Человек, на которого можно опереться

В воскресный день, 23 января 2022 года, в день памяти святителя Феофана Затворника (Вышенского), отошла ко Господу Чавкина Ирина Ивановна.

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5-14)

Когда человека спрашивают, как прошла его жизнь — многие отвечают: «Пролетела и не заметил». Был человек и не стало человека, а через какое-то время и вспоминать о нем перестали. А почивший в 2021 году архимандрит Антоний Гулиашвили, духовное чадо архимандрита Иоанна Крестьянкина, так говорил о своей жизни: «Моя жизнь прошла так, как нужно. Не без греха, не без трудностей. Но она шла с именем Христовым, с Богом. Каждый день, каждый его момент я прожил. Жизнь прожита, и она в каждой своей минуте наполнена смыслом посвящения. Я не прожил ее быстро или пусто. Для меня она полна. Всё имеет в этой жизни цель, свое назначение. Человеку нельзя жить бесцельно. Он по образу Божию создан, но не как бессловесное животное, он – сам творец».

Слушая или читая воспоминания об Ирине, понимаешь, что жизнь этого человека, Христианина с большой буквы, тоже была осмысленной, ее жизнь прошла в служении Богу, храму, родным, коллегам, ребятишкам из детдома, пожилым людям и, порой, даже незнакомым людям — в соответствии со словами Христа, обращенными к апостолам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5-14). Когда человек наполнен искренней любовью к Богу, тогда эта любовь и радость передается другим людям, но при этом не иссякает, а только возрастает в большую меру.  Свет, наполняющий Ирину, освящал людей, находящихся рядом с ней. Ее жизнь не прошла даром и не пролетела незаметно — она оставила глубокий след в памяти знавших ее людей, которые будут молиться за нее, а она — за всех нас, в Обителях Вечных…

Человеческая природа слаба. У нас всегда находится время на мирские заботы, повседневную суету, развлечения, а вот понудить себя на молитву, прийти в храм на службу — это, как правило, тяжело, и часто находится много причин, в частности, болезни. Но, слава Богу, есть прихожане, для которых даже болезни не являются препятствием для посещения богослужений. Это и наши «белые платочки», в возрасте за 80, с целым букетом болячек, с давлением ниже 70 и выше 200, которые все равно идут в храм и Господь дает им сил отстоять службу, исповедаться и причаститься Святых Христовых тайн, без которых они и не мыслят своей жизни. Ирина была молодой женщиной, когда Господь посетил  ее болезнью, но, не смотря на это, она всегда стремилась в храм и участвовала в богослужении до последнего момента, пока были силы, и это пример всем нам — как надо верить и во всем уповать на Бога, потому что только Ему ведомо, что нам полезно и нужно в этой жизни.

«…всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5:16) — именно так и жила Ирина, принимая от руки Божией и радости, и скорби, и болезнь…

«Память обладает удивительным свойством: помнить только самое яркое, когда мелочи стираются. Вот так и со знакомством с Ириной Ивановной, пытаюсь вспомнить начало, но оно теряется где-то в прошлом веке. Тогда мы вместе работали в одной школе и пересекались лишь на концертах и различных мероприятиях, где она вспоминается задорная, а в руках её непременно был аккордеон.

Прошли годы, я стал священником в Всехсвятском храме и, однажды, ко мне на исповедь пришла серьёзная Ирина Ивановна. Я узнал её с другой стороны. Но она продолжала играть на аккордеоне и петь. Мы ездили в детский дом, занимались с детьми в духовно-просветительском центре «Слово», участвовали в ярмарках на Пасху и Рождество Христово. Она преподавала музыку в Православной гимназии, совмещая это с работой завучем в Педагогическом колледже.

