Слово в неделю Мытаря и фарисея
- Если праведность ваша не превзойдет праведность фарисеев, не войдете в Царство Божие (см. Мф. 5: 20).
- Берегитесь закваски фарисейской, которая – лицемерие (см. Лк. 12: 1).
- И пошел мытарь домой более оправданным, чем тот фарисей, который благодарил Бога за то, что не таков, как этот мытарь (см.Лк. 18: 10 – 14).
По всему получается, что быть мытарем лучше, чем фарисеем. Вот и давайте разберемся:
Что значит, быть фарисеем?
– поститься, молиться, отделять на милостыню более предписанного – чтобы наверняка, с запасом иметь добрые заслуги. Есть молитвы утренние – добавим к ним пяточисленные, седмочисленные, старцев оптинских и Богородичное правило, и еще на семь случаев жизни своей и своих детей. Евангелие читать надо – будем читать еще и Апостола, и из Ветхого Завета, и отцов святых. Каяться в грехах надо? Надо. Сколько? Во всех. – Три дня готовлюсь к исповеди, выписываю грехи на листок: один листок, другой листок, одна тетрадка, вторая тетрадка…
Что значит, быть мытарем?
– полагаться на Божию милость и просить прощение в своих грехах: нет у меня заслуг, я хуже всех грешников; если мои грехи перечислять – вот, три дня готовился: один листок, другой листок, первая тетрадка, вторая тетрадка… Ой, кажется, это уже было про фарисея. Запутался: в чем же разница? Ах да: фарисей считал, что своими трудами превосходит прочих грешников и мытарей – и ошибся. А мы, кающиеся мытари, считаем, что наше покаяние превосходит прочих фарисеев, уповающих на свои добродетели. В общем, они считают, что они лучше нас, и они ошибаются, а мы считаем, что мы лучше них перед лицом Божиим… Опять запутался: кто из нас фарисей? — Да нет тут никакой путаницы : тот, кто считает, что он лучше других, и есть фарисей. А почему лучше – потому ли, что у него десятина больше, молитва усерднее, или список грехов длиннее, или наоборот: больше свободы в посте, молитвы Господней ему вполне достаточно и внешний вид не имеет значения для его близости Богу, и вообще он не лицемерит, «изображая из себя благочестивого», – нет разницы.
Если я думаю, что чем строже пощусь, чем правильнее тот календарь, из которого я взял правила для поста, тем угоднее Богу мой пост – я фарисей.
Если я вижу, что ты каешься, каешься, а лучше не становишься, и поэтому я не буду на исповедь ходить каждый месяц, чтобы не делать вид, что я «весь такой праведный» – я фарисей.
Если я смотрю на тебя и вижу, что ты в храм пришла в неподобающем виде и даже свечку не умеешь правильно зажечь, я – фарисей.
Если я вижу, что твой «правильный» внешний вид не дал тебе преимуществ передо мною, поэтому моя свобода правильнее твоих ханжеских правил, я – фарисей.
Короче говоря: если я вижу, что праведность моя больше праведности твоей, я – фарисей. Если я думаю, что покаяние мое глубже покаяния твоего, потому что список моих грехов больше твоего, я – фарисей.
— Такое ощущение возникает, что этот батюшка намеренно хочет все запутать. Всё ведь просто: этот превозносился над тем и говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я лучше его», он — фарисей. А тот говорил «Боже, милостив буди мне грешнику» — это молитва мытаря, он – мытарь. Поэтому он лучше.
— Почему? Потому что мытарь, или потому что говорил «Боже, милостив буди мне грешнику»?
– Потому что говорил.
Ага, вот мы и нашли, откуда путаница.
Когда фарисеи узнали, что тот праведнее, кто говорит «Боже, милостив буди мне грешнику», они стали так говорить – ведь теперь это считается правильным – и теперь фарисеи мытарее всех мытарей.
И как же теперь отличить фарисея от мытаря?
Всякий, кто считает, что его праведности с него достаточно, и есть фарисей. Всякий, кто считает, что его праведность ничтожна и поэтому его покаяние правильно – фарисействующий мытарь. Какая между ними разница? В названии. По сути – все мы грешники. Но есть грешники, которые стыдятся грехов, ненавидят их, и делают всё, чтобы от них избавиться. И есть грешники, которые говорят: «я ничего не могу с этим поделать, даже исповедь не помогает».
Помогает не исповедь, а раскаяние в грехах. Не избавит от грехов рассказ о грехах. Как и рассказ о святости не делает святым. И пост не делает воздержанным. И чтение молитв не делает собеседником Богу.
Но всё это – лишь инструменты, правильно пользуясь которыми, мастер совершенствует свою душу. Всё это – вспомогательные средства для того, у кого есть потребность в Боге.
Если человек ищет общения с Богом – он производит на свет молитву. Когда человек учится быть воздержанным – появляется пост. Когда человек жаждет чистоты, он расстается с грехами, и это называют покаянием. Когда человек стремится понять Бога, он жадно вслушивается, вчитывается, вживается в каждое Его слово – и он не выпускает из рук Писание. И все это не зависит уже от дня недели, от месяца года. Дни, месяцы и годы – зависят от этих его стремлений. Жизнь зависит, жизнь определяется этими его стремлениями.
Когда мы делаем всё это по расписанию, потому что «так надо», чтобы быть христианином, то это у нас называется: «вычитывать молитвы», «соблюдать пост», «ходить на исповедь», «прочитать главу из Евангелия» — вот что такое фарисейство.
Фарисейство – имитация жизни во Христе, обезьяна праведности.
А что же такое праведность?
Я не знаю. Я еще не был праведником. Я только постоянно о ней читаю. Могу только сказать, что думаю на данный момент.
Праведность – это ветер в парусах, несущий твое судно навстречу Богу. Судно, паруса, правильный галс и, главное, — страстное желание к Богу – твои. Но ветер посылает Бог, когда ты готов двигаться к Нему.
Моряк – тот, кто живет морем, живет в море. Живет, пока в море. А в портовом городе живут все те, кто кормится от этой их страсти. Некоторые – вдохновляется ею, а другие – спекулирует на ней.
Так и в Церкви. Святые живут Богом, неофиты вдохновляются их жизнью, а фарисеи торгуют её атрибутами.
А мы всё боимся определиться: кто же мы. Но жизнь не начнется, пока не сделаем свой выбор. А пока не сделали, мы просто кормимся от спекуляций чужой любовью. И это надо прекратить.
Протоиерей Андрей Скрынько
21.02.21
(346)