отчисляем проценты от зарплаты…
Так что же для нас Царство Божие? На что мы ради него готовы? Какое место в планах оно занимает?
«Царство Небесное подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13: 45 – 46).
Заметьте: ВСЁ! В другом месте эту мысль Господь выразил так: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29). Давайте сравним. Не будем при этом говорить ни о размере жертвы, которую мы отдаем в храме «на добрые дела», ни о монашеском образе жизни, ни о постах и обетах, ради Господа принимаемых, а поговорим о детях.
Что же это значит: «оставит детей своих»?
«Бог сказал (Аврааму): возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2). И Авраам пошел, чтобы принести сына своего в жертву Богу. Он думал тогда, что это означает заколоть его и сжечь на жертвеннике, но оказалось, что он ошибался, и сын остался жив. И все же заметьте: жертвенник был, и жертва была принесена, и молитва благодарения прозвучала, и все это было теснейшим образом связано одно с другим. Потому что Бог хотел от Авраама получить Исаака, но это означало не убить его, а сделать гражданином Царства Небесного, то есть ввести в жизнь вечную, ведь жизнь вечную человек получает, лишь прилепляясь к Богу, «ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30: 19 – 20). Вот что сделал Авраам своею верою: он воспитал сына своего для Бога, он возвел его на гору (потому что в те времена не было храмов, и жертвы Богу возносились на возвышенных местах) и освятил Господу, и сам радовался и ликовал об этом. Потому что оказалось, что отказаться от сына своего ради Господа своего, и есть действительное приобретение.
Чего мы больше всего хотим для своих детей? Думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все хотим своим детям счастья, или еще сегодня говорят: успешной жизни. Но вот в чем мы полагаем этот успех? В чем ищем счастья? К какому счастью мы готовим детей в своих семьях? «Семейная жизнь в наше время расстраивается, развращается и часто распадается. У современной молодежи мало семейных радостей, а потому у них нет и искренней любви и привязанности к родителям. Исчезла та любовь, которая препятствовала людям в продолжение всей жизни совершать что-либо, о чем нельзя было рассказать матери, та привязанность, которая не дозволяла ни жить, ни работать, ни решать дела и вопросы свои без благословения матери. Теперь столько родителей, избегающих и не желающих приближаться к внутренней жизни своих детей, увлеченных светскими интересами или искусствами, делами, службою и общественными и государственными вопросами! Нет никаких знаний в вопросах воспитания, потому что они далеки от понимания христианства и цели человеческой жизни. Иные выражают свою любовь к детям полным подчинением своим их воле. Несомненно, современная молодежь часто бывает одинока в своих семьях и поэтому ищет сочувствия, ласки, любви, руководства и удовлетворения своих духовных и сердечных потребностей вне дома. Ужасен этот мир, лежащий весь во зле и в борьбе с правдою и благочестием! Спасение погибающих возможно лишь в усыновлении их Преблагословенной Матери Божией» (Священномученик Серафим (Чичагов)).
Мы ищем счастья своим детям на продолжении тех путей, которыми ходили в жизни сами. И хотя это весьма прискорбно, но и – неизбежно. Ведь невозможно искать его там, где тебя нет и не было, а вышли мы все из безбожного общества и оттуда вынесли представления о том, что в жизни важно, что ценно, к чему надо стремиться и чего достигать. Чтобы изменить эти свои ценности и взгляды, надо сначала убедиться личным опытом в истинности и достоверности новых, но чтобы приобрести такой опыт, надо сначала испробовать их (христианские
ценности) своей жизнью. По этой причине духовное созидание происходит из поколения в поколение, накопление духовной мудрости – веками. И уж точно пройдут годы и годы, прежде чем мы научимся отличать мудрость от ума, знания от опыта, образованность от начитанности. Пока вновь научимся ценить человека по качествам его души, а не по занимаемому положению; пока духовные связи станут для нас ценнее родственных. А значит, наши дети не намного ближе к счастью и к преуспеянию в духовной жизни, потому что все, чем положительно отличается нынешнее (либеральное) время в сравнении с предыдущим (советским), сводится к увеличению ассортимента товаров в магазине и к техническим новинкам. Но ведь не этим человек приближается к Богу. И даже не степенью духовной свободы, которой тоже, вроде бы, стало много больше, но – умением этой свободой распорядиться. Впрочем, чтобы приблизиться к Богу в поисках счастья, тоже надлежит еще поверить, что счастье именно в этой близости и состоит, а не в квадратных метрах жилья и размере зарплаты. А убеждены ли мы в этом сами в должной мере? И получается, так и будут наши дети идти по путям наших грехов, обремененные нашим упрямым намерением реализовать в них СВОИ мечты о СВОЕМ несостоявшемся безбожном счастье.
Впрочем, есть еще один выход, которым можно существенно сдвинуть ход исторических событий в рамках
одного поколения: пустыня. Моисей увел в пустыню людей, хромающих на оба колена в своих представлениях о жизни, а вывел из нее через 40 лет народ с твердой верой и сильным духом, народ, способный строить совсем новую жизнь. Может быть, не надо ждать, когда наши правители окончательно ввергнут нас в пустыню материального неблагополучия, тем более что они сделают это не в целях духовного возрождения, да и вождями по той пустыне быть не смогут. Наверное, можно просто самому для себя осознать необходимость нового измерения жизни, решительно выбрать новые ценности и идти к ним под твердою Божией рукой, то есть с верою в то, что Он-то луч-
ше нас знает, что для нас хорошо и что важно, и не пытаться все время сочетать культурные и материальные ценности безбожной жизни с духовными путями. Давайте определимся с реальностью Царства Божия и честно ответим себе на вопрос: кто и где может научить нас и наших детей путям в это Царство? И почему наши дети до сих пор не там и не тому учатся?
протоиерей Андрей Скрынько
Братск Православный, № 6(122), 24.10.2010
(81)