Когда мне понадобилась  помощь в организации нового прихода Богоявления, Ирина Ивановна была рядом. Читала кафизму в двадцатке, вела протоколы собраний, была в числе десяти учредителей прихода.  И её желание помочь не ограничивалось ничем. На новом приходе нужен будет регент. И когда я предложил ей перейти в собор Рождества Христова, чтобы научиться петь на клиросе, она тут же перешла.  С отцом Алексеем Серебряковым и Юлей Назаровой (теперь Огородниковой) они самозабвенно ездили по деревням петь на службах, продолжая петь на клиросе собора.  А ещё она успевала съездить в паломничество, сходить в горы, уделить внимание семье…

Когда я узнал о её болезни, выяснилось, что прошло полтора года с тех пор, как она ведёт борьбу с раком. Новый виток болезни, казалось, был последним. Ирина Ивановна мужественно приготовилась к переходу в вечность. Но Господь даровал ей ещё несколько лет жизни, молитвы, служения близким и Церкви. Это был, пожалуй, самый яркий период её жизни. Не теряя присутствия духа, преодолевая боль, Ирина Ивановна шла на службу в инвалидном кресле или на костылях. Постоянно участвуя в таинствах покаяния и причащения, читая Священное Писание, святых отцов и молясь, она неуклонно стремилась к Богу. Её горячая вера не могла не опалить всех, кто с ней соприкасался.  Такой она и запомнилась. Твёрдо стоящая на ногах, устремлённая в Небо, раба Божия Ирина» Иерей Иоанн Афонин

«Я узнала о том, что Ирина ушла из жизни этой и вступила в жизнь иную, вечером 23 января. Прочитав сообщение, я испытала чувство потери для себя и чувство приобретения для неё. В моей жизни больше не будет человека, служившего мне примером истинной веры в Бога. Она верила глубоко и не понимала, как можно по-другому. Как-то раз я услышала от Ирины такую фразу: «как люди некоторые живут без Бога?». Для неё Вера была не частью жизни, она была самой жизнью. Она не просто пела на клиросе в храме Рождества Христова, она славила Бога и всей душой радовалась этой возможности. Второй по значимости для неё была, конечно, музыка. Мы много раз слышали её выступления для Православной гимназии, и это всегда было на высоте, с большой отдачей и любовью к своему делу жизни и нам — слушателям. Ирина была профессионалом, и, если бы не болезнь, которая после многих лет сосуществования с ней таки забрала у нас Ирину, мы ещё многое могли от неё услышать на наших христианских праздниках, которые мы так любим. Ещё у Ирины была такая черта человеческая, как отзывчивость. Я иногда пишу в наши общие группы о необходимости собрать те или иные средства на какое-то благое дело и Ирина всегда в числе первых откликалась на эти просьбы. Я собирала деньги на лечение подобранной нами собаки и самым первым переводом была сумма от неё. Какая же она была скорая на помощь другим. Не важно, что надо было сделать: покрасить забор в гимназии или помыть батареи в храме, Ирина была рядом, пока могла физически участвовать в делах приходских или гимназических. И я только раз услышала от неё просьбу — помолиться о ней. Вы знаете, для меня она останется примером, за которым необходимо следовать. Это мы потеряли в своих рядах светлого человека, это нам грустно осознавать, что её в нашей жизни больше не будет. Для неё же уход из жизни — это освобождение, она достаточно потратила сил на борьбу с болезнью, которая в итоге одержала верх. Её душе нужен покой и отдых, она это заслужила. Господи, упокой душу рабы Божьей Ирины в сей час пред тобой предстоящей, прости все согрешения вольные и не вольные и даруй ей Царство небесное. Аминь.» Виктория Коленцева

 

«Сменяйтесь времена, катитесь в вечность годы,
Но некогда весна бессменная придет.
Жив Бог! Жива душа! И царь земной природы,
Воскреснет человек: у Бога мертвых нет! Н. Гнедич»

