Торжество Православия

Слово в Неделю Торжества Православия

Торжество Православия. Сегодня мы празднуем и радуемся – в первый воскресный день Великого поста, после того, как прочли великий покаянный канон и оплакали все свои грехи и уже сходили на первую этим постом исповедь – мы торжествуем… Впору задаться вопросом: что именно?

«Господи, благодарю Тебя за то, что я верующий человек – не то, что прочие вокруг: верю не только в Святую Троицу, воскресение и вечную жизнь, но и в благодать, в иконы, в святую воду, и в силу освященного масла, и в благодатный огонь… Благодарю Тебя, Господи, что я – православный».

Что-то мне это напоминает… Неужели, отвергнув фарисейство на пороге поста, первое, что мы делаем, вступив в пост, — фарисействуем? Ну, уж нет. Если это так и выглядит, то не потому, что Церковь нас этому учит, а потому что мы в ней мало что поняли и мало чему научились.

Так что же торжествует Церковь сегодня?

Истину. Конечно, истину.

И пути, приводящие к ней.

Когда последний раз вы задумывались над тем, насколько многообразны пути, ведущие к Богу? Или есть самый правильный, а то и единственный правильный – Православие? И если «Православие» — название для самого правильного пути, то почему мы думаем, что это именно та дорожка, на которую мы выходим из своих домов по воскресеньям, чтобы постоять на ней эти 2 часа? Вообще имеет ли значение «правильность» дорожки, если по ней не идти, а стоять на ней? А если мы не стоим, как утверждает этот пессимистически настроенный священник, а идем, то тогда мы хвалимся плодами, которые приносит наша душа в служении Богу: братолюбием, терпением, нестяжательностью, единодушием, целомудрием, смирением и т.д.

Вы думаете, что не бывает целомудренных католиков, братолюбивых протестантов, смиренных буддистов, нестяжательных мусульман? Или что нашему Богу не приятны в них проявления наших, христианских, качеств? Или дело в том, что только мы – православные, сочетаем ВСЕ эти качества, а у прочих только их отдельные проявления? — Какая чушь.

Первые христианские общины были городские. Они дали первых святых христиан.

Потом люди пошли в пустыни и наполнили Церковь новым сонмом святых подвижников: отшельниками, аскетами. Их подвиги вдохновляли и поныне вдохновляют многих Их подвиги были удивительны, потому что удивлялись на них жители городских и сельских общин – миряне. Это к вопросу о том, почему у нас так много житий святых преподобных, и так мало житий святых мирян. Да потому что жизнь мирянина для мирянина – обычная вещь, а вот жизнь отшельника для мирянина – диво. А Бог для них один. И праведность сельских общинников и монастырской братии общежительных монастырей – не менее достойна восхищения.

Люди единственный раз в жизни услышали слово о Боге, но вдохновлялись этим словом и любили Бога и славили Его в пустой пещере.

Люди имели и Слово Писания, и святые иконы – и любили Бога и славили Его в своих домах.

Люди строили храмы, расписывали их, на каждом богослужении благоговейно читали Слово Божие и пели Ему гимны, и славили Его в этих храмах, и любили Его.

Можно не иметь — и славить Бога. Можно иметь – и славить Бога. Можно иметь жену, семью, иконы, храмы, священные предметы – и они будут учить нас любви к Богу.

Можно не иметь ни жены и семьи, ни икон и храмов, ни священных реликвий – и в этом укреплять свою любовь к Богу. Вот как я понимаю Торжество Православия…

Или так:

Был храм – единственный – и только в нем можно было совершать богослужения. Его не стало. Но Бог никуда не делся. Люди стали служить ему по домам – и оказалось, что это возможно.

Потом появились храмы – их стало много. Это тоже напугало: все эти торжественные процессии, церемонии – как они далеки от простоты тех общин. Но оказалось, что Бога это не отменило, а наоборот: проявило особенным образом.

Появились иконы, стали почитать мощи святых. Это напугало: ведь это идолопоклонство, этого не было никогда раньше…

Но оказалось, что Бог никуда не делся и являет Свою силу и Свою славу через эти предметы. Потому что иконы, мощи, вериги, кресты, масло и благодатный огонь – это внешние предметы. Ни один из них не делает Бога вещественным и ни один из них не заменяет Бога. Все они – ничто, если нет веры, которая внутри человека.

И ни один из них не может заслонить Бога, если есть вера, потому что вера видит Бога духовным взором – ни один вещественный предмет не может заслонить Его. Если есть вера, она может опираться на эти предметы, как на вещественных свидетелей Его присутствия. А может не нуждаться в них. Но в любом случае, если это правильная вера, то она основана на любви к Богу и ближнему, а значит, никогда не будет превозноситься над другими: имеющие иконы не будут смеяться над неимеющими, не испытывающие потребности в мощах не станут превозноситься над почитающими мощи. И если у кого есть любовь, то он распознает ее в другом за самыми причудливыми ритуалами и воздаст ей должное почтение. А если кто утверждает, что ни у кого другого нет любви, тот сам ее в себе не имеет.

Вот что для меня Торжество Православия. Церковь может идти любыми путями. Потому что любым путем, которым пойдет Церковь, она пойдет к Богу. Потому что знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

Церковь говорит нам: не надо искать того, кто взойдет на небо, чтобы низвести Христа, или того, кто спустится в ад, чтобы вывести Христа, не надо ехать за тридевять земель или искать «ту самую» священную реликвию, которая расположит к тебе Бога. Он здесь и сейчас для каждого из нас. Любой из предметов, любое действие, которые ты можешь посвятить Ему, откроет тебе Бога, если Он примет это действие как дар любви.

Возлюби Господа там, где ты есть, среди тех обстоятельств, среди которых живешь, и тогда эти обстоятельства изменятся: они перестанут быть источником соблазнов и станут поводом ко смирению. Путь погибельный останется губительным для детей погибели, для людей плотских и страстных и одновременно станет путем восхождения для детей спасения, для людей духовных и побеждающих страсти. А мы сами выбираем, кто мы. И тогда сила веры открывает торжество Православия – победу жизни над смертью.

И вы выбирайте свой путь. И пусть никто не хвалится чужими заслугами, но каждый пусть хвалится тем, что сделал Бог в его жизни ради любви к ближнему.

Протоиерей Андрей Скрынько

                                                                                                         21.03.21

(221)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *