Вряд ли кто-нибудь принимал для себя решения на этот счет, вряд ли кто осознанно поступает так. Но в итоге почти всегда работает именно такая схема. Я всегда думал на этот вопрос негативно, т.е. ставя в вину человеку эгоистичность, безответственность, беззаботность, из-за которых у них Бог всегда в остатке: кончились радости, остался только Бог…
Но вчера решил поупражняться в позитивном мышлении.
И тогда я подумал: очень редко какой человек станет рассуждать так: «что-то уж больно всё хорошо в моей жизни, видно Бог меня оставил, пойду-ка я покаюсь в эгоистичности, в беззаботности и безответственности, с которыми я так успешно предаюсь гедонистическим наклонностям». По-моему в благополучный период жизни большинство, если бы думало, то думало бы скорее так: «всякое благо – от Бога. Сейчас у меня всё благополучно. Это значит, что Бог со мною. Бог со мною, потому что я – с Ним». Что следует из этого «я с Ним»? Очень простая вещь: зачем же я пойду куда-то искать Его, если Он здесь, со мной? Надо просто радоваться и наслаждаться этим периодом Его пребывания со мною.
Соответственно, когда всё становится плохо, то понятно, что Бога теперь нет рядом. Теперь надо идти искать Его, потому что без Него всё плохо.
Человек приходит в храм и думает, что это уже хорошо, что он тут побывал и засвидетельствовал Богу, что помнит и старается быть «своим», «божьим».
Иногда оказывается, что этого недостаточно, так просто Бог не возвращается. Тогда возникают вопросы: «что нужно сделать, чтобы снова стало хорошо?»
Обычно такие страдающие души попадают на наших работниц. К священнику с этими вопросами приходят очень немногие. От церковных же «бабушек» получают обычные ответы:
«помолись» (иногда с деталями: такому-то святому, Богородице такой-то), «исповедайся в грехах». Всё это правильные советы. Только, мне кажется, даются неправильно. Поэтому мне всегда хочется приложить к этим советам разъяснения, не поняв которые, ничего не улучшишь, а даже если получишь, что ищешь, то будет тебе во вред.
Но прежде чем дать своё разъяснение, я хочу предложить рассуждение, недавно мне самому позволившее понять некоторые важные моменты о том, почему в нашей жизни всё становится хуже и хуже. Вот моя версия.
Людям свойственно увлекаться. Вот и науки разные становятся вдруг всеобщим увлечением ввиду своих успехов. Политэкономия, физика, космонавтика – становились массовым увлечением, их успехи потрясали, всем хотелось верить во всемогущество открытых способов и средств. Сейчас настала эпоха еще одной новой «науки» — менеджмента. Люди открыли всемогущее средство: при правильной организации деятельность становится эффективнее. Чем лучше менеджер – тем эффективнее деятельность. Теперь даже директора школ и министры, не говоря уж о директорах заводов – прежде всего менеджеры. Они ничего не знают о педагогике, например, но знают, как сделать школу более эффективной. И ведь невозможно отрицать очевидных фактов: работает! Но качество жизни почему-то становится всё хуже.
А дело в том, что эффективность и качество – разные вещи. Эффективным бывает процесс, а качество – это от человека. Чем качественнее человек, тем качественнее результат. А поскольку над качеством человека работать перестали, потому что поверили в эффективность, то получили неизбежный результат: некачественные люди теперь делают в единицу времени больше продукта, который при всей эффективности производства получается некачественным. Причем всё более некачественным, поскольку при повышении нагрузки на некачественного человека его личное качество понижается. Нагрузка повышается – качество понижается. Как следствие, понижается качество жизни. (Я вообще всё это время говорил о качестве жизни, качестве духовных и социальных сторон жизни, а не материальных продуктов.) Посмотрите, не потому ли столько разочарования вызывает у нас сегодняшняя школа или здравоохранение? Но заболев этой безграничной верой в безграничное повышение эффективности с помощью правильных процессов, мы приносим эту больную веру и в церковь.
«Как правильно помолиться, чтобы произошло то-то и то-то?» «А говорят, что крещенская вода более эффективная, чем обычная святая». «А вот этот батюшка исповедует лучше, чем тот (эффективнее)»…
Так что же, наконец, я хотел пояснить к хорошему и правильному совету – «помолись».
