В этой школе – третьей православной школе нашей митрополии — все просто и честно. И учителя, и родители, и дети учатся жить радостно, полно, творчески, ответственно, перед Богом. Здесь учатся для того, чтобы жить по-настоящему уже сейчас. А это трудно и не каждому по силам. Но это самая лучшая и самая смелая школа, которой 6 октября 2020 года исполнилось 24. Живи долго, гимназия!
Пока существует традиционная школа, пока ученики имеют возможность жить одной жизнью с учителем, а не слушать лекции в сети, — День учителя будет оставаться праздником света и нежности — праздником цветов, объятий, признаний и признательности.
К сожалению, сегодня на наших с вами глазах образовательная школа из живого организма стремительно превращается в учреждение, оказывающее образовательные услуги, а учителя — в обслуживающий персонал. Боюсь, если эта общая тенденция захватит и православную школу, то у нас почти не будет шанса выжить: цели иные. Почти – потому что жизнь гораздо больше зависит от нашей личной способности бороться, чем от мировых тенденций.
Государственным школам обещают поддержку: бесплатное питание и надбавки за классное руководство, но мы — частные – это не для нас. Значит, родители неизбежно станут смотреть на сторону: а не пойти ли туда, где легче? Туда, где новые технологии, бесплатное питание, где не нужно каждый день вступать в бой: с ребенком за длину школьной юбки и право ношения смартфона и со своей совестью в размышлениях о том, что считать десятиной.
И еще кто-то уйдет от нас на свободу – свободу от необходимости взять на себя ответственность за воспитание собственного ребенка. И некоторое время они будут радоваться тому, что школьный учитель, дескать, сам справляется с воспитанием их чада, а не дергает родителей за каждую провинность оного. И тому, что ребенок, вот, учится на отлично там, где его спрашивают раз в две недели. Уйдут – и уведут с собой детей.
Смотрю в будущее с тревогой. На нас нет спроса (как будто мы на базаре!). Если мы потеряем еще 10 человек, то нам придется принимать новые решения, искать новые формы и неизбежно потерять что-то из старого, что было хорошо. А это значит, что я тоже могу оказаться на свободе и вынуждена буду вести своих детей в жизнь, где чужая тетя возьмет их за руку, и поведет туда, куда меня за ними не пустят, да я и не хотела бы.
Но сегодня мы все еще вместе и можно радоваться каждому моменту этого единства. Вот трапезная — место, где школьный люд ненадолго замолкает, чтобы насладиться манной кашей. Вика с Катей опаздывают, но и сейчас неизменно приветствуют меня реверансом. Шутницы – взяли моду, нужно бы научить их при этом держать спину ровно. Первоклассница Стеша успевает и уплетать булку с маслом, и во весь рот улыбаться Тиме.
Тима – одиннадцатиклассник; уверена, что его ждет яркая и насыщенная жизнь. Он и сейчас уже как-то умудряется успевать все: успешно учиться, возиться с ребятами из начальной школы, лучше всех играть в футбол, помогать священнику на молебне. Вспоминаю слова, которые он написал мне для статьи ко Дню Знаний: «Гимназия — это люди. Когда я шёл на последний День Знаний в своей школьной жизни, я думал лишь о том, как лучше провести этот праздник. И только после первого учебного дня, стоя в раздевалке, я понял, как же сильно я буду по всем скучать: по учителям, стенам школы, ученикам, особенно по малышам из «началки». В 10 классе я успел с ними сдружиться, мысль о том, что в следующем году я их не увижу, пугает. Радует, что у меня целый учебный год впереди, и я смогу провести больше времени со всеми».
Звенит звонок. Ребята спешат на урок. За окошком Анна Васильевна с пятиклассниками решает квест по биологии. У нас так бывает, на выдумки мы большие мастера: то Ольга Владимировна устроит геометрические классики перед ЕГЭ, то Надежда Дмитриевна на каруселях читает с ребятами стихи, то о. Андрей вывезет детей за тридевять земель – смотреть на настоящие звезды. Вот и первоклассники высыпали на улицу, как конфеты из коробки, – такие же восхитительные и разноцветные. И уже с кем-то обнимаются. Это у них безусловный рефлекс: один потянулся — и остальные за ним: какая разница, кого обнимать, когда душа светлая и до краев наполнена нежностью. Сколько в них доверия к людям. А значит – доверия к Богу.
… Да, по логике этого мира, у нас почти нет шанса, как не было его по логике все 25 лет нашей гимназической жизни. «Но пока мы живем, мы будем стараться жить настолько полноценно, насколько возможно. И пусть не просматривается никаких перспектив, мы будем жить честно и радостно, пока жизнь не закончится. И у нас она закончится позже, чем у всех остальных», — так сказал наш директор.
А я думаю: вот эта, другая, логика: нам, родителям, надо понять, что никто не полюбит за нас наших детей. И что любить, это значит бороться не против них – а за них. Ведь если мы победим, то они всегда будут наши, и наше дело станет их делом, и тогда, может статься, логика этого безумного мира станет иной, — не такой безумной.
Иванова Юлия Юрьевна,
заместитель директора по воспитательной работе Братской православной гимназии, мама четверых гимназистов, двое из который уже окончили гимназию
(254)