Евангелие от Матфея. Хождение Спасителя по водам. Спасение утопающего апостола Петра

Сегодня, в день попразднства Преображения Господня, Церковь продолжает вспоминать евангельские события, которые предшествовали Преображению.

Уже говорилось о том, как Господь насытил множество людей, которых было пять тысяч, не считая женщин и детей. Люди не только наблюдали свершившееся чудо, но и участвовали в нем непосредственно — все они стали причастниками чуда, поточу что ели и насытились. Как мы помним, после этого люди захотели сделать Иисуса земным царем. Наверное, они помышляли так: «Вот кто нам нужен, мы возведем его на царский трон, и он даст нам все, что необходимо в этой жизни, и мы не будем ни в чем нуждаться».

Миссия Господа, Его воплощения, появления в этом мире имеет совершенно иную цель. Иисус Христос ожидает, чтобы люди исповедовали и поклонились Ему как Богу, узнав в Нем Сына Божьего, и последовали за Ним, исполняя Его заповеди.

Но тогда произошло обратное — полное непонимание и даже отвержение Мессии. Поэтому «тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону» — с этого начинается сегодняшнее чтение. Почему такая поспешность — «тотчас», немедленно? Об этом мы можем только догадываться. Наиболее вероятно, что Господь не хотел, чтобы ученики среди народа заразились тем же самым настроением, которое было среди народа — сделать Его земным царем, чтобы не заботясь о жизни будущей можно было бы полностью насытиться всем только в этой жизни.

Отправив учеников, Он восходит на гору, чтобы помолиться наедине. Это свительствует о необходимости принятия Господом какого-то решения. Апостол Матфей специально пишет: «вечером оставался там один» (Мф.14,23).

Евангелие, как правило, небогато деталями, выходящими за пределы собственного сюжетного повествования, и они тем более драгоценны. Неоднократно указание на то, что Христос любит уединенную ночную, вечернюю молитву — такая молитва очень значима. Но если это применительно к нам, мы бываем склонны забывать — молитва молитве рознь. Бывает, мы молимся наспех, как человек после ночного сна, быстро сполоснув свое лицо водой, бежит на работу, бывает, что посвящаем себя молитве всецело — это как всего себя отмыть, очистить, даже кожу содрать до следующего слоя — и результаты молитвы, соответственно, будут разные.

Молитва, которая совершается с усилием, с побуждением себя к тихому, уединенному предстоянию перед Богом (находясь в городе, мы отключаем компьютер, телевизор, радио, чтобы хотя бы на время отгородиться от текущих житейских попечений, от шума в нашей голове), принесет совсем другой результат, нежели краткое воздыхание утром или вечером. Хорошо, когда и последнее есть, но лучше, когда есть действительное осознание важности молитвенного предстояния перед Самим Богом.

После того, как Господь эту молитву совершает, происходит следующее — Он отправляется к своим ученикам по водам, как по земле, потому что Он — Владыка и Господин этого тварного мира и никакими стихиями этого тварного мира обладаем быть не может. Родившись Богочеловеком, Он не принудительно ограничен в человеческой природе, но всякий раз вновь свободно эту ограниченность выбирает. А когда считает, что в этом нет необходимости, ее отлагает.

Сегодняшний евангельский рассказ как раз об этом эпизоде. Господь идет по водам, и ученики смущаются: им кажется, что они видят призрака и начинают кричать от страха. Христос говорит им: «Это Я, не бойтесь (Мф. 14,27), и тут самый горячий, самый порывистый и самый искренний из них, Пер, начинает делать то, что мы часто делаем в наших отношениях с Богом — он ставит Богу условие: «Господи!, Если это Ты, повели мне придти к тебе по воде» (Мф.14,28), и Христос ему отвечал: «Иди», Принцип, который закладывает в своем поступке апостол Петр и на который Бог, по милости Своей соглашается, есть принцип ветхого человека, человека язычества, устанавливающий богочеловеческую связь по принципу «ты мне — я тебе». Я тебе жертвую — ты мне удачу, я тебе исполнение нормы — ты мне долголетие, я соблюдение того, что ты предписываешь — ты мне жизнь вечную. Христос учит и будет учить Своих учеников принципиально другому отношению, которое предполагает что двое друг друга любят свободно: Бог любит человека и ждет от него только ответной любви, а не договоренностей. И то, что мы называем Новым Заветом — новым договором — это договор о том, что договора больше нет, о том, что есть и действует закон жертвенной любви, предложенной Богом, на который человек может ответить только такой же любовью, не вписывающейся ни в какие договорные отношения.

Петр идет навстречу, но, в какой-то момент, видя волнующееся море, пугается и начинает тонуть и уже по другому, без всяких условий, кричит: «Господи, спаси меня!» (Мф.14,30) — тут не о чем договариваться, можно только просить о помощи. Иисус тотчас простирает руку, поддерживает его и говорит: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» — то есть поверив в Бога, верь до конца. Здесь можно вспомнить ветхозаветный эпизод с женой праведного Лота, который выходил из городов Содома и Гоморры, страшных своими грехами. С Лотом выходило его семейство, и вот жена его в какой-то миг оглянулась, пожалев то, что она там оставила. Приобретая спасение, возможно, она теряла благополучие, достаток, имущество, связи, социальный статус — все то, что определяет налаженную жизнь человека. Она усомнилась в том, что за Богом нужно идти и слушать Его до конца и превратилась в соляной столп.

И сегодняшний рассказ — о той нравственной утрате, о том утопании, которое может случиться при двоемыслии — и на Бога уповать, и по закону этого мира существовать. Евангелие предупреждает, что такое сочетание невозможно.

Не надо откладывать спасение свое — воззови ко Христу, как апостол Петр о спасении и ты уже не будешь тонуть, ибо поддержит тебя Господь, как видно из Писания. Господь и Петр шли по морю вместе и Петр уже не тонул, потому что шел, держась за руку Господа. Идя по жизни со Христом — мы не тонем, не оступаемся, не падаем в те коварные сети, которые нам расставляет враг рода человеческого. Вместе с Господом мы, подобно Петру, идем туда, где нас ждут наши братья по вере. Господь и Петр прямо из моря вошли в лодку, где ждали апостолы, Все, видевшие чудо, уверовали и поклонились Иисусу,  исповедуя Его Божество. Они сделали то, что подобало Господу, а не совсем то, что хотели сделать после чудесного насыщения хлебами люди — поставить его земным царем. Море успокоилось, стало прекрасным и ласковым — совсем иная картина, когда человек с Господом. Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

22.08.2021

 

 

(540)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *