ОДИНОКИЕ

И до старости, и до седины не оставь меня, Боже (Пс. 70:18)

Три женщины, с которыми  довелось познакомиться в течении последнего года. Три женщины — старые и одинокие, но их одиночество на закате жизни разнится.

Лидия — одинокая, тяжелобольная женщина. Известный в городе человек и гражданин, профессионал своего дела, первостроитель. Так сложилось в жизни, что рано ушла умница дочь, остались с мужем вдвоем. К концу жизни пришлось ухаживать за лежачим мужем, но и на этом испытания не закончились — проводив в вечную жизнь мужа, Лидия получила травму бедра, из-за которой слегла сама на несколько тяжелых лет. И все эти годы она продолжала бороться за жизнь и верила, что еще сможет хоть частично передвигаться самостоятельно. Лидия и ее муж были верующими людьми — в свободное от работы время муж изготовил замечательный небольшой домашний деревянный иконостас, который Лидия завещала после своей кончины храму. Сама Лидия принимала участие в проектировке храма Андрея Рублева (ныне Всех Святых в земле Российской просиявших) — придельной его части (правильный расчет конструкции и материалов). Она любила об этом вспоминать — это грело ее душу. Очень тепло отзывалась о священниках, с которыми познакомилась за всю свою жизнь и тех, которые ее навещали на дому для Таинств Исповеди и Причастия Христовых Тайн, и просто для беседы и утешения. Родственники Лидии живут далеко, на западе, поэтому основной уход осуществляли работники социальной службы, а в нерабочее время Лидию навещали прихожане наших храмов — и молодые, и пожилые, и она всегда была очень благодарна за эти посещения — Господь никогда не оставлял ее одну. Пусть не каждый день, но ее навещали люди — просто подать ужин, налить чаю и пообщаться. И, конечно, поправить непослушные подушки, которые постоянно норовили выскочить и свалиться на пол, ведь целыми днями и ночами Лидия лежала, очень часто испытывая невыносимые боли из-за больной ноги. Последний раз мы с ней встретились, когда в Братск привезли Благодатный огонь, в конце мая Лидия отошла ко Господу.

Следующие две встречи произошли в Иркутске, они были короткими, но тоже оставили свой след в памяти.

Екатерина. Иду с кафе с огромной коробкой торта «Полет». Передо мной идет женщина — на костылях, очень медленно и тяжело, а в руке, сжимающей костыль, еще и сумка, которая судя по виду, не из легких. Из сумки видны черенки розового куста. Догоняю, спрашивая, не нужна ли помощь. Очень часто пожилые люди отказываются от помощи, видимо боясь незнакомых людей. К сожалению, действительность оставляет желать лучшего, слишком много обманывают стариков в наше время. Но Екатерина легко соглашается, при знакомстве проявляется очень спокойный и добрый взгляд на жизнь. Никакого ропота, просто констатация фактов — больная спина и, как следствие, больные ноги, которые совсем не хотят ходить. И правда, там, где здоровый человек добежит за 5 минут, мы очень медленно шли минут 20 или 30. Приходится еще и круг делать, чтобы дойти по возможно более ровной поверхности, т.к. лестницы (а их в Иркутске из-за холмистого ландшафта — море) — практически непреодолимое препятствие на пути человека с больными ногами с костылями. Сумка на самом деле оказалась очень тяжелой, в ней было немного продуктов и розовые черенки. Как оказалось, Екатерина несколько лет занимается посадкой цветов около своего дома. Когда мы наконец доходим до дома, нас встречают ребятишки — соседи Екатерины, которые помогают ей в посадках. «Тетя Катя, сумки к дверям унести?» — и забирая сумки, быстро уносят в подъезд. И это говорит о многом. О том, что Екатерина очень добрый и светлый человек, раз ей помогают дети, которые нынче довольно тяжелы на подъем. Вместе с ней они садят цветы и саженцы около дома, а высажено на самом деле очень много разных растений, почти вдоль всей стены дома. Сейчас уже точно не вспомню, есть ли у Екатерины рядом родные (может племянники), как-то эту тему за короткое время знакомства особо не затронули, все больше о цветах. Предложила ей обратиться в соцзащиту — чтобы помогли по дому, купить лекарства и продукты, даже если родные рядом, работники соцзащиты в помощи не отказывают. На этом и расстались, а чувство светлое о человеке, который несет без ропота свой Крест, осталось.

Валентина. По дороге домой решила завернуть в ближайшую «Хлеб-соль», но так и не зашла, около магазина встретила бабушку с сумочкой и палочкой в руках. Сразу видно — идет очень осторожно, каждый шаг дается с трудом. Предлагаю помощь. «Да вы меня до подъезда доведите, пожалуйста, а там я сама потихоньку, но только сначала надо перловку голубям высыпать — пакеты уже развязаны». Забираю у бабушки сумку — и правда, в ней пакет молока, пачка масла и два пакета перловки, каждый по килограмму — довольно увесистая ноша для старого человека. Тихонько переходим дорогу, а голуби, целая стая, уже тут как тут, стоило только высыпать крупу. Пакет стал намного легче, двигаемся дальше. Бабушка рассказывает о себе, что живет в доме напротив, в комнате сына. Подходим к подъезду, предлагаю проводить ее до дверей, уж очень тяжело бабушке передвигаться. Заходим в подъезд. В Иркутске очень много странных домов, причем постройки 80-х годов прошлого века. Этот видимо один из них — Питерские коммуналки просто люкс- номера по сравнению с этим кошмаром. Представьте себе узкий коридор длиной в метров 30-40, темный, лампочки горят через раз, низкий потолок, пол — ямы и рытвины (только в самом конце коридора остатки плитки) и каждые 1,5 — 2 метра двери, двери…  Помню, были свидетелями пожара в этом доме — приехало очень много пожарных машин и даже автобус МЧС, стояли долго, а пожара (даже дыма) мы так и не увидели — он бушевал где-то в этих самых страшных коридорах.

