О десяти прокаженных

Когда мы здоровье воспринимаем правильно, мы его расходуем и через это оно умножается, чтобы вновь расходоваться и умножать в этой жизни радость и красоту. Так работает любая добродетель – например, любовь: щедро раздавая ее, мы ее многократно умножаем.

Слово в неделю 27 по Пятидесятнице, о десяти прокаженных

Лк., XVII, 12-19.

Десять тяжко больных просили милости при множестве свидетелей. Получили в лучшем виде – но уже в отдалении от всех. Чтобы поблагодарить, надо было вернуться к тому множеству людей: пусть все узнают, что чудо свершилось. Вместо этого девять из них поспешили в жизнь, по которой истосковались, уже почти смирились с ее потерей, но вдруг – вот она, вновь доступна, открылась им навстречу. Эта устремленность к вожделенным радостям жизни пересилила здоровую потребность поблагодарить Врача. Я думаю, эти самые вожделенные радости жизни и стали на пути прокаженных, не дав им вернуться со словами благодарности.

Чего вожделеет больной, когда обращается к врачу? Здоровья? — А в чем, собственно ценность здоровья? Что оно дает нам? Лучше всего мы это понимаем, когда его лишаемся. Вот как это у нас работает:

Мое здоровье истощилось. Например, у меня проблемы со щитовидкой. В результате я лишился чего? Возможности правильно питаться? Да нет, наоборот. Я именно теперь только и начал правильно питаться. Но не сразу и — с великим трудом, с ропотом и досадой. Я долго и мучительно привыкаю питаться правильно: есть не все, что хочется, не в любых количествах и не в любой момент. Я, наконец, учусь тщательно выбирать продукты и способ приготовления и вовремя остановиться и отказаться. То есть с ропотом и досадой я учусь здоровому отношению к еде, и воспринимаю это отношение как великую утрату.

А ведь именно правильное отношение к еде и есть благо. Не еда, а правильное отношение к еде. Еда – всего лишь ресурс.

Еда существует для удовлетворения примитивной потребности. Ее можно было бы считать благом в силу этой потребности, если бы человек был просто животным. Но ведь человек – образ Божий. Животная природа в нем – низшая. Еда нужна, чтобы этот «осел» (как многие святые и мудрецы называли свою плоть) мог трудиться в полную силу, производя благо.

Здоровье, по нашему представлению – это такое состояние организма, которое позволяет нам съесть три порции шашлыка или полторта без болезненных последствий. Это такое состояние организма, которое позволяет просидеть всю ночь перед телевизором или компьютером, а с утра бодреньким явиться на работу. Здоровье — это такое состояние организма, когда самовлюбленная дурочка может в мороз бегать по улице в колготочках и без шапки и не слечь с температурой…

Такое «здоровье» быстро заканчивается. Потому что это – ложь. Это – подмена понятий. Во всех этих случаях здоровье сжигается в топке страстей: чревоугодия, сладострастия, тщеславия, праздности, невоздержанности… Когда оно заканчивается, мы очень хотим его снова приобрести. Мы готовы обратиться к врачам и даже к Богу, но – зачем? Чтобы быть здоровыми и вести здоровую жизнь, или чтобы опять получить возможность не считаться с погодой, с качеством пищи, с распорядком дня? Что учит нас чувству меры – такое беспечное отношение к здоровью, или подступившая болезнь? Разве ответ не очевиден? Поэтому мы будем болеть – так полезнее для нас. Вот такая диалектика.

Так что же такое здоровье на самом деле? А это и есть умение придерживаться во всем чувства меры и пребывать в таком состоянии, когда простые телесные движения способны дарить радость.

Взбежал на пятый этаж и почувствовал, как сердце радостно бьется – не судорожно и надрывно, а радостно. Поел – и почувствовал радость от той бодрости, которая потекла по твоим жилам. Проснулся – и ощутил радость от наступающего дня. И если ваш пост не вернул вам эти радости жизни, я ставлю под сомнение плодотворность вашего поста.

