«Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!»
Это слова из молитвы о детях, составленной преподобным старцем Амвросием Оптинским. Если применить эти слова из Священного Писания ко всей жизни христианина, можно продолжить примерно так: «Вот я и дети мои, и близкие мои, и ближние мои, которых Ты дал мне, Господи на жизненном пути!». Близкие в семье — родители, дети, братья, сестры… Ближние — коллеги, друзья, соседи, просто окружающие меня люди, которым необходима моя помощь и внимание.
Но этот перечень будет неполным и неполноценным — без Церкви Божией, а что есть Церковь Божия — это люди, объединенные одной верой и одним духом. Без этой составляющей жизнь человека лишена главного ее смысла — через веру, покаяние, добрые дела и Таинства прийти к своему спасению — прийти к Богу, к Жизни вечной.
Владимир Яковлевич родился на Урале, в деревне Бизь Шалинского района Свердловской области в 1936 году в семье Иакова и Татианы Рожневых.
Родители мамы Татианы в 1898-99 ушли на Демидовские прииски в поисках работы, оставив дочь при храме, но не вернулись — пропали без вести. Девочка так и жила при храме, пела на клиросе, усвоив опыт традиционной русской дореволюционной церковной жизни. В 1917 году ей исполнилось 19 лет, когда к власти пришли богоборцы. Разрушались храмы, становились новомучениками и исповедниками священнослужители и миряне. В осиротевших, без храмов, деревнях и селах верующие люди не оставляли молитву. Мама, имея богатый опыт клиросного послушания, как могла помогала людям — если человек отходил ко Господу — читала Псалтырь по усопшим. Эти моменты хорошо запомнились маленькому мальчику Володе. Мама, живя с молитвой, была всегда спокойным, уравновешенным человеком и эта черта ее характера перешла к Владимиру. В доме всегда, несмотря на запреты властей, были иконы и богослужебные книги.
В рабочей многодетной семье супругов Иакова и Татианы родилось восемь детей, отец работал на железной дороге. В 1943 году, уехав по делам в Пермь, пропал без вести. Мама осталась одна с детьми. К тому времени старшая сестра Нина уже работала, получала карточки, так и выжили потихоньку, с Божией помощью. В семье часто можно было услышать краткие молитвы «Господи помилуй!», «Господи прости!», но не имея опыта церковной жизни, дети не воспринимали молитвы в их полном духовном смысле. Мама прожила долгую жизнь и отошла ко Господу в 1987 году, похоронена на Урале.
В молодые годы Владимир жил обычной жизнью советского человека. Первая запись в трудовой книжке сделана в 1955 году. Родной брат Владимира Николай приехал на строительство Братской ГЭС по приглашению Наймушина И.И. Владимир в 1958 году, после окончания службы в армии, навестил брата в Братске и решил остаться на строительстве Братской ГЭС, когда она была еще на уровне котлована. На БГЭС Владимир устроился сначала электриком, а немного позже крановщиком. Ему нравилось наблюдать за работой в котловане, которая всегда бурно кипела.
Правда работа была опасной, вплоть до гибели людей. В одной из таких аварийных ситуаций Владимир Яковлевич получил травму и остался без левой руки. В связи с этим, в 1968 году поступил в Иркутский государственный университет на юридический факультет, окончив который, вернулся на Братскую ГЭС уже в должности юрисконсульта, по роду своей деятельности постоянно взаимодействуя с Наймушиным И.И. В начале 80-годов Владимир Яковлевич успел потрудиться на Братском ЛПК (БРМЗ), на ТЭЦ-6. А в 1985 решил уехать из города, чтобы быть ближе к природе — устроился юрисконсультом в совхоз Ключи-Булак. Любовь к природе, земле была заложена еще с детства, дача на 36 километре Тулунского тракта, на которой семья (сыновья Игорь и Андрей тогда учились в школе) проводила свободное время, была построена Владимиром Яковлевичем с помощью друзей с нуля.