«Я иду и за стенку держусь, чтобы не упасть» — рассказывает моя спутница. Наконец доходим почти до конца коридора, около которого есть еще один выход на улицу, но там лестница, а человеку с больными ногами ее преодолеть — целое испытание. Заходим в квартиру? комнату? Да, по всей видимости, это малосемейка. Махонький коридорчик-кухонька и комнатка, а в углу комнаты много икон, правда разглядела я их не сразу. Спрашиваю, может еще что-то нужно, оказывается надо купить лекарства, газету и журнал, очень любит читать, а сын на вахте, второй сын бывает редко, а дочь не заходит. Беру рецепт, благо аптеки сейчас на каждом углу, нахожу только один журнал, правда из разряда «Непридуманных историй», но человек попросил — надо купить. Возвращаюсь, отдаю покупку. Бабушка начинает плакать, успокаиваю, пытаюсь отвлечь, знакомимся. Ее зовут Валентина. Тут я уже вижу иконы, оказывается Валентина — прихожанка храма Ксении Блаженной на Советской (на территории Ивано-Матренинской детской больницы). Очень любит ходить в храм, но сейчас по состоянию здоровья не в силах. Предлагаю вызвать священника на дом, а также обратиться в соцзащиту, т.к. человеку нужна реальная постоянная помощь в уборке и покупке всего необходимо, а также помощь, чтобы выйти на прогулку. Валентина очень любит книги, особенно Пушкина, сокрушается, что негде взять. Решила чтобы-нибудь ей подобрать — в результате у родных разжилась Ахматовой, Блоком и Распутиным. Когда пришла через день, еле достучалась. Валентина очень обрадовалась книгам, особенно «Прощание с Матерой» В. Распутина. Конечно, «она ее читала, но с удовольствием перечитает еще раз». Взяла Ахматову, а от Блока отказалась. Это говорит о том, что человек знает творчество этих поэтов и писателей и внутри у этой, на вид обычной бабушки, очень богатый внутренний мир, просто старость, болезни и отношение родных не добавляют радости и спокойствия. Но самое главное, что выяснилось в разговоре — Валентина каждый день читает утреннее и вечернее правило, Евангелие и Апостол, а также акафисты, особенно Божией Матери. По православному календарю согласно празднуемому событию этого дня, открывает свой двухтомник акафистов и, если есть подходящий акафист, читает его. На вопрос — звонила ли она в соцзащиту, сказала, что сын завтра приедет и тогда решит с ним, как поступить дальше. Очень быстро устает, опять плачет, крестит меня в дорогу. Господи, прости нас грешных!

В одной статье на сайте «Православие.ру» нашла цитату из рассказа Джека Лондона «Закон жизни»:

«Он слишком немощен, чтобы следовать вслед за племенем к далеким более плодовитым местам. Его сын – вождь племени, но на нартах для старика не находится места. Поэтому он сидит прямо на снегу перед костром с оставленной ему охапкой хвороста. Он вспоминает, как сам когда-то оставил своего отца… Это неизбежно, считает он. Но в глубине души ему все же хочется, чтобы сын его вернулся за ним, чтобы родные, теплые руки посадили его с собой рядом и увезли. Увы, последними посетителями старика становятся голодные волки».

Не превращаемся ли мы в тех самых индейцев? Конечно, стариков сейчас не оставляют в лесу, но они часто остаются одни доживать свой век при живых детях и родственниках. Можно остаться одиноким ввиду ухода в мир иной родных, а можно и при рядом живущих детях. Мы перестали жить по Божиим заповедям, одной из которых является пятая заповедь об отношении к родителям:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» ((Исх. 20:12)

Конечно, пожилым людям часто помогают — соцработники (хотя их часто ругают, а ведь работа у них совсем не сахар), добровольцы-волонтеры, сестры милосердия из сестричеств… Но родных людей трудно заменить, особенно тяжело пожилому человеку осознавать, что родные рядом, а навестить некому. И живет человек с этой болью до конца жизни, а в это время стареют его дети, которых, наверное, ждет та же участь, потому что их дети растут и перенимают опыт своих родителей. Отходя от заповедей Божиих и живя по стихиям мира сего, мы возвращаемся в историю язычества, когда стариков не считали за людей, а обузой для общества. Даже фарисеев и книжников еврейского народа, соблюдавших каждую букву Закона, Господь укоряет в Евангелии: «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, от может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.» (Мф.15:3-6)

На самом деле, основной причиной  нестроений в нашей жизни является то, что мы не имеем Любви к Богу и к ближнему. Нет любви — нет благодарности и, как следствие, нет полного исполнения заповедей, а неполное исполнение заповедей, как дыхание наполовину — ни жив и не мертв, «ни холоден, ни горяч», а в Откровении сказано : «знаю твои дела; ты и не холоден и не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тёпл и не горяч, ни холоден, то извергну тебя из уст Моих»(Откр.3:15-16).

Марина У.

 

(245)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *