Слово в день Пятидесятницы
Благословен еси, Христе Боже Наш, Иже премудры ловцы явлей, низпосла им Духа Святого, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Сегодня День рождения Церкви. Почему мы его празднуем? Мы же не празднуем день рождения джайнизма или день рождения Будды — потому что мы считаем себя принадлежащими Церкви Иисуса Христа.
Я намеренно так назвал, а не «Русской Православной» или просто «Православной» или даже Христианской. Я хочу подчеркнуть, что речь идет о Церкви, которую основал Иисус Христос, а утверждали и распространяли Его непосредственные ученики – апостолы. Поэтому мы и называем ее Святой (ведь Христос, ее Глава – свят), Апостольской (это самые непосредственные исполнители воли Христа) и Единой (ведь апостолы были друг с другом согласны в своих трудах и в представлении идеального образа Церкви), и Соборной (именно совместными трудами всех членов Церкви продолжается ее существование).
Но когда это сказано, у меня начинают возникать вопросы.
Христос – Глава, Первосвященник и Агнец, Сын Божий. Его причастность Церкви понятна.
Апостолы – Его друзья, ученики, исполнители Его воли. Их причастность Церкви понятна.
А я? Что делает меня сопричастным Церкви? Между ними и мной – 2000 лет дистанции. Совсем иной образ мысли, иной образ жизни, другой язык. Почему я думаю, что Церковь моя и их – одна и та же?
Отвечая на этот вопрос, наше богословие говорит об апостольской преемственности благодати. Т.е. на мне рука моего епископа, на нем – его епископа (и даже двух, как минимум), на каждом из них – тех, кто был до них, и т.д. вплоть до первых апостолов. Таким образом, в лице первых апостолов состоялось мое избрание на роль пресвитера, и была получена благодать Духа Святого для исполнения этого служения. Так что у меня все нормально, а вот что делать с вами – надо еще подумать. В чем же ваша надежда на принадлежность к Церкви?
Прежде всего в таинстве Крещения. Да, совершаемое мною – это то же крещение, которое совершали апостолы, то есть той же самой Благодатью, полученной мною для совершения таинства, которую имели апостолы и передали мне. Вроде бы, можно успокоиться – зачем вообще надо было сомневаться? Но я не спокоен.
Читаю вчера псалом 88 (передам кратко его содержание своими словами):
Ты клялся Давиду: на века устрою престол твой, потомки твои будут царствовать до конца времен. Даже если отступят от заповедей Моих – накажу их жезлом, но не отыму благодать от них. Но вот: Ты опрокинул наш престол, отступил от нас, забыл нас. Враги разрушили наши крепости, Ты сделал бессильным наш меч и мы не можем им противиться. Мы низвергнуты, мы стали посмешищем для всех окрестных народов. Как же клятва Твоя? Когда Ты вспомнишь о ней?
Получается, Бог может забыть? Оказывается, Он может отвернуться и покинуть? Оказывается, может быть такое, что мы считаем себя последователями, а все над нами смеются, потому что мы не только силы благочестия не имеем, но даже и вида его. Только название произносим: «христианин я», что значит: «моя церковь – христианская». Но Христова ли «твоя» церковь? Право быть Его сыном, Его другом дает только Он. Никто не может его себе усвоить сам, даже по сговору со всеми священниками и епископами. Только Христос дает это звание. Как оно доходит до нас? — Преемственностью Духа. Если, конечно, мы одного Духа. Как узнать нам этого Духа, что он тот же?
Притча.
Некий человек угодил Богу, и Бог обещал ему: не оскудеет твой дом всяким потребным для жизни пропитанием. И назначил человеку место и способ, как он будет получать от Бога свое пропитание.
Человек приносил в нужное место в положенное время свои корзины, благодарил Бога за бесконечные Его милости. Затем приходил и забирал полные корзины и снова благодарил. Он научил своих детей делать всё так же и выражать благодарность Богу. Когда он состарился, и ему было тяжело проделывать все действия благодарности и носить корзины, это стали делать дети.
Но поскольку дети не разговаривали с Богом, о милостях и обещании Его знали только со слов отца. Для них действия благодарности и доставка корзин были ритуалом. Со временем они упрощали этот ритуал, потому что он не был понятен им в своем происхождении.
Шли годы, дети стали важными людьми, занятыми важными делами. И как всегда бывает в таких случаях, на прочие дела времени совсем не было. Поэтому они наняли работника, чтобы он доставлял корзины туда и обратно и рассказали о ритуальных действиях.
Работник делал все это за деньги, поэтому ритуал был ему неинтересен. Он его отменил. А когда ему подвернулся приработок, он переложил доставку корзин на своего младшего сына, который еще не годился ни для какой работы, а учиться уже не хотел, и сам стал зарабатывать деньги для семьи в более доходном месте.
Этот мальчишка вообще ничего не знал об обещании Бога, о благочестивом предке той семьи, для которой он носил корзины. Он просто хотел играть со сверстниками. Поэтому он однажды забыл доставить корзины вовремя к месту, увлекшись игрой. И так случилось, наконец, что потомки Праведника остались без пропитания. Бог не исполнил свое обещание.
