Неделя 2-я Великого Поста, святителя Григория Паламы

Сегодня, во 2-ю неделю Великого Поста, мы вспоминаем святителя  Григория Паламу, который выразил православное учение о нетварном Фаворском свете, видимом внутренними очами сердца всякого истинного подвижника.

Может возникнуть вопрос: почему памяти именно этого святого посвящено воскресенье, непосредственное следующее за Праздником Торжества Православия. В числе подвижников Православной Церкви есть немало более известных и почитаемых святых. Почему именно он удостоился такой чести?

Чтобы понять логику отцов Церкви, важно познакомится с жизнью и учением святителя Григория.

Будущий архиепископ родился в Константинополе, в аристократической семье. Отец мальчика входил в ближайшее окружение императора. Однако отец святого вскоре умер, и мальчик оказался под покровительством самого императора. Григорий получил прекрасное образование, молодого человека ждала блестящая светская карьера. Однако после общения с афонскими монахами юноша решает посвятить себя на служение Богу.

Около 20 лет от роду, молодой человек порывает с миром. Вместе с двумя младшими братьями Григорий отправляется на Святую гору Афон, там он принимает монашество, избегая суеты мирской, предается созерцанию Бога.

Григорий Палама вошел в историю, как один из видных представителей исихазма. «Исихазм» — слово греческое, означает «молчание». Не обычное молчание, а молчание, соединенное с созерцанием Бога!

Афонские подвижники учили, что человек в состоянии молитвы может «умными очами» видеть Бога. Созерцать – это значит видеть! Но Церковь говорит, что Бог невидим, Он –дух.

Действительно Бог есть дух, и Его невозможно увидеть с помощью наших глаз. Более того, Церковь учит, что Бог непостижим для человека, Он превосходит всякое человеческое понимание.

Практика афонских подвижников вызвала критику со стороны одного видного богослова – монаха Варлаама, грека по происхождению, прибывшим из Южной Италии. Познакомившись с духовным деланием исихастов, Варлаам объявил умное делание монахов-исихастов ересью.  Варлаам не только обвинял монахов в заблуждении, но и открыто смеялся над ними.

По просьбе святогорских иноков в защиту афонской практики вступился святой Григорий. Варлаам утверждал, что Бога познать невозможно. Во время земной жизни может идти речь лишь о символическом познании Бога. Его созерцание будет доступно человеку только в жизни будущей.

Святитель Григорий разделял в Боге непознаваемую сущность и Божественные энергии. Он учил, что сущность Бог закрыта для нас, но Бог становится доступным человеку через свои Божественные энергии, которые невозможно отделить от Бога, в них является вся полнота Божества.

На горе Фавор, во время преображения Спасителя – от Него исходит свет. Варлаам утверждал, что фаворский свет – сотворенный. Святитель Григорий говорил, что фаворский свет нетварен. Его видят подвижники во время молитвы. Видят не телесными очами, но «умными». Иерархи Церкви поддержали позицию святителя Григория Паламы и защищаемых им афонских монахов. Учение Варлаама было осуждено Церковью как еретическое.

Может возникнуть вопрос – какое отношение все эти тонкости богословия имеют к жизни современного человека. Одно дело – монахи, которые живут своей непонятной для светского человека жизнью. Другое дело – простые миряне, которым некогда заниматься уединенной молитвой, и мысли нет о том, чтобы заниматься духовным созерцанием Бога.

И тем не мене все сказанное имеет огромное значение для жизни Церкви и общества, а значит для каждого мирянина. Если говорить просто, возникает вопрос —  возможен ли в принципе религиозный опыт и может ли человек реально познавать Бога в молитве, а не только посредством размышлений ил чтения религиозной литературы. Апостол Павел в одном из посланий говорит, «что живет уже не сам, но в нем живет Христос».

Святитель Григорий Палама подчеркивал, что мудрость происходит не от научения, а от душевной чистоты.

Можно изучить все от Адама до кончины мира, но быть глупцом. Мудрость пророков и апостолов приобреталась не научением, а практикой духовного опыта, т.е. даром Духа Святого.

