Важнейший догмат христианства о Святой Троице не может быть исследован в глубине своей ни разумом людей, ни разумом Ангелов. «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11,27) — говорит Спаситель.
Однако Бог открыл себя людям, чтобы они не ходили во тьме неведения, но пребывали в свете правой веры в Истинного Бога. Свидетельства о Троичности Бога содержатся в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Уже на первой странице Библии можно прочитать следующие слова, указывающие на глубочайшую тайну Триипостасного Бога: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (быт. 1,26). Не к Ангелам были обращены данные слова, потому что мир ангельский, являясь частью творения, не мог участвовать в создании человека.
Важным, с догматической точки зрения, является повествование о явлении Господа Аврааму у Мамврийского дуба. Праотец видел Бога, представшего перед ним в лицах трех Ангелов. Это посещение Богом Авраама называют ветхозаветным Богоявлением. На древнейших христианских иконах Святая Троица всегда изображена в виде явления Аврааму трех Странников.
Позднее догмат Троицы Бог раскрыл в новозаветном событии Богоявления или Крещения Господа во Иордане. Людям дано было слышать голос Бога Отца, сказавшего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф 3,17), увидеть Сына Божия, стоящего в водах Иордана и лицезреть Духа Святого, нисходящего на голову Крещаемого в виде голубя.
Наиболее ясно, прямо и открыто богооткровенная тайна была дана христианам через Заповедь Спасителя, который сказал Своим ученикам и Апостолам следующее: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28,19). Христос Сам сообщил людям о тайне Святой Троицы и ее Единстве, Сам указал на значение веры и ее необходимость. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16,16).
Креститься во имя Троицы — значит посвятить себя всецелому и постоянному служению Богу.
Десять дней прошло после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо. В течение этого времени святые Апостолы вместе с Богоматерью пребывали непрестанной молитве и посте, готовясь к достойному принятию обещанного им Утешителя — Святого Духа. В Священном Писании события Пятидесятницы описаны следующим образом: «внезапно раздался великий шум, поднялся сильный ветер и Дух Святой, в виде огненных языков сойдя с небес, почил на святых Апостолах и Божией Матери». Ученики Иисуса Христа просвятились и окончательно поняли и усвоили своим умом искупительное значение явления в мир Господа и уверовали в Него, как в Спасителя мира. Возвещать, благовествовать Евангелие всей твари (Мк. 16,15) стало их непреложным делом — для этого они и получили благодать Святого Духа с дарами языков, мудрости, благовестия, пророчеств и чудотворений. Чудо сошествия Святого Духа и апостольская проповедь зажгли в сердцах многих людей огонь веры — в этот день крестилось около трех тысяч человек. С этого события Пятидесятницы началась жизнь Святой Христовой Церкви.
Сущность деятельного христианства состоит в борьбе со злом, распятии греха, похотей и страстей, в обновлении всех сил души и тела, в единении с Божественной Лозой — Христом Спасителем. Достигнуть этого можно только с помощью Божественной силы Духа Святого. Нет Духа Божия — нет и настоящей христианской жизни, жизни, подлинно духовной.
А если так, то каким образом можно получить благодать Святого Духа? Прежде всего необходимо иметь искреннее сердечное желание, соединенное с твердой и непоколебимой верой, избегая при этом всякой неправды и греховной скверны и, конечно, творить добро. Самое главное — пребывание в храме, здесь все от Духа Божия и все ведет к Нему. В совершаемых Таинствах подается обильная благодать Святого Духа, спасающая нас, пища вечной жизни — Тело и Кровь Христа Спасителя. По слову свт. Иоанна Златоуста «Дух приходит во время молитвы«, а это средство всегда при нас, чем больше и усерднее человек молится, тем способнее он становится к восприятию благодатных даров. Без молитвы душа охладевает, мертвеет и не воспринимает духовное и святое.
Как физическая жизнь поддерживается дыханием, так духовная молитвой. Отчего нам легко и радостно после долгой и искренней молитвы, а в душе исчезает раздражение и гнев? Отчего слабеет само влечение ко греху? От того, что благодать Святого Духа сошла в нас и очистила от всякой скверны. Молиться нужно как можно чаще — в храме, дома, в пути. Но особенно усердно необходимо творить молитву в трудные минуты жизни, когда сердце теснит грусть, а скорби, как волны, набегают на нашу душу. И Дух Утешитель ободрит и укрепит нас, как успокоил и утешил святых Апостолов и многих великих подвижников. Вспомним одного из них — св. Пимена Многоболезненного (1110 г.), Киево-Печерского подвижника, который всю свою жизнь провел на одре болезни, но при этом сам не падал духом, а вселял бодрость и радость в сердца других. «Маловер — говорил он согрешившему брату, — разве ты не знаешь, что терпение не остается бесплодно?» Кто же вливал в душу этого страдальца живительную силу? Дух Святой, Дух Утешитель! Благодать Святого Духа усвояется и поддерживается теплой молитвой, делами правды, добра и благочестия.
Будем молиться Духу Святому: «Царю Небесный, Утешитель благий, просвети наши сердца от тьмы греховного заблуждения и неверия и наставь нас на всякую истину, любовь, мир и радость! Прииди и вселися в нас!
Аминь
Протоиерей Димитрий Кирьян
12.06.2022 г.
(94)