Всемогущий Бог не смог исполнить свое обещание, потому что люди перестали делать хоть что-то, что свидетельствовало бы о том, что они помнят о завете Праведника с Богом.
Так почему мы думаем, что мы – всё еще та же Церковь? Какие у нас есть способы сохранить эту память и преемственность?
Я хочу сегодня сказать только об одном способе и признаке, который вчера был подчеркнут для нашего сознания особым днем памяти, особенным богослужением – родительская суббота.
Каждый народ внутри религии, существующей у них, имел в том или ином виде культ предков. У некоторых этот культ ограничивается памятью: памятными событиями, памятными днями, памятниками культуры, письменности. Обычно кроме памяти есть еще более или менее выраженные ритуалы. Например, Бессмертный полк – это вновь возникший ритуал в рамках культа предков. У некоторых к памяти присоединяется почитание. Почитание – это особенное отношение. Оно означает не только память о том, что были предки и что-то делали в истории. Оно означает, что мы считаем, что деяния предков живут и действуют в нас и в наших делах. Что наши дела – не просто продолжение их дел, а они вообще возможны лишь потому, что некогда предки запустили эти дела «в производство». Возможно, совсем в другом виде, чем это выглядит теперь, но – все началось с их выбора направления, способов, целей и ценностей. Мы продолжаем. Наш успех – это их успех, он коренится в их воле. Наш неуспех – это наш неуспех, он коренится в нашем уклонении от их воли. Мы не можем начать дело «из воздуха», ведь корень должен быть в земле, а земля – это их основание, это их воля, это их завет с Богом.
Так жили люди, когда их предки были великими, и дела великих предков были великими. И вера предков была образцом. То общество несколько пренебрежительно мы теперь называем традиционным. А пренебрежение появилось, потому все как-то вдруг стали очень умными. И поняли, что раньше было не величие, а дремучее невежество. И почитание прекратилось. Осталась только память. Но поскольку для образованных потомков стало понятно невежество предков, то стали «очевидны» их ошибки, из-за которых теперь страдаем мы, образованные современные люди. И только ленивый не бросает обвинения в адрес невежественных предков. Не бросает, потому что не утрудился хотя бы помнить о них.
Вчера я молился обо всех «от века почивших» и подумал: а есть ли в наших молитвах проявление почитания? Или это только память, ограниченная знанием имен своих дедушки и бабушки? Ведь дальше этого нет памяти почти ни у кого из нас.
В самом деле, разве мы молимся за предков, потому что нам нужна их помощь в реализации дел, задуманных ими и совершаемых нами? Или мы молимся за них, потому что думаем, что наши молитвы «помогут» им в их загробной участи? В первом случае можно говорить о почитании, во втором – в лучшем случае о памяти.
А если почитания нет, то очевидно, что их вера и жизненный опыт для нас не являются определяющими и образцовыми. Но тогда придется сделать вывод, что наши сегодняшние дела больше своего корня. В природе, например у деревьев, корневая система тем шире, чем шире крона дерева. Дерево растет, но корни всегда шире. А если вдруг они отомрут, то дерево не устоит под напором ветра. Если мы, сегодняшние, «осознав невежество предков», отказались от их величия как от самообмана, то мы уже обречены рухнуть под натиском стихии, как только она на нас обрушится.
И если мы в своих сегодняшних делах веры не являемся продолжателями воли предков, выбравших ее, то мы – не та Церковь, которую они строили.
И если мы в своих мирских делах отказались строить то, что строили они, то мы строим другую страну и мы – уже другой народ.
Хорошо это или плохо?
Если их дело было делом спасения, а их страна – Христова Церковь, то – плохо.
И если они строили, а мы только проедаем, то всё еще хуже.
Для тех, кому показалось, что я тут вышел поныть о негодной жизни и излить на вас очередную порцию пессимизма, хочу пояснить. Я пытаюсь сказать, что праздновать день рождения Церкви – очень важно для тех, кто хочет быть в ней. Но важно не только праздновать заведенным образом, но необходимо постоянно оживлять, освежать в своем сознании смысл праздника, значение ритуалов, чтобы иметь возможность в традиционную символику обряда вносить личное переживание тех смыслов, которые в этих символах содержатся.
Церковь не просто живет, она живет в нас. Она живет, потому что мы живем в ней. Мы живем, пока живем в Церкви. И этой жизни в нас может быть много, а может вообще не быть: мы еще ходим и что-то «важное» делаем, а сами уже мертвы. Однажды за важностью своих дел мы забудем принести свои корзинки в нужное время в нужное место, и останемся без средств к существованию. Поэтому следует не только искать смысл совершаемым действиям, надо еще и помнить, что ритуал — не раз и навсегда заведенный самодвижущийся механизм, а это и есть способ жизни, которая лишь тогда живая, когда в ней есть место импровизации и свободе личной воли.
Так что же я хотел пожелать вам в этот день? – Будьте живыми, относитесь с почтением к нашим предкам, и Бог будет жить среди нас.
Протоирей Андрей Скрынько
20.06.2021
(210)