Не может укрыться город, стоящий на верху горы… (Мф.15:4) Эти слова Священного Писания можно отнести к Крестовоздвиженскому храму города Иркутска.
Многие, кто был в Иркутске, наверняка посещали или, по крайней мере видели храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, его трудно не заметить — он находится в самом центе Иркутска, на возвышенности, и виден со всех сторон света. Триста лет назад на окраине Иркутска, на Крестовской горе, у начала Заморского тракта, началось строительство большого храма. Место для возведения выбрали не случайно — эту живописную гору на окраине города иркутяне полюбили давно. Практически с самого основания Иркутска на ней установили большой крест, возле которого часто останавливались путники, да и сами горожане приезжали сюда поклониться.
В 1720 году церковь освятили в честь Святой Троицы. Но памятливые на свои традиции иркутяне упорно не хотели называть новый храм по «имени», данному ему при освящении. В народе церковь именовали Крестовской в память о названии горы, позже она стала Крестовоздвиженской. В 1747 году на Крестовской горе случился крупный пожар, ветхое здание церкви выгорело практически до основания. В этом же году посадский Иван Филиппович Амосов подал прошение о возведении нового храма — каменного. Этого человека в Иркутске весьма уважали, своего положения и богатства он достиг исключительно смекалкой и трудом. Прошение Амосова одобрили быстро, но строительство, разумеется, должно было осуществляться только за счет средств благотворителей. Вскоре к Амосову присоединились и другие состоятельные горожане — Захарий Щегорин, Федор Щербаков и купец Стефан Дудоровский. А вот имена архитекторов и авторов проекта затерялись в глубине времен. Завершилось строительство невероятно быстро — храм возвели всего за 11 лет. Он получился в несколько раз больше своего деревянного предшественника: основной четверик венчался несколькими восьмериками. Дальше шла широкая трапезная с двумя отдельными и довольно большими приделами, которые получили название Успенского и Крестовоздвиженского, высокая колокольня с западной стороны храма.
В 1758 году по повелению Преосвященного Софрония, епископа Иркутского и Нерчинского, новая церковь была освящена под старым названием — Троицкая. В 1779 году к храму пристроили северный теплый придел, все остальные были холодными и не отапливались. Крестовоздвиженская церковь отличается от храмов, построенных в этот период — слюдяные окна-витражи, которые прослужили церкви до 20 столетия, внешний фасад здания, сложенный из кирпича, оформленный в стиле барокко. Мастера, строившие храм, не просто скопировали орнамент с богатых церквей западной части России, но сделали его оригинальным, привнеся некоторые узоры из монгольских и бурятских мотивов. В 1860 году главный придел храма переосвятили, закрепив за церковью официально название Крестовоздвиженской (в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня), а один из её приделов стал называться Троицким.
В 1912 году храм занесли в каталог Императорской Археологической комиссии, куда собирались все интересные «памятники старины» России. Даже после Гражданской войны новая советская власть признала ценность храма — в 1925 году он был отнесен к памятникам архитектуры высшей категории. Но в 1933 году, по постановлению Советов, богослужения были прекращены, и в церкви решили обустроить Антирелигиозный музей, в Крестовоздвиженский храм стали свозить церковную утварь и иконы практически со всех церквей города. Через несколько лет, к середине 1930-х, в Крестовоздвиженском храме даже установили первые стенды будущего Антирелигиозного музея, вот только открыть его не успели — началась Великая Отечественная война и отношение к религии вновь поменялось. В 1943 году богослужения в храме снова возобновили и до 1948 года и открытия Знаменской церкви, Крестовоздвиженский храм стал соборным храмом Иркутска. Потихоньку стали возвращаться в родные стены и уникальные иконы. В храме сохранился иконостас, датированный серединой 18 столетия, единственный в своем роде. Особым почетом среди прихожан пользуется и келейная икона Преосвященного Софрония, которого иркутяне особо почитают. Её нашли в ризнице Крестовоздвиженского храма почти случайно около века назад. Единственный храм в Сибири, в котором полностью сохранились интерьеры XVIII века, иконы старинного письма, их здесь порядка 650 штук, 400 из них — уникальные и с особенной художественной ценностью.
В храме Крестовоздвижения не была много лет, хотя приезжаю в Иркутск очень часто. Первый раз мы зашли в него в студенческие годы с друзьями, абсолютно далекие от веры, «Иваны, не помнящие своего родства». Если не изменяет память шло Таинство — вероятнее всего венчания. Тогда был открыт основной придел, хотя храм находился на реставрации. Через несколько лет, уже будучи семейным человеком, зашли с дочерью и племянницей, но уже осознанно — поставили свечи, помолились… А в этом году совпало так, что находилась в Иркутске на момент престольного праздника храма и решила, что надо обязательно сходить на службу именно в этот храм. Зашла, как обычно заказала требы, купила свечи. Но когда вошла из притвора в храм — появилось ощущение, что все не как обычно — ходишь, ставишь свечи, прикладываешься к иконам (очень старым и намоленными многими поколениями христиан) — но как будто я пришла в храм первый раз. Когда началась служба, это впечатление усилилось и тогда я поняла, что войдя в храм, я как будто вернулась в свое прошлое, когда была совсем далека от веры, церкви… Это трудно передать словами, потому что у каждого свой опыт. Господь сподобил провести некую параллель между тем, что было и тем, что стало и я Ему за это благодарна.
В этом храме есть что-то от Знаменского монастыря — иконы (Крещения Господня, Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, святителей Иркутских Иннокентия и Софрония), убранство. И, как ни странно, храм Крестовоздвижения напомнил мне мой первый храм в жизни — Никольский в Зиме (в котором меня крестили), в пору моего детства, хотя храм очень скромный и его не отнесешь к стилю сибирского барокко. Никольский храм был открыт в Зиме в 1929 году, т.к. к этому времени были закрыты или полностью разрушены Зиминские храмы: Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы, мч. Феодора Тирона. В Никольском храме крестили и отпевали моих родных благодаря бабушке церковнице (по матери) Анастасии. Как раз накануне посещения Крестовоздвиженского побывала в госархиве Иркутской области, познакомилась с клировыми ведомостями и метрическими записями Зиминских и Куйтунских храмов 19-20 веков.
Приезжая в Иркутск, обязательно зайдите в Крестовоздвиженский храм — это живая история Православия на Иркутской земле. Наши православные предки всегда в первую очередь думали о храме Божием, его благоукрашении и это пример для всех нас.
Использованы исторические сведения с сайта https://www.irk.ru
Марина У.
(267)