ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

По мере приближения своих крестных страданий, Господь наш Иисус Христос все чаще задумывался над тем, как двенадцать апостолов воспримут Его смерть.

Не раз Он говорил ученикам о том, что Ему предстоит много пострадать, претерпеть мучения и страшную кончину. Часто Он разъяснял им цель Своего пришествия в мир: предстоявшую Ему искупительную жертву на кресте, ее неизбежность и добровольность.

Но способны ли были ученики понять Его?  Могли ли они подлинно знать, с Кем ходят и Кто Он? На вопрос Господа, за кого люди почитают Его, они ответили по разному. одни сказали «за Иоанна Крестителя», другие «за Илию», третьи «за Иеремию или одного из пророков».

Тогда Господь спросил: «А за кого вы почитаете Меня?» Они же, смутившись, не знали, что сказать. Сколько совершил Он на их глазах чудес, и они не знали, Кто перед ними. И только один Петр сказал: «Ты Христос — Сын Бога Живаго». Поэтому, желая укрепить их веру в Свое Божество, чтобы они уразумели Его добровольные страдания, как Сына Божия, Спаситель решил показать ученикам Свою небесную славу, которую имел у Отца еще до сотворения мира. «По прошествии же дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних», — так повествует Евангелие. Но здесь необходимо заметить, что с Господом постоянно ходило двенадцать учеников, однако Он взял с Собой на гору только троих. А почему не взял всех? Да потому, что Господь отлично знал, что один из двенадцати — сатана. Этот человек недостоин был видеть славу Преображения. Но чтобы ему не было оправдания, Спаситель и берет с собой только троих, а остальных оставляет с предателем. Но почему Господь берет с Собой именно Петра, Иакова и Иоанна? Неужели другие были менее достойны? Нет — все были одинаково равны перед Богом и всех любил Господь.

Петра Спаситель берет потому, что этот апостол самый первый узнал в нем Христа. Иакова берет потому, что этому ученику предстояло самому первому из двенадцать пострадать за Христа. А Иоанна Иисус берет для того, чтобы увидев славу Божию в Сыне Божием и уразумев, что все в мире создано Им, Богом-Словом, Иоанн впоследствии, как и подобает «сыну громову», возгремел в своем Евангелии, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

«Взяв с собою Петра, Иакова и Иоанна, Господь возвел их на гору высокую одних» — Священное Предание сохранило и донесло до нас ее имя — Фавор. Еще за тысячу лет до Рождества Христова псалмопевец Давид, провидев будущую славу этой горы, воскликнул: «Фавор и Ермон и имени Твоем возрадуются» (Пс.88:13). Как поясняет преподобный Исихий Иерусалимский (живший в IV веке): «Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый — как удостоившийся воспринять такое таинство, второй — как получивший благословение от своего соседа».

Сюда, на вершину этой горы, и привел Господь Своих учеников. Утомленные от долгого восхождения, апостолы прилегли на траву, а Сын Божий отошел в сторону и начал горячо молиться своему небесному Отцу. Его молитва была подлинным разговором с Богом. Он молился так страстно, что сила Его молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнила душу Иисуса необычайным светом. Преизбыток этого света пролился на тело Христа и засиял на лице Господа, затем на одежды Его — в Евангелии сказано, что «сделались одежды Его в тот час белее снега, такой белизны, какой нет на земле» — началось святое Преображение. Пораженные необычным видением ученики замерли в немом восхищении. Перед их лицом Господь на несколько минут приоткрыл тайну Своего Божества, тайну не только Своей славы, но и славы всего Небесного Царства, в котором Он встретит души всех уверовавших в Него. Здесь. на Фаворе, апостолы воочию увидели, что Христос обладает и небом, и землею, и живыми и мертвыми.

Вот в сиянии Его Божества являются Ему два мужа — Моисей и Илия. Они стоят как бы на воздухе, по левую и правую стороны от Господа, беседуя с Ним. Моисей жил за 1500 лет до Рождества Христова и умер, не войдя в землю обетованную. Иудеи, обвиняя Христа в нарушении закона, говорили: «Нам закон дал Моисей, а откуда ты пришел, мы не знаем». И вот Моисей сам является ко Христу из царства мёртвых и признает Его своим Владыкой. Пророк Илия жил за 900 лет до Рождества Христова и живым взят на небо. Всю свою жизнь он был известен необычайной ревностью к славе Божией и не предстал бы Тому, Кто называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу, на самом деле не был бы таковым.

Воистину на Фаворе Господь показал ученикам, что Он Творец и неба, и земли, и, что Он обладает и живыми и мертвыми. Как свидетель живых — перед Ним был пророк Илия, как свидетель мертвых перед ним был Моисей, как свидетели земли перед Ним были Его апостолы. Они слышали беседу Его о грядущем исходе Христа, который ему надлежало совершить в Иерусалиме. Когда перед учениками открылось все это и они увидели преобразившегося Христа во всей Своей Славе, то их сердца пережили такое чувство радости, что апостол Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть, давай не уходить отсюда никогда. Давай сделаем три кущи — одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Апостол Петр мыслил по младенчески. Имея чистую душу, он в то же время не мог понять, что Спаситель пришел не только ради них троих, но ради всего человечества, чтобы всех верующих в Него, привести через крест к состоянию такого великого блаженства.

Слава Фавора продолжалась — неожиданно апостолов объяло облако, и, как свидетель с Небес, вдруг раздался голос отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Нем Мое благоволение. Его слушайте!», т.е. благоговейно и с верою принимайте слова Его и путь Его, потому что Он во всем равен Мне и, будучи Моим Сыном, во всем составляет едино со Мной. следуйте покорно вслед Ему.

Верить — не просто, быть верным еще труднее. Однако мы знаем — мир во зле лежит, и мы часть этого мира, но от нас многое зависит в предмете веры. Будем верить, что в мире явился человек смиренный, бездомный, не имеющий власти над людьми, никакого земного могущества. Он говорит людям, что это царство тьмы, зла и смерти — это не подлинная жизнь, не тот мир, который был создан Богом. Что зло, страдания и саму смерть можно и нужно победить, и что Он послан Богом, Отцом Своим, чтобы спасти людей от страшного порабощения злу и смерти, и что мы снова должны поверить, что добро сильнее зла, любовь — сильнее ненависти, жизнь — сильнее смерти.

Господь Преображением показал ту славу, тот свет, то торжество, к которому вечно призван человек. Теперь этот свет божественный знает душа, им утешается сердце, преображается наша жизнь.

«Господи, хорошо нам здесь быть!». О, если бы эти слова стали нашими, наша молитва — молитвой о победе света, то жизнь стала бы подлинным Преображением и каждую минуту мы бы плодоносили и телом, и духом и душой. Сегодня храм нам напоминает таинственный сад, блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

19.08.2021 г.

(217)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *