«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)
Все в нашей жизни абсолютно промыслительно. Впечатление от первой встречи с бабой Валей очень теплое. В самом начале своего воцерковления, пришла однажды в субботу, накануне Антипасхи, за артосом, но немного опоздала к раздаче. Подошла к дежурной – пожилой женщине около иконы «Благодатное небо», спросила про артос. Она достала из сумки свой небольшой кусочек, разделила его пополам и передала мне – так просто, незнакомому человеку, без сожаления – поделилась святыней. Я это запомнила, навсегда. А через несколько лет мы стали дежурить вместе, и баба Валя стала для меня родным и любимым человеком.
Валентина Дмитриевна (по паспорту Роза Дмитриевна) родилась 22 сентября 1938 года, на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы, в семье Суменковых — Дмитрия Ивановича и Наталии Васильевны, в Новой Деревне Касимовского района Рязанской области. Всего в семье родилось десять детей, но первые четверо умерли в младенческом возрасте.
Папа был председателем Сельпо, а мама домохозяйкой. К началу войны в семье было трое детей, отца забрали на фронт, а дети, по настоянию матери, постоянно за него молились (как-то, на празднование иконы Божией Матери «Владимирская», баба Валя вспоминала, что молились они именно этому образу Божией Матери, поэтому она всегда посещала богослужения, посвященные празднованию «Владимирской»).
Во время войны, после ранения, отца отпустили домой в отпуск, в родную деревне, вскоре в семье родился сын – Леонид. Отец прошел всю войну, дошел до Берлина, получив три ранения и награду за вынос шестерых раненых солдат с поля боя. После войны в семье появились еще двое детей и стало их шестеро: четыре брата Борис, Леонид, Константин и Анатолий и две сестры – Вера и Роза. Сейчас в живых осталась только Роза или, как мы привыкли ее называть — баба Валя, молитвенница за своих родных живых и усопших.
Родителей Розы крестили в детстве, как это было принято на Руси. Дедушка и бабушка по материнской линии были глубоко верующими людьми, строго соблюдали посты, в среду и пятницу не вкушали пищу совсем, хотя дедушка был кузнецом, а ремесло это не из легких. На свои поминки не благословили детям подавать вино.
И мама, Наталия Васильевна, была верующим человеком, всегда молилась сама и приучала детей, особенно молитве «Святый Боже…». Храм был в соседней деревне, но родители службы не посещали – отец занимал высокую должность и был коммунистом, но никогда не препятствовал жене и детям молиться, потому что и сам оставался верующим человеком. Ко Господу родители отошли в 1977 году (с разницей в 10 дней) – сначала отец в конце ноября, а за ним и мама в начале декабря.
Роза с детства верила в Бога. Закончив школу и обучаясь в ВУЗе, заходила в храмы Рязани и Мичурина, правда не посещая богослужения. На Пасху бывала в храме соседней деревни – красивом, расписном. Именно в нем Розу с детства очень впечатлили фрески Страшного Суда. Школа в деревне была десятилетка, поэтому проблем с поступлением у Розы в ВУЗ не было. Правда поступила сначала в Рязанский Сельхозинститут – вместе с подружками, но учеба в нем была не по душе Розе, потому что с детства она хотела быть учителем.
Окончив сельхозинститут, Роза поступила сразу на 3-ий курс заочного отделения Мичуринского Пединститута в Тамбовкой области. Работала в деревне учителем и параллельно училась в ВУЗе. В 1962 году приехала в Братск, поэтому пришлось перевестись в Красноярский пединститут, 4 и 5 курс закончила за год. Получив диплом учителя биологии, сразу стала работать по специальности. Первым местом работы, по решению заведующего Братским районо Иноземцева А.А., стала школа в поселке Калтук, а через два месяца школа № 17 поселка Падун.
В общежитии Роза познакомилась с будущим мужем – Николаем Максимовым. Поженились, первое время снимали времянку, потом получили комнату, родилась дочь Галина. Позже семья перебралась в Братск, получив трехкомнатную квартиру, Роза Дмитриевна на 40 лет связала свою судьбу со школой № 24 на улице Обручева, а муж Николай всю жизнь проработал слесарем на «Единой базе» в Падуне, организация занималась изготовлением железобетонных плит для крупнопанельного строительства. В Братске родился сын Олег. И дочь, и сын – братчане, Галина по специальности фармацевт, сын работник БРАЗа.
