Читая эту историю в какой-то уже …сятый раз, что могу я вынести из истории о насыщении пяти тысяч пятью хлебами? Что смогу я услышать сегодня? – Попробую…
Бог может создать из ничего всё что угодно. Это я и прежде исповедовал, это я принял с самого начала, поверив в историю творения мира, и ничего нового здесь не нахожу. Иду дальше.
Бог может сделать это по просьбе Сына Своего для нас. Если Отец и Сын – одно, то высказанная Сыном просьба – лишь явленный нам знак этого единства, но единство существует без этого знака, и просьба для него не нужна, ведь не может Сын хотеть того, чего не хочет Отец, и не может Отец отказать Сыну в том, что любовь Сына хочет сделать. Здесь опять ничего нового для моей веры.
Тогда посмотрим на другом уровне.
«Вы дадите им есть», — сказал Иисус апостолам. Они раздали хлеб и рыбу, а потом собрали остатки, и получилось остатков 12 коробов. Фантастика! Что же это значит?
Апостолы могут творить чудеса. Почему? – «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». (Иоан. 17: 23)
Итак, Бог руками апостолов творит чудеса. Это здорово, что Бог избрал рыбаков, чтобы дать им Свою благодать, чтобы они могли творить такое. Но апостолов уже нет с нами. И таких чудес нет между нами. Потому что нет апостолов? Или потому что нет такой веры? Нет такой веры у кого? – У нас. У нас нет такой веры, как у апостолов. Это не новость. Каждый это знает, потому что мы не апостолы. Это рассуждение снова никуда не приводит.
А может быть, эта история не об апостолах и не о вере апостолов? А может быть, она о тех пяти тысячах, которые ели и насытились? И когда я ставлю вопрос об их вере, то сразу возникает соблазн превознести их веру и принизить свою: «по их вере было дано им такое чудо; вот бы нам такую веру!» Ведь им было легче верить тогда, чем нам сейчас. Насколько честно такое суждение? Рассмотрю с двух сторон.
- Они слушали Самого Иисуса и многие (все ли?) уверовали, что Он и есть Мессия (Христос). Сколько они Его слушали? В течение дня. А сколько услышали из сказанного? – Бог знает. Но мы с вами каждый день своей жизни имеем возможность слушать слово Иисуса, донесенное до нас первыми свидетелями – апостолами – и даже в большей полноте, чем могли услышать тогда за день эти 5 тысяч человек, потому что они рассказали нам о том, что услышали за 3,5 года. Далее: у нас с вами есть 2 тысячи лет живой веры во Христа. Эти века заполнены таким количеством примеров и образцов – черпай, не вычерпаешь. У тех евреев не было такого долгого предания. От Моисея прошло не более 1500 лет, да и вера в Мессию складывалась долгими веками после Моисея, и сложилась лишь за два столетия до Его пришествия, когда пророков не стало в Израиле. Так что, если их вера была больше нашей, то дело не в благоприятных обстоятельствах, а только во внутреннем выборе и состоянии каждого, кто выбирает верить. Если я выбираю верить – кто может мне помешать, кроме меня самого?
Если я выбираю верить, то разве я не тот, для кого Бог в любую эпоху, в любой стране готов зажечь утром солнце, вечером – звезды, двигать горы и источать реки воды из камня? Накормить манной или пятью хлебами пять тысяч таких как я? Кто может помешать Ему, кроме моего собственного неверия? Кто может помешать моей вере, кроме моего собственного малодушия? Кто не дает мне просить у Бога сердца широкого?
«Поспешу по пути заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца». (Пс. 118: 32,33)
Кто же может помешать мне пожелать и сказать Ему: «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем». Это — в сердце моем, а не во внешних условиях и обстоятельствах. Ссылка на обстоятельства — ложь…
- Когда мы говорим: «вот бы нам такую веру», думаю, что на самом деле мы говорим: «вот бы нам такое чудо!», тем самым совершая подмену.
Когда я признаю это для себя о себе, то мне открывается новый кусочек правды обо мне. Что мне мешает верить? А дело в том, что я хочу, чтобы Бог насытил меня не плодами моего труда – это ли чудо? Чудо – чтобы насытил из ничего. Мне не интересно солнце каждое утро – это ли диво? И так взойдет. Диво – когда солнце утром не взойдет в положенное время, или днем погаснет (при этом, солнечное затмение уже не подходит: мы знаем про него всё). Горы тоже двигаются – сами по себе, от этого и землетрясения бывают, кто ж не знает — чему тут удивляться? А самое главное, это чтобы Я ЗНАЛ заранее, что солнце не взойдет и успел всем сказать об этом. Главное чудо, это когда Я СКАЖУ горе: «перейди отсюда туда», и она послушается – вот тогда ВСЕ увидят чудо, ВСЕ поверят, что Бог меня любит, ВСЕ узнают, что моя вера чего-то стоит.
Но, Господи, зачем мне эта бездна тщеславия?! Зачем мне ВСЕ?! Может быть, мне вполне достаточно САМОМУ уметь удивляться-восхищаться Богом? Верить в Его любовь? Знать о своей вере и каждый день по крупинке добавлять её, и не надо сравнивать с другими – чья больше? – а только заботиться о том, чтобы завтра не было меньше, чем сегодня.
Может быть, мне не надо ждать такой веры, чтобы я мог накормить пять тысяч «из ничего», а накормить хотя бы одного тем, что имею; не пройти мимо, торопясь сохранить своё для себя… Хотя бы один раз для начала… Хотя бы еще на один раз чаще…
Мы работаем, зарабатываем, откладываем на черный день, или не откладываем, а постоянно приумножаем (деньги должны делать деньги) и всё беспокоимся, беспокоимся, суетимся, суетимся. Мы соглашаемся врать ради выгоды и спокойствия, мы не находим возможным оказывать заботу, проявлять любовь к близким людям, потому что это отрывает от нашей сосредоточенности на успехе и выгоде. А вот вам настоящее чудо веры: «Я … не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет». (Пс. 36: 25,26) Кто мешает мне поверить в это? Кто не дает мне проверить это собственной жизнью?
«Господи, удали от меня путь лжи. Я избрал путь истины. Расширь сердце мое и я устремлюсь по пути заповедей Твоих. Наставь меня на путь заповедей твоих, и я буду держаться его до конца, ибо я возжелал этого» (Пс. 118: 29-35).
Протоиерей Андрей Скрынько
15.08.21
(237)