(Деян., 20: 16-18, 28-36. Ин., 17: 1-13)
…вы знаете, как я с первого дня… все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений…, как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая … покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
И вот, ныне я… иду в Иерусалим… И предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
Павел больше к нам не вернется, остались друг у друга только мы с вами. Всё самое главное он нам сказал, а дальше предоставил нам возрастать самим в вере и благочестии ко спасению наших душ. И указал нам, как можно это возрастание обеспечить: предаю вас Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
И надо заметить, что в этом отношении мы с вами гораздо более оснащены, чем те христиане: ведь Бога не стало меньше с тех пор, а Писания стало больше, потому что теперь каждому из нас доступен весь свод Писания в различных комбинациях, переводах и толкованиях. А уж корпус к нему прилагающихся прочих писаний просто не счесть. Но вот главный вопрос: а насколько мы выросли с тех пор в своей вере? Сколько из нас получили то самое наследие с теми самыми освященными? Вопрос очень непростой и интересный. Его можно сформулировать десятками способов. Например: вот зашел бы к нам на богослужение Аполлос или Крискент – как бы он воспринял наше богослужение? Он бы почувствовал тождественность или хотя бы подобие?
Или пришел бы не на богослужение, а в общину – поговорить о вере, рассказать о своем опыте и поучиться нашему – получился бы разговор?
Или я бы пришел в одну из Асийских общин, в тот же Ефес, а они бы спросили: «Мы слышали, брат Павел писал братьям нашим в Галатию, ты читал это письмо? расскажи, что в нем? Нам очень важно знать это». Я бы со стыда горел перед ними. Читал? – читал. Даже толковал и проповеди по нему говорил. А о чем оно – не помню. Мы сейчас сильно другие. Мы читаем книжки одну за другой, глотаем «информацию», а душа не напитывается, в памяти ничего не остается, в жизни ничего не меняется (к лучшему). Я, конечно, слегка утрирую, но только слегка.
Апостол сказал, что слово благодати Божией может назидать нас более. Более чем что, чем кто? — Чем сам Павел мог рассказать и объяснить своим слушателям. Или это можно понимать так: «более» – значит «далее». Павел наставил на путь, а теперь надо идти дальше. А кто дальше поведет? Кто способен пройти больше Павла, чтобы провести дальше? Даже в те времена было таких не найти, а теперь и подавно. А вот слово благодати – может. Может — если что?
Ведь понятно же, что не каждого, не всегда, не в любых обстоятельствах. А то ведь любой, однажды и впервые взяв в руки Писание, через некоторое время неизбежно становился бы святым (получил наследие со всеми освященными). Не очень-то на действительность похоже: я вот до сих пор не свят. – Как сделать, чтобы работало?
Кроме цитированного мною отрывка из книги Деяний мы еще читали сегодня такой же небольшой отрывок из Евангелия Иоанна (ровно половина 17-й главы). Ничего случайного нет даже в бездушном мире, а уж тем более в Церкви и в богослужении. Поэтому давайте поищем хотя бы самые простые несколько подсказок, как добиться того, чтобы слово благодати нас назидало.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа…
Значит, надо узнавать, познавать, знакомиться, искать, настойчиво добиваться знания Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Как можно узнать неизвестного тебе человека? – встречаться, разговаривать, поработать вместе с ним, поделиться своими секретами, выслушать, что у него на сердце и отнестись с сочувствием. Где можно встретиться с Богом? Как с Ним поговорить? Как открыть Ему сердце, как принять боль Его сердца? – даже самые элементарные ответы на эти вопросы, которые может дать совершенно любой крещеный христианин, уже дают возможность двигаться в познании.
…слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня…
«Поняли и поверили…» — но ведь сначала «услышали и приняли». Разве это не руководство к действию? – Слушайте, принимайте – сердцем, умом. Если умом – это значит «поняли», если сердцем, значит «поверили», и то и другое вместе – значит «приняли».
Отче Святый! соблюди их во имя Твое, …чтобы они были едино, как и Мы.
Вопрос: быть единым – это цель назидания, которое совершается словом благодати, или наоборот – условие, без которого назидание невозможно? А может, это как яйцо, которое было раньше курицы, раньше которого, впрочем, была курица… Я хочу сказать, что эти вещи неотделимы друг от друга. Какая же благодать, если я один? Чтобы благо дать, надо, чтобы был еще кто-то, способный принять. А раз ему тоже нужна благодать (у него тоже есть потребность давать), то я должен уметь слушать, понимать и радоваться за него. Это уже немалая часть единства.
…чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Вы знаете, о чем речь? Какая радость у Него? Вы в Евангелии где-нибудь читали про радость Иисуса? Разве может быть у Него радость от общения с нами? Только боль и скорбь, со-страдание и со-чувствие. Даже если сказать, что это любовь, то эта любовь скорбная. Потому что радость и радостная любовь – от единства с Отцом. Вот какой радости Он нам желает.
Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их…
Это, кстати, не единственное место, где высказывается эта мысль: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). На досуге разберите тщательно, как вы враждуете с миром кроме того, что на всех раздражаетесь, с домашними ругаетесь и начальников презираете – потому что не о такой вражде говорит Господь.
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
«Пилат сказал Ему: что есть истина?» (Иоан. 18: 38). А евангелист ответил: «Дух есть истина» (1 Иоан. 5: 6). Что это значит? Я думаю, это значит, что когда я могу думать или говорить или делать дело, чувствуя присутствие Духа в этих моих действиях, то это истинные действия. А если я это делаю только от себя – это всего лишь субъективная, личная правда. У каждого своя, и никакого единства…
Я не знаю, получился ли урок для вас, но для меня это были слова благодати, и я попытался дать это вам. Обязательно делайте так же: берите слова благодати Божией сердцем и умом и делитесь друг с другом, и соглашайтесь друг с другом, и радуйтесь за тех, кто сумел понять другое и по-другому, и поступайте в жизни так, как поняли слова истины. Тогда наше единство будет нерушимо.
Протоиерей Андрей Скрынько
05.06.22
(344)