19-я неделя по Пятидесятнице
Сегодняшнее Евангельское чтение начинается такими словами: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»(Лк.6:31).
Эти слова Господа действительно заставляют задуматься, и вот почему. Можно произносить абстрактные слова о любви к людям. Слова, лишенные конкретного смысла и реальной ответственности. Мы, признаться, часто слышим подобные разглагольствования, но все это как-то проходит мимо нас и не затрагивает нашего сердца. Но любовь к себе каждый человек воспринимает предельно конкретно, так как желает блага прежде всего себе. Каждый хочет, чтобы добра в его жизни стало больше. Каждый ищет внимания, заботы и любви со стороны окружающих.
Правда, если не учитывать опыт людей Библии, внимательно перечитывайте библейские истории о призвании святых на подвиг. Призвание — это не только благословение Бога, но еще и ответ человека, готовность идти на дело Божие, отвага, и презрение к боли.
«И услышал я голос Господа, говорящего:»Кого мне послать? и кто пойдет для Нас?» И я сказал: «Вот я — пошли меня» (Ис.6:8)
На призыв Бога Исаия ответил готовностью к делу, не уточняя, что нужно делать, какие гарантии и шансы на победу.
«Вот я, пошли меня!» — это ответ мужчины!
Добродетель — это навык отвечать делом добра на атаки судьбы. Навык надо воспитывать, ставить, формировать, и это не вопрос одного дня.
Каким образом? Учитесь у сильнейших. Люди добра и добродетели окружают нас повсюду. Не надо стесняться брать уроки даже у людей светских и неверующих — среди них немало доблестных мужей и благоразумных жен. Только не надо забывать, что первый шаг к доблести — готовность переносить боль и неудачи. Путь добра труден, но в конце пути каждый увидит нечто совершенно прекрасное: красивых, но верных женщин м сильных, но добрых мужчин.
Да, действительно, путь добра труден, и порой кажется, что начатое доброе дело «невозможно» и «некому» довести до конца, если только не… По фразе «Если только не..» можно догадаться, что речь идет о Боге, о Его Всемогуществе, потому что говоря «никому», я включаю сюда и Бога. Всемогущество — это сила, позволяющая делать все. Бог своим всемогуществом творит чудеса, но не чепуху, потому мы и говорим «Бог может» или «С помощью Божией все возможно».
Действительно, с помощью Божией все возможно! Христос и говорит нам в евангельском тексте о высшей христианской любви: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым»(Лк.6:35) .
Вот такое понимание любви является христианским, такое отношение к людям делает человека не наемником, а настоящим сыном Всевышнего
Спаситель говорит со слушателями не языком запретов, на этом уровне запреты теряют свою силу. Можно запретить творить зло, силой угроз можно добиться исполнения каких-то норм человеческого общежития, но невозможно заставить человека творить добро. Творить добро можно только по доброй воле — к совершению добра можно лишь призвать. Поэтому Христос призывает Своих собеседников и всех нас строить свою жизнь на основании заповедей Нового Завета.
В заключении евангельского отрывка следуют слова Господа: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Господь призывает человека стремиться к той мере совершенства в любви, которая свойственна Самому Богу.
Каждый из нас, как в зеркале, может узнать себя в словах Спасителя, увидеть свой словесный портрет. Только картина получается безрадостная — мы делаем все или почти все, чтобы что-то получить взамен. Причем для себя, как правило, хотим получить гораздо больше, чем мы делаем для других. Если мы реально, а не на словах только, хотим стать христианами, мы должны поставить себе задачу стать сынами Божиими. А если мы хотим стать сынами для Господа, нам следует помнить принципы наших отношений к людям — не искать взаимности, тем более не искать выгоды для себя.
Опыт нашей жизни в храме.
Представь себе, что ты живешь в монастыре, вокруг которого высокая стена. У ворот монах, который не пропускает в монастырь посторонних. В монастыре храм, в который ты ходишь молиться. Твоя жизнь вне храма протекает в келье. У тебя есть молитвенное келейное правило, ты читаешь Слово Божие, творения святых отцов, углубляешься в созерцание Божественных тайн. Вне кельи и храма ты несешь послушания, иногда очень тяжелые — в пекарне, на огороде, на скотном дворе. У тебя есть духовный отец, который руководит всей твоей жизнью, которому ты отдал душу свою в руководство, отказавшись от своего самочиния и мирской воли. Ты соблюдаешь посты, и весь уклад твоей жизни зиждется на основе церковных правил. Монашество — это храм, у которого раздвинулись стены и который охватил и заключил в себя всю твою жизнь.
И вот случилось так, что монастырь этот перенесен в мир, стен больше нет. Но где же твой монастырский храм? Это тот храм, в котором ты теперь исповедуешься у духовника своего и причащаешься Святых Тайн. Может быть, ты не можешь проводить в нем столько времени, сколько в монастыре, но все же жизнь в этом храме — главное в твоей жизни.
Где твоя келья? Она перенесена в мирские квартиры, но и в миру она осталась кельей, даже если ты занимаешь «угол». В ней должна быть монастырская тишина и монастырская жизнь, хотя кругом шум и из-за стен доносятся не церковные песнопения, а мирские песни, суетные разговоры, пьяное веселье. Твоя комната неизменно должна оставаться кельей, где все пронизано духом молитвы и тишины. У тебя много внешних мирских дел, которые ты должен делать «за послушание», не прилепляясь к ним душой, как делал ты и в монастыре тяжелую работу — в пекарне или на скотном дворе.
Жизнь мирская течет по своим законам, у нее свой уклад, и ты, принимая его (поскольку это внешнее необходимо для твоей жизни в миру), должен свою внутреннюю личную жизнь построить на началах церковных. В монастыре ты был послушник, ты должен оставаться им и в миру, сохранив свой внутренний монастырь, который не сможет уничтожить никто, потому что уничтожить можно только внешнее, а внутренне — это неотъемлемое достояние человека. «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12). Не сразу! Внутренне устроение человека — процесс медленный, постепенный, требующий великого терпения.
Спаситель не оставит нас беззащитными по отношению к царящим в мире жестоким законам и, только получив покровительство Божие на этом пути, мы сможем изменить свою жизнь не по форме, а по содержанию. Дай Бог, чтобы мы научились жить в соответствии с заповедями Нового Завета. Чтобы мы оказывали милость нашим ближним. Пусть добро станет содержанием нашей жизни, и тогда наша жизнь изменится к лучшему.
Аминь.
Протоиерей Димитрий Кирьян
19.10.2020
(121)