Тем же Духом Святым и опытом подвижники нашей земли не только явили в своей жизни пример подлинной святости, но и стали пастырями и руководителями для многих людей, стремящихся к духовному преображению.

Святитель Григорий был избран епископом города Фессалоники (ныне Салоники в Греции). Проповедуя учение о Божией благодати, он и сам был ее причастником, сподобился откровений от Бога и имел дар исцелений. Вскоре после своей кончины был прославлен как святой.

Каждый человек, являющийся специалистом в своей профессии, знает, как важен в жизни настоящий опыт, который не могут заменить ни светлый ум, ни диплом престижного вуза. Не менее важен опыт в жизни религиозной. Только благодаря настоящему опыту общения с Богом мы можем понять – кто есть Бог. Этому опыту нельзя научиться из книг, его можно ощутить лишь сердцем. И если мы считаем так – значит мы наследники святителя Григория Паламы и афонских монахов.

Для видения нетварного света нам не хватает чистоты, прозрачности сердца, чтобы свет Божией благодати, составляемый из различных добродетелей, как дневной свет из всех цветов радуги, мог проникнуть в нас и поселиться в нашей душе.

В своей духовной жизни мы ищем Самого Бога, и даже внутренний мир – это не цель, а лишь следствие нашего приближения к Нему. В нашем стремлении к нему мы имеем такой свет – свет Евангелия, свет Христовых заповедей, свет ума и совести, различающих добро и зло. Благодаря этому свету мы можем идти к цели и не падать, уклоняться от порока и держаться добродетелей.

К сожалению, мы часто ослабеваем на этом пути и падаем. Сегодня в Евангелии мы слышали о расслабленном, которого исцелил Христос по вере принесших его людей. В этом человеке мы узнаем свою душу, расслабленную грехом, хотя и чувствующую истину, но не могущую двинуть ни рукой, ни ногой из-за паралича сердца и воли.

Отчего это происходит? Отчего порой уныние сковывает свою нашу деятельность и нашу молитву? От того, что мы не видим своего плачевного состояния, надеемся на свои силы и умудряемся хвалиться и превозноситься над ближними, не верим во всемогущество Бога, ждущего нашего обращения и не стремимся оказаться у его ног с плачем и получить исцеление. Молитва Ефрема сирина, читаемая Великим Постом, поможет нам открыть очи сердца при помощи нетварного света, света благодати.

Еще один сегодняшний отрывок Евангелия учит нас и взаимной любви друг к другу.

Любовь – это свет и любящий Бога найдет путь к нему, а любящий ближнего всегда найдет способ помочь ему.

Так четверо друзей, не сумев внести расслабленного через дверь – через крышу опустили его на середину комнаты перед Иисусом. И мы, как дети Одного Отца, члены Церкви, как тела Христова, призваны носить немощи друг друга. И когда видим ослабевшего брата, поднимать его на крыльях нашей молитвы и участия, поставляя перед Христом.  И тогда по нашей вере и по своей милости, Господь не только воздвигнет немощного, но и нам скажет: «Отпущаются тебе за твою любовь грехи твои, иди с миром». Ибо только Бог имеет такую власть – прощать грехи и не случайно спрашивает соблазнившихся фарисеев: «что проще сказать – отпускаются тебе грехи или встань и ходи?» Проще сказать то, что нельзя проверить – «отпускаются грехи», а совершить реальное чудо исцеления —  труднее. Но Господь дает нам не внешнее только исцеление, но и самый великий дар – освобождение души от рабства греху – причины всех бед души и тела.

Итак, дорогие братья и сестры о Христе, будем веровать во свет, ходить во свете, т.е. удаляться от греха, видеть себя и своих ближних в этом свете любви, чтобы взаимно помогая друг другу, благополучно достигнуть страны света, радости и любви, где «праведники сияют яко солнце» во Царствии Отца Нашего Небесного.

Аминь.

Протоиерей Димитрий Кирьян

28.03.2021 г.

 

(154)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *