Притча о милосердном самарянине

Неделя 23-я по Пятидесятнице

Иисус Христос уделял особое внимание должному отношению к ближним. Однажды некий сведущий в Законе человек (законник) спросил Иисуса: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос задал ему встречный вопрос: «Что об этом сказано в законе?» — тот в ответ прочел наизусть заповеди Писания о любви к Богу и ближнему: «Люби Господа Бога Твоего всем сердцем своим, всею душой своею, всей силой своей и всем умом своим, и ближнего своего — как самого себя» (Лк.10,27). Иисус сказал: «Правильно ты ответил, так поступай и будешь жить». Однако законник попросил Иисуса уточнить: «А кто мой ближний?» Действительно под «ближним» можно понимать исключительно человека той же национальности, той же веры и даже круга.

В качестве ответа на этот вопрос, Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине (Лк.10, 25:37). Некий человек шел по дороге из Иерусалима в Иерихон, которая была опасной для одиноких путников. В пути на него напали разбойники — ограбили, изранили и оставили едва живым. В это время той дорогой проходил священник, увидев лежавшего человека, предпочел пройти мимо. Вероятнее всего священник направлялся в Иерусалимский храм и побоялся дотронуться до тяжелораненого, чтобы не оскверниться и не лишиться возможности совершить богослужение — прикоснувшийся к мертвому телу «нечист будет семь дней» (Чис.19:11). Подобным же образом и левит прошел мимо, не оказав помощи израненному.

После них, по дороге проезжал самарянин, который сжалился над несчастным и, омыв его раны маслом, вином и перевязав их, на своем осле довез пострадавшего до гостиницы. Заплатив за его пребывание, самарянин обещал при возвращении возместить другие расходы, если потребуется.

Как известно, между самарянами и иудеями существовала многовековая вражда, в глазах иудеев самаряне были нечестивыми еретиками, даже само слово «самарянин» было оскорбительным. Но в притче именно этот иноплеменник оказал умирающему на дороге огромную помощь, потому что увидел в нем не врага-иудея, а страдающего человека, жизнь которого была в большой опасности.

Иисус завершил притчу вопросом законнику, кто из троих шедших мимо поистине стал ближним попавшемуся разбойникам. Ответ был очевидным тот, кто проявил милосердие — самарянин. А единоплеменники раненого — священник, левит — вероятно, не будучи бессердечными, считали самым главным исполнение религиозных обрядов. Прикосновение к мертвому телу влекло за собой ритуальное осквернение, и, боясь этого,  священник и левит предпочли пройти мимо.

Иисус же дал понять, что бескорыстная помощь человеку — это тоже служение Богу, ничуть не менее значимое, чем храмовый ритуал. Притча раскрывает то. что не стоит перед исполнением важнейшей заповеди оценивать, является ли данный человек ближним или нет, но по примеру самарянина нужно стараться самому стать ближним для всех тех, кто нуждается в милосердии.

Милосердие — это не скучная добродетель и существует не ради отчетов о социальной работе. Есть множество примеров милосердия в церковной жизни и в христианской Церкви. Приведу пример из книги «Луг духовный», написанной высокообразованным палестинским монахом, строгим аскетом и отшельником Иоанном Мосхом. Событие произошло в Палестине, в VI столетии от Рождества Христова. Аполлинарий, патриарх Александрийский, узнал, что некогда преуспевавший сын благочестивых родителей сенаторского сословия, в силу некоторых обстоятельств, обеднел. У него есть семья — жена, дети, и он вынужден перебиваться случайной поденной работой, так что почти не находит средств к пропитанию. Проходя по улицам Александрии, патриарх несколько раз видел этого молодого человека и сердце его сжималось от жалости, как и у нас, когда мы видим всякого рода несправедливости этой жизни. Но, в отличие от большинства из нас, у Аполлинария вслед за жалостью последовало действие. Он позвал казначея Александрийской Патриархии и сказал ему: «Обещаешь ли мне, что никому не расскажешь то, о чем я тебя сейчас попрошу?». В ответ на согласие казначея патриарх сказал: «Напиши расписку о том, что будто я взял пятьдесят номизм (целое состояние по тем меркам) у отца этого юноши, Макария, десять лет назад, а я распишусь, Пойди к тому молодому человеку и скажи, что передашь ему расписку за вознаграждение, делая вид, что делаешь это неохотно». Казначей, придя к молодому человеку, сделал так, как повелел ему патриарх, на что молодой человек ответил, что у него нет денег. Тогда казначей взял с него расписку о том, что юноша вознаградит его после получения денег. Обрадованный юноша побежал в Патриархию, но патриарх Аполлинарий сделал вид, что крайне недоволен и сомневается в расписке. Юноша просил хотя бы часть этих денег, на что патриарх ответил: «Оставь расписку мне, я подумаю, приходи через неделю». Но и через неделю патриарх сделал вид, будто не склонен согласиться, заставляя долго себя уговаривать, потом сказал: «Но только ты со Святой Церкви не бери проценты, накопленные за 10 лет», и выдал молодому человеку всю положенную сумму по расписке.

Бог помог молодому человеку через милосердие святого мужа подняться из бедственного состояния, вернуть себе прежнее состояние и даже превзойти своих родителей, а также извлечь из этого духовную пользу. Дивная добродетель настоящего милосердия — видеть беду другого человека, стать для него ближним и оказать помощь, как много веков назад это сделал патриарх Александрийский Аполлинарий.

Что значит любить ближнего, как самого себя — это значит, что мы должны научиться любить свое спасение, а отнюдь не покоить свое тело, жить в удовольствиях и наслаждениях — это не любовь к себе, а зло! Ни один враг не причиняет нам столько зла, сколько мы причиняем его сами себе.

Любить ближнего — это не значить исполнять его прихоти, его плотские желания — в данном случае мы впадаем в грех человекоугодия и этим губим себя и ближнего. Заповедь любви и милосердия очень обширна: кто голоден — накорми, жаждущего — напои, нагого — одень, неверующего — научи истине, заблудшего — на путь правый наставь. Дел милосердия очень много — к чему способен, то и делай для ближнего.

Господь в каждом зажигает лампаду веры, во свете которой имеют нужду многие. Нам же не стоит забывать наполнять ее елеем милосердия и добрых дел. Лампады гаснут от нерадения людей, которым надлежало иметь о них попечение по слову Псалмопевца: «Господи! и ближние мои отдалече мене сташа». Мы должны помнить, что той мерой, какой мерим своим ближним, возмерится и нам. Священный покой общества хранится  взаимным о друг друге попечением, знание Закона Божия — единственное основание всех действий и поступать по его правилам — сущее благо наше.

Христианин! Слушай, что в притче говорит Господь: «Иди и ты твори такожде». Знай, что для Бога дорог каждый человек, как бы грешен он не был, поэтому ближний твой тот, кто имеет нужду в тебе.

Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

28.11.2021 г.

(182)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *