«Кто он, тот идиот, который шагает по улице с айподом в ушах, который и часа не может пробыть в поезде, читая газету или любуясь пейзажем, а должен немедленно извлечь свой сотовый и сначала сказать «я выехал», а потом «я подъезжаю»? Эти люди не могут жить вне шума. Столь интенсивная потребность в шуме действует как наркотик и мешает выделить то, ЧТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВАЖНО» («Сотвори себе врага»Умберто Эко).
Может ли человек хоть какое-то время побыть наедине с собой? В наше время увы, нет. Это очень трудновыполнимая задача…
Живу в частном секторе. Весна в этом году была ранняя, погода баловала, и, к тому же, эпидемиологическая ситуация в стране диктовала призыв: «оставайтесь дома». В огороды и сады вышли те, у кого, как и у меня есть возможность поработать на собственном кусочке земли и насладиться запахами свежей листвы, цветущих плодовых деревьев, жужжанием толстого шмеля, прилетевшего на манящий аромат яблони… стоп.
А вот шмеля расслышать очень трудно. Из всех говорящих устройств и гаджетов, смартфонов с usb-колонками гремит, грохочет, льется музыка. Во всяком случае, люди считают это музыкой. Мой сосед, живущий справа, любит любит тяжелый рок, мой сосед, живущий напротив — зарубежную поп-музыку, мой муж обожает песни советского периода 1930-40-х годов и ностальгирует по жизни, в которой он даже еще не был рожден, а вот сосед, проживающий наискосок, очень уважает «Русское радио». Да и я, чего греха таить, иногда кладу в карман свой телефон и слушаю Вечернее правило, молитвы, попутно занимаясь теми или иными делами на огороде, потому как прослушав качественное монастырское чтение, могу уже перед сном и не трудиться вовсе. «Только будет ли польза для моей души?» — иногда говорит мне голос Совести, но я быстро перебиваю его репликой : «Ну, у меня же много работы, лучше послушать, чем совсем не помолиться».
Я — современная женщина, и меня окружает много разного рода шума и дома, и на работе. И даже в машине я с трудом в постные дни сдерживаю себя, чтобы не включить лишь только радио ВЕРА, ведь там все очень даже православное транслируется.
Вы знаете, я попробовала ограничить звуки в моей жизни. Сначала была внутренняя ломка, некий дискомфорт, необходимость присутствия хоть какого-то фона в отдалении, любой какой-то звук, сопровождающий мою жизнь. Открытием для меня стало осознание того, что мне трудно находиться наедине с собой. Когда в мире есть ты и тишина, начинается движение в душе, ты начинаешь слышать голос своей Совести, которая говорит тебе порой неприятные вещи о тебе самой. Когда Совесть высказалась и ты ее услышала, наступает черед естественных звуков природы. О, как они прекрасны — шелест листвы, стрекотание насекомых, легкий шум ветра, хруст сухой веточки под ногами.
Затем наступает черед запахов. Сознанию открывается, что этот мир пахнет не только едой или духами. Оказывается пахнет Земля, не только растения цветущие, но и просто пустая земля, когда она нагрета солнцем и ты прикасаешься к ней, такой влажной и пробудившейся после долгой зимы, она начинает дышать тебе в ответ и легкий пар от испаряющейся влаги имеет тонкий, приятный, ни на что не похожий аромат — это Земля говорит «я готова Вам дать самые лучшие плоды, трудитесь и я дам все, такой меня создал Бог».
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так». Быт: 1-11
Какой плод оставит после себя современный человек, производящий много шума, говорящий много слов? Процитирую современного писателя, философа и просто умного человека, Умберто Эко:«Одна из этических проблем, стоящих перед нами, — как вернуться к молчанию?»
Мне понравился рецепт решения этой проблемы от митрополита Антония Сурожского о внутреннем молчании:
«… Мы молчать не умеем. Мы не умеем молчать ни когда друг с другом говорим, ни даже когда мы одни. Вы, наверное, все замечали, как мы ведем постоянный диалог с самим собой, как мы постоянно сами с собой разговариваем. Нам надо от этого отучаться. И отучаться мы можем, во-первых,тем, чтобы научиться слушать другого человека, когда он с нами говорит. Вам может показаться странным такое предложение, однако, подумайте: как часто, как постоянно бывает, что человек с нами говорит, мы следим за его речью, но одновременно в нас идет комментарий на эту речь, мы готовим ответ на то, что он говорит, мы не слушаем его, мы слушаем его на фоне собственных мыслей. Надо научиться внутренне молчать и слушать. Слушать не только слова, — слова мы можем слушать и так, как я только что описывал, ведя постоянный комментарий, готовя себя к ответу. Мы должны научиться слушать по-иному. За словами есть звук голоса, за звуком голоса есть целая человеческая судьба. Ведь как часто бывает: нам человек говорит одно (я не хочу сказать: лжет нам, а говорит нам ровно столько, сколько он думает, мы способны принять и понести на себе), а на самом деле за тем малым, что он нам говорит — целое море боли, горя, нужды, надежды на нашу отзывчивость….. И вот задача в жизни в том, чтобы перестать мутить в себе поверхностные слои, чтобы можно было вглядеться в глубины собственной души………»
Вы можете найти собственный рецепт, главное «ищите и обрящете», ведь наша жизнь — это путь…
Коленцева Виктория
(133)