В город Братск вернулся в 1993 году и, поработав еще три года, ушел на заслуженный отдых. За годы своей трудовой деятельности Владимир Яковлевич неоднократно удостаивался наград, в которых отражается целая эпоха и история молодого города Братска с начала его строительства:
- Памятное удостоверение в честь пуска первых агрегатов Братской ГЭС в 1961 году
- Значок «Строитель Братской ГЭС» в 1965 году
- Медаль «За трудовое отличие» в 1966 году
- Значок «Строитель БЛПК» в 1974 году
- Дважды звание «Ветеран труда» в 1975 и 1979 годах
В 1990 годы в Братске началось строительство храма Андрея Рублева (ныне Всех Святых в земле Российской просиявших), Владимир Яковлевич стал воцерковляться, дома появился иконостас. Сказалось воспитание мамы Татианы, глубоко верующего и светлого человека. Слово, посеянное много лет назад в душе сына, по слову Евангелия, дало свой плод. Став постоянным прихожанином храма, по благословению отца Андрея Огородникова (ныне почившего), Владимир Яковлевич много лет исполнял послушание алтарника. Всю свою жизнь Владимир Яковлевич, будучи добрым и отзывчивым человеком, помогал людям — многодетному сыну своей сестры Нины и просто ближним, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. И, конечно, как мог, помогал храмам.
Старший сын Игорь, живя в Одинцовском районе Москвы, является прихожанином храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулова, настоятелем которого является известный митрофорный протоиерей Валериан Кречетов. Приезжая к сыну, Владимир Яковлевич познакомился с отцом Валерианом, причем первая, очень теплая встреча состоялась не в храме, а в семье отца Валериана и матушки Наталии. Отец Валериан и Владимир Яковлевич — ровесники (отец Валериан родился в 1937 году). После первой исповеди, которую принимал отец Валериан, у Владимира Яковлевича было ощущение — «как под душем побывал». Через какое-то время Владимир Яковлевич попросил отца Валериана стать его духовным отцом. В связи с географической удаленностью Братска и Москвы, Владимир Яковлевич обращался к духовному отцу в наиболее сложных духовных вопросах, приезжая в Акулово примерно раз в год.
Приезжая в Москву, Владимир Яковлевич обязательно несколько дней проводил в Троице-Сергиевой лавре у преподобного Сергия, а затем отправлялся в Софрино за всем необходимым для наших храмов. Когда в Братске началось строительство собора Рождества Христова, еще задолго до первой Литургии, Владимир Яковлевич приобрел всю необходимую церковную утварь — напрестольное Евангелие и кресты, Евхаристический набор, лампады. Неоднократно подходил к настоятелю собора протоиерею Андрею Чеснокову и интересовался, что еще потребно для богослужения и алтаря. В настоящее время близится к завершению написание икон святителей Иннокентия и Софрония Иркутских для собора на пожертвование Владимира Яковлевича. В 2014 году Владимир Яковлевич приобрел церковную утварь для походного храма — Евхаристический набор, Евангелие, крест и кадило — который до сих использует в богослужении настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Падуне отец Николай Осипов в поездках по поселкам Шумилово, Прибойный, Бикей, Кобляково.
Владимир Яковлевич, пока позволяло здоровье, много ездил по святым места, в том числе в Ганину яму. В последние годы Господь посетил раба своего Владимира болезнью. Свою болезнь Владимир Яковлевич воспринимал спокойно, без ропота, полностью положась на Господа. До конца сохранял добрый юмор и любовь к ближним. За неделю до упокоения часто соборовался и причащался, чувствуя свой скорый уход ко Господу.
28 октября 2021 года Владимир Яковлевич отошел в Вечные обители. Отпевание р.Б. Владимира состоялось в соборе Рождества Христова в день памяти апостола и евангелиста Луки собором священников: протоиерея Андрея Чеснокова (настоятеля собора Рождества Христова г. Братска), протоиерея Димитрия Филиппова (настоятеля прихода апостола и евангелиста Иоанна Богослова п. Порожский), иерея Николая Осипова (настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы п. Падун) и иерея Димитрия Понамарева (настоятеля строящегося храма святителя Иннокентия Иркутского г. Братска), после которого было сказано много теплых и благодарных слов в адрес Владимира Яковлевича.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего Владимира, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная…
Марина У.
(322)