Я хочу сказать этот совет другими словами. У тебя стало в жизни плохо? Ты думаешь, что Бог тебя оставил, и ты хочешь Его вернуть? Поговори с Ним. Позови, обратись к Нему. Только перед этим обязательно подумай: последние дни, недели и даже месяцы Его не было со мной – почему? Ведь не по капризу или небрежности. И не потому что Бог изменился и Его любовь иссякла. Из нас двоих меняюсь только я, Бог же совершен всегда в совершенной степени. И если за это время, пока у меня всё было хорошо, Он стал дальше, это означает простую вещь: это я отдалился. Я изменился таким образом, что отдалился от Него. И пока я нахожусь тут, куда я пришел, отдалившись от Него, Он вернуться не может. Это мне предстоит вернуться к Нему, изменившись вновь, но теперь навстречу Ему. И если ты это понял, то и обратись к Нему с очень простой просьбой: «скажи, что из того, что я притащил в свою жизнь, встало между нами? Что мне нужно выбросить, чтобы вновь быть вместе с Тобой?». Я задавал этот вопрос. Я всегда получал ответ. И думаю, что вы все знаете, как приходит ответ. Очень просто: только внимательно послушай послесловие своего вопроса, и обязательно услышишь внутри себя свою собственную мысль «только не говори про вот это, это я и сам знаю, но не могу пока бросить». Собственно говоря, это и есть ответ. Потому что другого не бывает. В ответ на вопросы с таким вот послесловием Сам Бог молчит. Помните того богатого юношу, который спросил Христа, что ему делать, чтобы иметь вечную жизнь, и огорчился, что надо все раздать. Он услышал этот ответ, потому что сам даже не предполагал, что подобное можно сделать. Я представляю себе второго такого юношу, который подходит и задает тот же вопрос и добавляет: «только не говори мне, что я должен всё продать и раздать нищим, я этого не могу сделать». Я смотрю на Христа и вижу Его молчаливую печальную улыбку вместо ответа. А что тут скажешь, если тебе говорят: «не говори». А мы с вами уже даже не триста тридцать третьи со своим вопросом, ответ на который знаем давно и надежно. Что мы надеемся услышать – «удобный» ответ? «Да, у тебя там в коробке лежат старые ботинки, тебе уже не нужные, отдай их нищему, и иди в жизнь вечную». Здорово бы было. Уж не потому ли храним подобные вещи, что надеемся на такой вариант спасения?
Хочешь поговорить с Богом, не задавай Ему тему и тем более форму и уж тем более содержание окончательного ответа на свой вопрос. Скажи: «Поговори со мной». Обязательно в голове возникнет вопрос: «О чем?» Это не потому, что Бог не знает, о чем с тобой надо поговорить. Это потому что ты должен сам сказать Ему: «О чем Ты считаешь нужным. Я со всех сил постараюсь Тебя услышать и не спорить. И если задам вопрос, то только для того, чтобы лучше понять, а не чтобы возразить». И за всем этими словами есть только одно условие – но самое главное: наличие решимости исполнить услышанное. Вот эту решимость я сегодня и считаю верой Богу. Скорее всего, это очень неполное понимание веры, но если с этим справиться, тогда откроется большее.
Не ищите эффективных средств. Ищите качества. Качества не церковных товаров, а своей души. Собственно, признайте, наконец, простую вещь: мы здесь для того, чтобы изменить качество своей души. Качество жизни будет меняться только вслед за изменением качества души. А что и в какую сторону надо менять – вы прекрасно знаете. Вам хочется надеяться, что есть что-то, чего вы не знаете; вам на это Господь укажет, и тогда всё вдруг станет легко и будет получаться. Это сказка. Мы же про жизнь говорим, а не про сказку. В жизни всё берётся трудом. Ты не можешь сделать труд, о котором ничего не знаешь. Ты можешь делать только то, что хорошо видишь и понимаешь; что содержится в твоих буднях, а не в глобальных идеях. С этих простых и будничных вещей и начинай. Это и есть самое легкое и самое главное. Улыбнись. Обрати внимание. Выслушай. Притормози в своей спешке и поищи не быстрый и эффективный, а самый сердечный вариант помощи. Сделай то, что важно сейчас для другого человека, а то глобальное, ради которого ты всё время пробегаешь мимо этих маленьких потребностей, отложи на завтра, если не хватит времени сегодня. Глобальному день или год – не срок, а человеку поддержка нужна сейчас, а завтра уже может оказаться поздно. И своё ты можешь сделать завтра, ведь ты от себя никуда не денешься, а помочь другому завтра, скорее всего, уже не получится.
Я думаю, что мы ходим в церковь – в общину верующих – для того, чтобы обретать тут веру, которую сегодня я объяснил как решимость жить качественно. На это нужна решимость. В мире, в котором место качества заняла эффективность, нужна решимость жить качественно. Эту решимость в одиночку обрести трудно. Нам нужна поддержка. Нам нужны единомышленники. Мы нужны друг другу, чтобы эта решимость могла проявиться в жизни – прежде всего в личной. Не пытайтесь изменить жизнь общества — она сама изменится. Меняйте качество своей личной жизни. Идите туда, куда с вами вместе может идти Христос. Делайте то, что Он хочет сделать через вас. Не ломайте голову над мыслью об этом: «Что Бог хочет, чтобы я сделал?»
Просто почувствуйте это – и сделайте. Остановитесь от спешки, прислушайтесь к тишине сердца, почувствуйте симпатию к человеку и сделайте то, что чувствуете. Если вы все-таки ошибетесь, вы будете огорчены и разочарованы, и это нормально. Это опыт, он тоже нужен. Поразмышляйте над неудачей на досуге, внесите коррективы и продолжайте. Слушайте Дух Христов, следуйте Ему, и Он научит и наставит, исправит вашу душу и вашу жизнь.
Аминь.
Протоиерей Андрей Скрынько
21.11.21
(326)