…я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
(Ефес. 4: 1-6)
В шесть дней Бог сотворил мир, а в седьмой почил от дел Своих. В честь этого дня установлена была суббота как день покоя от всех своих дел для человека. Нельзя работать даже ради пропитания. Нельзя и врачеванием заниматься. Если выпали человеку страдания, если выпала ему смерть – надо принять их достойно: страдай и умирай. Не тревожь людей, не тревожь Бога, потому что жизнь – от Него, но и смерть – от Него же. И если благополучие и здоровье – награда от Него, то болезни и беды – наказания от Него же. Таков Ветхий Завет, как его поняли люди.
Завет – это договор с Богом. Люди думают, что этот договор существует, чтобы сделать жизнь лучше. А Бог думает что? Зачем Ему этот договор? А Бог хочет, чтобы человек стал лучше. Жизнь – это Дух, проходящий сквозь материю. Или если точнее: жизнь – это прохождение Духа сквозь материальные формы. Тело человека – материальная форма. Когда Дух проходит через тело, оно живет. Человек живет. Человеку его жизнь кажется недостаточно хорошей, и это так. Но проблема не в этом. Дух есть Дух, он не бывает лучше или хуже. Он даже не может двигаться хуже или лучше, потому что Дух, который дарит жизнь, свят и совершенен. Это человек является проводником Духа лучшим или худшим. Поэтому Бог хочет улучшить человека. Вот для чего завет.
Однако завет – лишь инструмент. А субъекты закона – Бог и человек. И человек имеет право изменить завет. Автор закона – Бог. Но человек, как субъект, тоже интерпретатор. Мы не можем и не должны менять закон, не должны его и нарушать. Но мы можем и должны стремиться понять его лучше.
Следование букве закона порождает новые и новые пояснения, уточнения, частности и нюансы. Но если вознестись над буквой и искать духа закона, то надобность во многочисленных комментариях отпадает. Потому что дух закона говорит: люби ближнего как себя самого. Не делай другому то, чего не желаешь себе. Разве кому-то нужны подробные перечисления того, что он себе не желает?
Бог перестал творить мир. Но разве перестал любить и заботиться? Если Бог есть любовь, то Он не может перестать любить, потому что это означает «перестать быть».
Если ребенок попросит у тебя хлеба, разве ты дашь своему ребенку камень? Тем более Бог, Который любит Свое творение как Свое дитя, даст благо тому, кто просит у Него.
Разве кто-нибудь из вас не отвязывает своего вола, чтобы отвести напоить? Почему же вы запрещаете помочь человеку освободиться от сковывающей его болезни, когда это в ваших силах?
Бог сотворил светила небесные в четвертый день, но Солнце светит и по субботам. Сердце человека Бог сотворил в шестой день, неужели в субботу оно должно стать камнем?
Всё это говорил Христос своему народу, желая его привести к лучшей жизни.
Хотите лучшей жизни? Давайте выстроим простую последовательность смыслов, которых стоит держаться, чтобы жизнь стала лучше.
Первое. Если жизнь – это прохождение духа сквозь телесную форму, то следует не ошибиться в выборе духа, которому ты позволяешь проходить через себя. Есть духи зависти, алчности, блуда, ненависти и лукавства… Есть дух кротости, смирения, терпения, воздержания, милосердия… Разве мы не знаем, какой из них – дух праведности? Пока не знаем, мы не назовемся христианами. Мы называемся христианами только после того, как мы пожелали и стали добиваться Духа Христова за его духовные превосходства и отвергли духов мiра вместе с их плотскими выгодами.
Второе. Если жизнь – это прохождение духа сквозь телесную форму, то следует позаботиться и о форме. Что ты знаешь о своем теле? Как умеешь его воспитывать, о нем заботиться, его содержать? «Мой друг осёл» — называл его Блаженный Августин.
Вот, к примеру, у меня теперь живет собака. Я ее не выбирал, подбросили, что называется. Никогда не думал, что у меня будет собака. Поэтому и никогда не готовился иметь собаку. А теперь я его люблю как ребенка. Но ведь он собака, с ним нельзя как с человеком, моя любовь его развращает и губит. Я даже это вижу и понимаю, но когда я слушаю, как знакомый кинолог рассказывает, как надо воспитывать собак, я содрогаюсь и понимаю: я так никогда не смогу. В культурных странах дело обстоит иначе. Там тебе собаку не подбросят, там нет бездомных собак, они все учтены. Чтобы взять себе собаку, надо пройти специальные курсы и сдать экзамены, потому что есть масса правил о содержании собак, и ты должен их соблюдать. Где-нибудь в Германии у меня бы не было шансов получить разрешение. Да я бы и не смог соблюдать все эти правила. А еще вернее – я бы просто не смог жить в Германии.
Кто думает, что с собственным телом проще – сильно ошибается. Культура – это как раз и есть накопленный опыт обращения с телом и душой. У нас в стране, приходится признать, он крайне низкий.
Третье. Пожалуй, самое главное: мы Им живем и движемся и существуем…« (Деян. 17:28) Если жизнь – это прохождение духа сквозь материальную форму – наше тело, — то надо всерьез озаботиться вопросом о том, что препятствует этому прохождению.
Об этом, собственно, вся Библия. Она рассказывает о жизни народа – как Бог проходит через их общественные институты. Она рассказывает и о жизни отдельных людей – как тесно или пространно Духу Божьему в них, как они по временам полны Духом, а по временам отпадают и теряют Его. И эти примеры могут научить нас соответствовать намерению Бога «…вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2 Кор. 6:16)
Но все эти примеры сейчас не перескажешь. Я коротко приведу несколько не из Писания, а из жизни, чтобы не был отговорок.
Вспомните случаи, когда дашь волю обиде, и она разрастается до злобы. Отчего так? Оттого что дух, которому ты дал двигаться через тебя, как раз и был духом злобы. Дал ему пространство – он и превратился из тонкой струйки в поток.
А ведь можно наблюдать очень простые вещи. Когда маешься от ссоры или обиды, что означает эта маета? — Что ты еще не выбрал, какому духу дать место в себе. Выбери правильно – Дух смирения, кротости, выбери «снисхождение друг ко другу с любовью», выбери «единство духа в союзе мира», и этот Дух утешит тебя великим утешением, даровав сердцу покой. Только одновременно надо отказать духу униженного самолюбия, духу попранной гордости.
Когда терзаешься: дать или не дать, помочь или отказать, послушаться или воспротивиться, выбери поступить «достойно призвания, в которое ты призван» — т.е. достойно звания христианина, выбери «единство духа в союзе мира» и не давай места духу расчетливости и корысти, а оставайся верен своему выбору – и Он утешит тебя великим утешением.
И еще. Часто мы не можем сделать правильный выбор, потому что у нас путается под ногами очень важная, как нам кажется, вещь: правда. Нельзя же отступить от правды, надо ее защитить…
Когда правда, которую вы хотите защитить, не позволяет вам выбрать «дух кротости и долготерпения», не позволяет «снисходить друг ко другу любовью» и «сохранить единство духа в союзе мира», то никому ваша правда не нужна, и вам самим она не нужна, потому что эта правда очень далека от Истины. Потому что Истина – одного духа с кротостью и долготерпением, с любовью и миром. Правда, которая не позволяет остаться с ними – не от Бога. Смело отказывайте ей в праве на место в вашей душе и в отношениях с близкими.
Так что, хотите жить лучше — станьте лучше. Бог с вами.
Протоиерей Андрей Скрынько
12.12.21
(357)