В школе у Розы Дмитриевны был хороший коллектив. На 50-ти летний юбилей коллеги сделали Розе Дмитриевне замечательный альбом, пожелания в котором говорят о любви и уважении к своей коллеге. Именно из этого альбома узнала, что имя у бабы Вали по паспорту — Роза. За добросовестный труд, любовь к детям и коллегам, Роза Дмитриевна была удостоена званий «Старший учитель» и «Отличник народного образования» (с медалью). В 2003 году Роза Дмитриевна стала пенсионером и в этом же году отошел ко Господу муж Николай, с которым прожили душа в душу больше сорока лет. Проработав еще 2 года, Роза Дмитриевна ушла на заслуженный отдых, но до сих пор ее помнят и любят коллеги, бывшие ученики и их родители.
В Братске долго не было храмов, а у Розы Дмитриевны всегда было большое желание посещать храм и богослужения, да и коллега по работе, учитель русского языка, человек верующий, во многом способствовала ее воцерковлению. И, когда в Падуне появился храм Успения Пресвятой Богородицы, Роза Дмитриевна стала часто туда ездить. В Падуне жила сестра мужа. Едут вместе – Роза Дмитриевна на службу, Николай к родным или на работу (на пенсии он продолжал работать сторожем на родном предприятии). В этом храме и отпевали Николая. Дети Розы Дмитриевны крещены на родине, в Рязанской области.
Постоянной прихожанкой храма Всех Святых в земле Российской просиявших (тогда прп. Андрея Рублева) стала в начале 2000-х годов. Благодаря старшей дежурной Елизавете Ивановне Чувашовой уже много лет Роза Дмитриевна на послушании дежурной храма с постоянной напарницей Макушевой Александрой Прохоровной. Когда стала исповедоваться у отца Андрея Огородникова, вспомнила, что в крещении она Валентина. Так до конца жизни батюшка и благословил ее быть Валентиной, поэтому в храме все знают ее как Валентину Дмитриевну – бабу Валю, и только по паспорту она остается Розой. Будучи биологом по образованию, Валентина Дмитриевна преподавала теорию Дарвина, до сих пор вспоминает вразумления отца Андрея по этому поводу.
Пока были силы — постоянно навещала бывших прихожан храма: святой воды унесет, просфоры, поговорит по душам. Посетитель храмовой библиотеки с многолетним стажем, каждую субботу за новой книгой для душеполезного чтения. Последние годы все больше немощей и болезней, а душа рвется в храм. Помолится, подлечится баба Валя и опять в храм, на службу, потому что не мыслит себя вне богослужения, таинств Исповеди и Причастия. До храма от остановки маршрутки дорога длинная, да все в горку, идет, молится Богородице о помощи – остановится добрый человек на машине, подвезет.
Баба Валя имеет страх Божий и всегда помнит про Страшный Суд – яркие впечатления детства – фрески в храме, до сих пор перед ее взором. Молитва – насущное состояние ее души: утреннее и вечернее правило, Евангелие, Апостол, Псалтирь, Пяточисленные молитвы, молитвы и тропари чтимым святым и небесным силам, акафисты (каждый четверг святителю Николаю Чудотворцу, по дням празднования памяти преподобному Серафиму Саровскому, а также по дням недели или по Празднику). Любимое место в Евангелии от Марка – о встрече Марии Магдалины с Ангелом, когда пришла она рано утром ко гробу воскресшего Господа. Любит перечитывать Деяния Апостолов, особенно первые главы. Молитвослов у бабы Вали ветхий от постоянного использования. Дома молится, в дороге молится, молитва стала ее жизнью, плоть истончается, душа очищается. Рядом с такими людьми ощущаешь любовь, всегда хочется обнять и прижать к сердцу. Баба Валя очень почитает отца Иоанна Крестьянкина, в доме есть его портрет, а ведь она очень на него похожа – своей добротой, чистотой и любовью к окружающим.
Уникальное поколение людей, которые не потеряли веру во время безбожия, а пронесли ее через годы в своем сердце. Такой парадокс – время было безбожное, а семьи были крепкие, по евангельским заповедям жившие, пусть интуитивно, по совести. Появилась возможность и потянулись такие люди в храм, потому что Господь всегда был с ними. А в наше время храмы открыты, люди крещеные, воцерковленные, а браки венчаные распадаются, почему? Зациклены мы на себе любимых, не хватает нам той простоты, чистоты, скромности и смирения, которая была у наших бабушек и дедушек. Пока они еще с нами, будем учиться у них, как жить с Богом.
Марина У.
Материал подготовлен для сайта Братской епархии
(416)
Огромное спасибо вам за прекрасную статью. Всегда в Храме любуюсь этой бабушкой, а что звать ее баба Валя и ее судьбу не знала.
Во славу Божию, Татьяна)
Это наш золотой фонд — наши бабулечки)))