Отпевание р.Б.Клавдии состоится 16 апреля в Храме Рождества Христова в 14 часов
Воспоминания Клавдии Иннокентьевны
«Началась моя жизнь православная здесь, в Братске, с 1989 г. До этого ездила в Падун. Там мне сказали: «Что ты ездишь, у вас теперь свой есть храм». Пошла искать до улицы Муханова, тут катаются ребятишки на лыжах, а дороги нет, куда идти-то, потом я говорю: «Господи, помоги мне найти, где же этот храм!». И я пошла, услышала стук деревянного молотка, по направлению стука и пробиралась. Прихожу, смотрю костер горит здоровенный, чурку катит человечек, а эта чурка больше его, а это батюшка Анатолий оказался, в телогрейке, валенки вот такие большие, и подпоясанный толстенной веревкой. Так я нашло место и свою тропинку туда.
После этого я стала ходить крадучись с работы, потому как один верит, другой не верит, третий злится, четвертый еще что-нибудь выкинет.
Работали топорами, ветки срубали. Тогда обувь была не такая надежная как сейчас, сапоги были тряпочные (суконные), снегу полным-полно, намокнут, но в работе про это забывается. Потом освящение было этого места, я как глянула — от самого города все шел народ, со свечами стояли и молились. Стройка началась. Батюшка сам выкладывал кирпичи, вот так и строили.
Потом настал грустный день расставания с батюшкой Анатолием, стал он уезжать в Курск, остался отец Андрей Огородников. Он, практически неопытный священник, учился многому на тех трудностях, которые выпадали нам. Я его впервые встретила в Падунском храме, он был обычным парнем, сидел на скамейке, в телогрейке, такой здоровый симпатичный, а уже потом его жизнь поменялась.
И вот у нас началась жизнь со священником. Каждый день приносил какие-то испытания и трудности. Я день и ночь хожу, почти не ночую дома, отпуска провожу на стройке: и основной, и пенсионный. Потом батюшка мне сказал: «Не благословляю на работу, благословляю работать в храме».
А когда избирали меня старостой, был совет из 20 человек, мне пришлось сменить Евгению Федоровну на этой должности. Я утром встала, помолилась, села и говорю: «А справлюсь ли я, это ж такая сложность, с чего начинать-то не знаю». Потом слышу, мне тоненький голосок говорит: «Иди!». Это был благовеститель Гавриил, я тут же соскочила и полетела. Прибежала в храм, а батюшка мне и говорит: «А мне ведь ехать надо учиться». И вот осталась одна на хозяйстве. А батюшка договорился с отцом Павлом, что он будет приезжать курировать. Подхожу однажды к купольщикам, их человек пять, говорю им: «Ребята давайте построим вот тут дом для священников, пока батюшка уехал. Кирпич вот лежит, я еще докуплю». Начали строить, а кирпич закончился, где брать? Неожиданно приезжает мужчина и предлагает кирпич, который ему вместо зарплаты дали. Так с Божией помощью и достроили дом, только крыши не было, стропила стояли. Я еще переживаю, дом поставили, а света нет. Обратилась с заявлением в ТЭЦ-6 к Кувшинову Г.П. Приходит от него мужчина и за один день нам провели свет, столбы поставили, я так обрадовалась, что расцеловала его. Так все устраивалось.
Когда батюшка был в отъезде, поручила сестре Валентине читать псалтирь и акафист, люди приходили, все стояли, слушали и молились как на службе.
Батюшка вернется, мы ходим вокруг храма, я ему жалуюсь, а он помолится и все полегчает. Батюшка иконы заказывал и привозил по две из Москвы, люди жертвовали понемногу, в стране была миллионная инфляция, каждый человек как мог – так и жертвовал.
Когда стали жить в доме священники, полегче стало. Хотя забот было очень много, ведь надо было отопление в храм, другие отделочные работы, я старалась везде успевать, Господь сил давал. Сделали маленькие ящички, иконочки приладили, с Фросей ходили по рынку и просили пожертвование на строительство храма.
Потом стали приезжать гонцы, первый мальчишечка из Москвы привез иконы, другие нужные вещи. Потом женщина из Красноярска серебро привезла, крестики, ладанки, а денег ей сразу отдать не было совсем. Она оставила даром, без денег целую сумку с серебром. Это нас так выручило. Тяжелое было время. Я все молилась: «Господи помоги, когда народ проснется!». А потом народ пошел в храм, особенно за святой водой, аж на улице воду разливали.
Как то девчонки вызвались помочь чистить подсвечники, золой засыпали и убежали, через полчаса служба, что делать? Плачу, склонила голову перед иконой святителя Иннокентия Иркутского, и в голове слова «Кипятком!» Я быстро воды нагрела, давай поливать кипятком и они засияли как новенькие. Такая помощь была.
Пол в храме был сначала земляной, потом фанерный, и только потом постелили мрамор, а весь мрамор был белый, шершавый, затопчут его. Я сижу, молюсь, размышляю и вдруг мне голос «Маслом!». А каким маслом — не известно, решила попробовать растительным в уголочке. На второй день вижу — вот то, что и надо. Мазали на коленках ползком, потому что скользко. Так пол привели в то состояние, какое сейчас.
Тогда не думали, как быстрее уйти из храма, я тоже допоздна задерживалась, иду почти ночью, пою, не боюсь никого. Мне сон однажды приснился про две дороги: одна широкая, но короткая, а другая узкая, извилистая, но длинная, устремленная вверх — какую выберешь? Я выбрала длинную и извилистую. А потом иду в храм и вижу: так вот она моя дорога – дорога к храму.
— Чтобы Вы пожелаете сегодняшнему поколению прихожан?
Я очень рада, что стали ходить молодые и не просто молодые, а с детьми малыми. Потому что в жизни, если не обратиться к Богу, поддержки ниоткуда не будет. Сейчас негативное настолько идет агрессивно на уничтожение людей, что уже и врачи бессильны, раньше диагноз ставили, определяли, а теперь помер человек — и ладно. Что происходит при смерти – это страшно, если бы каждый знал о своем посмертном наказании, он не поступал бы так. Перед сном осени свою постель во имя Отца и Сына и Святого Духа, себя осени, окропи, прочитай молитву и ложись спать.
Я так скажу: «Если молодежь будет в храм ходить, она будет человеком, а если не будет ходить в храм и прислушиваться — из нее ничего не получится. Эта мудрость нашими предками познана и мы должны это понимать и помнить. Помоги, Господи!».
Что здесь добавить?..
Материал приготовили С.Гребенюк, Ю.Прямилова, В.Карпиеня, Г.Загайнова.
(246)