Несколькими словами не смогу написать про Ирину Ивановну! Настолько неординарная личность — наша сестра Ирина. Даже сейчас, несмотря на разлуку, тепло и спокойно на душе… такие люди среди нас – это, как самая большая свеча на подсвечнике возле иконы Спасителя. Где бы мы не встречались с Ириной, либо в храме, либо в гимназии, либо в поездках к нашим крестникам в детдом, либо в паломнической поездке — везде помню ее в добром расположении к людям, с улыбкой радости и такой милой задоринкой. Она хотела и умела жить, творить благое (до последних дней жертвовала на стройку монашеского корпуса), согреть добрым словом, подхватить любое начинание, с величайшей и недосягаемой для меня готовностью и смирением нести многолетний крест болезни, радеть в молитве и просто любить Бога… Не преувеличу, если скажу, что в наше сумасшедшее время, преодолевая личные скорби, Ирина достигла святости христианской жизни, здесь и сейчас живя рядом с нами и щедро делясь чистотой сердечной! Нам есть на кого ровняться! Низкий ей поклон и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!» Галина Загайнова

«Ирина Ивановна осталась в моей памяти, как добрый, светлый и праздничный человек. Ее выступления на встречах со слушателями «Народного университета ветеранов педагогического труда» просто зажигали людей, наполняли радостью, их на их лицах отражался праздник. Хочется пожелать, чтобы такое количество цветов, которые сегодня принесли Ирине Ивановне (на отпевании в храме) — человеку дарили, пока он с нами.» Шкерина Диана Николаевна (первый директор гимназии № 1 им. Иноземцева А.А.)

«Ирина Ивановна запомнилась мне прекрасной, стройной, жизнерадостной, доброжелательной дамой. Именно такой я впервые увидела ее в стенах Православной гимназии. Тогда наш небольшой коллектив в лице батюшки, матушки, Марины Андрейчиковой, Екатерины Якимовны и меня трудились над очередным выпуском газеты «Братск Православный». Ирина Ивановна легко влилась в наш коллектив, писала статьи. Затем я встречала Ирину Ивановну в храме Всех Святых, поющей на клиросе… С ее приходом в гимназию наши ярмарки стали ярче, задорнее, светлее! Многие помнят, как радостно пел в ее руках аккордеон! Некоторое время Ирина Ивановна вела музыку в начальных классах гимназии. Ее уроки проходили легко и весело. Мой сын, тогда первоклассник, просто обожал их и сильно огорчился, когда Ирина Ивановна вдруг уволилась из гимназии, постоянно спрашивал: «Почему Ирина Ивановна ушла от нас?» А , оказалось, она тяжело заболела… И все же болезнь не сразу победила её. Настолько эта удивительная женщина была жизнерадостной, жизнелюбивой, и, конечно, Боголюбивой… Посещала службы в храме сначала на коляске, затем на ходунках. Вновь вернулась на клирос, чтобы петь Господу… Мы все надеялись, что Ирина Ивановна ещё долго будет с нами… Но Господу стало угодно, чтобы Ирина Ивановна пела теперь в Царствии Небесном…, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная… Грустно расставаться, но что поделаешь… пусть будет не так, как мы хотим, а как Тебе угодно, Господи! Со святыми упокой, Боже, рабу Твою Ирину — нашу свечечку, которая ярко вспыхнула и быстро сгорела здесь на Земле, успев осветить и согреть всех нас, оказавшихся рядом…» Ксения Соломина