А если кто не понял, то я поясню: вообще-то я не про тело говорил. Я говорил про душу и даже – про дух. Но что именно я говорил про дух – оставлю вам как домашнее задание к размышлению, а про душу поясню еще кое-что: все эти радости телесные недоступны человеку с нездоровым состоянием души. Потому что все те страсти, которые лишают нас телесного здоровья, живут в душе и именно ею культивируются – нездоровой душой.

Поэтому вы не научитесь радоваться простым телесным движениям, пока не вернете душевного здоровья.А поскольку две эти вещи очень тесно связаны, то верно и обратное: пока не научитесь радоваться простыми телесными радостями, не вернете себе душевного здоровья.

Или так: пока нет меры вашим телесным чувствам, душа не обретет здоровья. — Пока нет чувства меры в душевных устремлениях, не вернется телесное здоровье.

Когда больной человек работает, он скрипит, кряхтит и каждым движением совершает великую жертву, и стремительно выдыхается. Когда работает здоровый человек, он инициативен, точен и быстр и источает уверенность и оптимизм.

Когда больной человек устает – он обессиливает, и его жизнь сжимается до минимальных действий: забиться на свой диван или в кресло и только бы никто меня не трогал. Когда здоровый человек устает – он переключается на другую деятельность и продолжает быть бодрым, подвижным и отзывчивым.

Когда больной человек отдыхает, он тщательно бережет крохи своих сил, пытаясь умножить их сном, лекарствами, тишиной и теплым питьем. Когда отдыхает здоровый, то это больше похоже на изнурение себя активным движением.

Когда мы здоровье воспринимаем правильно, мы его расходуем и через это оно умножается, чтобы вновь расходоваться и умножать в этой жизни радость и красоту. Так работает любая добродетель – например, любовь: щедро раздавая ее, мы ее многократно умножаем.

Когда мы здоровье воспринимаем неправильно, мы сжигаем его ради удовольствий, и оно стремительно истощается, чтобы умножать соблазны и пороки.

Вернемся к евангельской истории. Один обрел здоровье и поспешил поделиться радостью, наполнившей его душу, с Тем, Кто ему эту радость подарил. И этим многократно умножил приобретенное богатство: не только получил здоровье, но и обрел спасение.

Девять получили здоровье и поспешили к своим вожделенным удовольствиям, по которым так соскучились. В тот же момент полученное сокровище начало истощаться…

Отношение 9:1, вероятно, не случайно. Я думаю, в таком отношении находится количество тех, кто тратит здоровье на получение удовольствий, к числу тех, для кого здоровье – это правильное отношение к жизни. Таково отношение численности тех, кто ищет от Бога каких-либо благ, к числу тех, кто, получив, благодарит Его за это.

Возможно, это соотношение количества тех, кто любит то, что есть у Бога, к числу тех, кто любит Бога.

В каком-то смысле эта пропорция – выражение наших отношений с Богом. И эти отношения не могут прийти к большей и искренней любви, пока мы жертву, совершённую Богом ради нашего спасения, используем только на то, чтобы нам есть, пить и веселиться; прощать себе грехи и продолжать получать от них удовольствие.

Нельзя так однобоко воспринимать христианство, будто бы Бог умер для того, чтобы нас простить. Бог умер для того, чтобы мы возненавидели грех, который способен убить даже Богочеловека, не согрешившего ни разу.

А мы грешим, но надеемся на жизнь. Чтобы иметь шанс на жизнь, основание нашей надежды должно быть не только в способности Бога воскрешать мертвых. Не в меньшей степени оно должно заключаться в нашей способности умереть для греха…

У нас с вами есть еще две недели поста, чтобы постараться умереть для греха. Поспешите сделать это, чтобы приближающиеся новогодние и святочные праздники не стали для вас капканом безудержных удовольствий, а стали днями духовной радости.

Протоиерей Андрей Скрынько

  1. 12.2019

(114)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *