«…и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям её: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя» (Лев. 25:10)
В наше время уже практически утрачено древнееврейское понятие юбилейного года, наступавшего каждый раз по истечении 7 субботних годов, т.е. по прошествии 49 лет, и в течение которого работа на полях приостанавливалась, а рабы отпускались на свободу. Юбилейный год служил провозвестием «лета Господня» (Ис. 61:2), которое началось с приходом Иисуса Христа и освобождением Им всего человечества.
Сейчас юбилей, чаще всего, связан, с днем рождения и, конечно, 50-летний юбилей считается значительной датой в жизни человека. Как правило, это время подведения неких итогов жизни в связи с накопленным опытом, знаниями, мудростью. Для христианина подведение этих итогов должно преломляться через призму нашей веры.
Лихие 90-е… Тот, кто родился в начале 70-х, сейчас празднует тот самый юбилей — 50 лет, в 90-е нам было по 19-20 лет — пора молодости, когда вся жизнь впереди и кажется такой долгой и насыщенной и, конечно, счастливой… Но в те 90- годы на страну обрушилась перестройка, «свобода, как на Западе» и, как следствие, упадок моральных ценностей. Социализм отменили, партия нам больше не светила и народ растерялся — как жить в этих новых условиях, на что опираться? Вера, в большинстве своем, была утрачена, храмы разрушены, сменилось несколько поколений, выросших в атеизме людей, в оставшихся храмах служили немногочисленные священнослужители для «белых» платочков. Казалось, что это тупик — кто-то остался ни с чем и еле-еле сводил концы с концами, а кто-то начал зарабатывать сумасшедшие деньги, страна резко поделилась на богатых и очень бедных.
Но, как говорят «Бог поругаем не бывает». Первая лепта в возрождение православной веры на Руси была внесена при праздновании 1000-летия Крещения Руси — тогда у многих людей как будто спала пелена с глаз, стали потихоньку возрождаться храмы, у Церкви появилась некая свобода. После развала Советского Союза Церкви стали возвращать храмы и монастыри и, конечно, стали нужны священнослужители и монашествующие. И самой главной задачей было не только восстановление и строительство храмов, а возрождение церковной жизни с ее Таинствами, главным из которых является Евхаристия — Таинство Причастия Святых Христовых Тайн. И такие люди, слава Богу, нашлись. В эти годы очень много наших соотечественников приняли Таинство Крещения (кто не был крещен в детстве теми самыми бабушками-«белыми платочками), и, в основном, продолжали жить обычной жизнью. Но кого-то Господь призвал на служение и эти люди откликнулись, став в молодом возрасте священниками, принявшими на себя тяготы ближних, и монахами, отказавшимися от мира и от того, что в мире.
16 июля 1971 года в Иркутске родился мальчик Максим, который был крещен в 1972 году в храме Воздвижения Креста Господня, одном из немногих тогда действующих храмов Иркутска. Рос, учился, окончил 8 классов средней школы, техникум и в 1995 г. — кибернетический факультет ИГТУ, параллельно работая инженером-программистом в Иркутском аэропорту. Казалось бы жизнь складывается очень удачно и гладко, все как у всех — семья, работа… С 1992 г. стал прихожанином Михаило-Архангельского храма г. Иркутска, где в течение 6 лет нес клиросное послушание.
Вот здесь хочется сделать отступление. 1992 год — Максиму 21 год — впереди та самая насыщенная жизнь, когда все впереди и открывается столько перспектив… Ведь большинство из нас даже не заходили в храм в эти годы и не помышляли о церковной жизни, мы были где-то там — на стране далече, хотя у многих в семье были бабушки-церковницы, которые молились за нас, таких непутевых… Нам было некогда — надо было зарабатывать на жизнь и на развлечения и отдых, которых с каждым годом в ставшей «свободной» России становилось все больше. Именно по настоянию наших бабушек, мам и теть крестили своих детей, но так — покрестили и забыли.
А в это самое время находились люди, которые смогли побороть притяжение мира сего и вернуться к истокам своей веры. Каждый шел свои путем — но главный результат на первом этапе — человек вернулся к Богу. А далее начинаются следующие этапы в жизни верующего человека — кто-то становится прихожанином храма, посещает богослужения, участвует в Таинствах, помогает ближним. А кто-то посвящает полностью свою жизнь Богу и ближним на стезях священства и монашества.
6 июня 1998 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским и Ангарским Вадимом — Клюев Максим Валерьевич рукоположен во диакона и назначен клириком этого храма и параллельно является преподавателем Закона Божия в начальных классах Православной женской гимназии в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Иркутска, обучается на заочном отделении Тобольской духовной семинарии, в 2000 году организует епархиальный детский лагерь «Роднички».
Идут годы и Господь ведет своего служителя к главному предназначению своей жизни — 18 декабря 2004 г. в Знаменском соборе г. Иркутска архиепископом Иркутским Вадимом он пострижен в монашество с именем Максимилиан в честь св. отрока Ефесского Максимилиана, 19 декабря архиепископом Вадимом рукоположен во иеромонаха.
И начались вехи монашеского служения Богу и ближним — назначение референтом, а затем секретарем Иркутского епархиального управления, благочинным 2-го Иркутского округа. К празднику Святой Пасхи 2008 г. был возведен в сан игумена, исполнял обязанности настоятеля храмов Успения Божией Матери г. Иркутска, Свято-Троицкого с. Максимовщина и Свято-Софрониевского с. Шаманка Иркутской области…
Решением Священного Синода с октября 2011 г. избран епископом Братским и Усть-Илимским. Восемь лет владыка Максимилиан возглавлял Братскую епархию, а с 26 декабря 2019 г. назначен Преосвященным Иркутским и Ангарским, главой Иркутской митрополии с поручением временного управления Братской епархией, 3 января 2020 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
Восемнадцать лет — и за них пройден такой путь — от певчего на клиросе до митрополита, ставшего наследником наших Иркутских святителей, в том числе прославленных в лике святых — Иннокентия и Софрония Иркутских.
На одной из ставших традиционными встреч с Владыкой, Великим Постом, он часто употреблял такие слова как «Наш Братск», «как у нас в Братске». Несмотря на то, что Владыка — коренной иркутянин и большую часть жизни провел в Иркутске, и сейчас снова вернулся в город, в котором родился и пришел к БОГУ, он все-таки стал братчанином и полюбил наш город по настоящему, потому что именно здесь он начал свое архипастырское служение по возрождению епархии, строительству храмов, рукоположению священников и свершению очень многих богоугодных дел…
Мы по разному приходим к Богу, чаще всего «…около одиннадцатого часа…» (Мф.20,2-16). Владыка начал свой путь Богу намного раньше нас, по слову Евангелия «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим. 8:28)»
От души хочется пожелать Владыке Максимилиану в этот Юбилейный Освященный год многая и благая лета, здравия, благопоспешения и помощи Божией во всех трудах и начинаниях во славу Церкви Христовой!
Марина У.
15.07.2021 г.
(291)