«Будучи председателем родительского комитета Православной гимназии, вместе с родителями, готовили Рождественские и Пасхальные ярмарки и знаете — нам всегда хотелось сделать что-нибудь эдакое, не похожее на предыдущее. И именно тогда Господь сподобил меня познакомиться с Ириной Ивановной, она была педагогом музыки у наших детей. Всегда разная, задорная, интересная, творческая — она в легкой форме и просто так могла выучить с детьми колядки, организовать их для сценки или придумать маленький номер с песней, найти костюмы, сымпровизировать сценарий для наших ярмарок.  И, если для меня это до сих пор остается трудной задачей, то Ирина Ивановна, как человек неординарный, могла вовлечь в организованный ею процесс детей, родителей, педагогов так, что все с радостью и огромным желанием и усердием рождали великое действо. Меня всегда удивляло, как она, будучи хрупкой и утонченной, могла с легкостью взять аккордеон и виртуозно и весело петь и плясать с детьми, подключая к этому процессу всех гостей ярмарки! … Прощаясь с Ириной Ивановной в храме, мне пришла мысль, что Господь удивительным образом призывает нас к себе — Ирина Ивановна отошла ко Господу в Крещенские дни, она очень любила праздник Богоявления, активно и деятельно способствовала строительству храма Богоявления в Братске. Я читала у святых отцов, что Господь призывает человека на том этапе жизни, когда душа готова к встрече со Своим Создателем. Благодарю Господа, что в моей жизни была Ирина Ивановна» Юлия Прямилова

«Ирина Ивановна очень интересно вела уроки музыки у детей — тактичная, вежливая, улыбчивая. Всегда готова была помочь на ярмарках, праздниках, да и вообще, во всём. Однажды мы пели с Ириной Ивановной в соборе, на клиросе, она уже — на коляске. Легко с ней было. Творческий, яркий, жизнерадостный человек с большим сердцем. Царствие Небесное!» Анна Дмитриева

 

«С Ириной Ивановной я познакомился, как и со многими другими замечательными людьми, в Всехсвятском храме. В храме она пела на клиросе, а позже состоялось знакомство в Общине Православной Гимназий. Её обаяние, музыкальность, лёгкость на «подъем» в организации и проведении культурно-массовых мероприятий на Рождественских и Пасхальных ярмарках, всегда находили отклик и поддержку от других общинников и разных по интересам людей. Ирина Ивановна была большой молитвенницей, очень многие ощущали ее внимание, добродушное отношение и поддержку в разных житейских ситуациях, приобретая уверенность и укрепляясь в вере в Бога. После паломнических поездок Ирина Ивановна щедро делилась рассказами о Святых местах с другими прихожанами. Ирина Ивановна запомнится мне отзывчивой, мужественной, доброй Христианкой, излучающей любовь к другим. Благодарен Господу, что встретил на своём пути такого замечательного человека! Вечная память р.Б. Ирине» Виталий Малецкий

 

«Ирину, как прихожанку и певчую на клиросе, сначала в храме Всех Святых в земле Российской просиявших, а затем в соборе Рождества Христова, знала давно, правда, как это часто бывает — только на лицо. Имя узнала, когда собирали средства на издание журнала, посвященного памяти протоиерея Андрея Огородникова. Пришел перевод от «Ирина Ивановна Ч.», как и от многих других прихожан — в зашифрованном виде от Сбербанка. Благодаря тому, что долго потом разбиралась — кто прислал перевод, имя и фамилия Ирины запомнились. Когда в феврале прошлого года отошла ко Господу моя мама, одной из первых, денежный перевод прислала «Ирина Ивановна Ч.», хотя мы по-прежнему не были лично знакомы, и это говорит о многом — человек откликнулся на чужую беду без рассуждений, из христианской любви к ближнему — поддержкой в трудную минуту. Последние годы Ирина тяжело болела — коляска, потом ходунки. Меня восхищала ее стойкость — до последнего пела на клиросе, даже когда в соборе Рождества Христова клирос перебрался на хоры, а это уровень второго этажа, Ирина поднималась туда на ходунках, спускалась на миропомазание на праздничных службах и поднималась снова, всегда спокойная и сосредоточенная. Это пример всем нам — нести свой Крест до конца — со смирением и любовью, с терпением и кротостью по слову псалмопевца: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его». Ради ТАКИХ ЛЮДЕЙ Господь  нас терпит, их чистыми молитвами пока еще держится мир… Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоея Ирины..» Марина Ульева

Со духи праведных скончавшихся, душу рабы Твоея, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче…

 

Марина У.

 

(520)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *