…Будьте святы, потому что Я свят. (Лев. 11: 45; 19: 2; 20: 7)
Сегодня – день всех святых. Всех, кого помним, и кого не помним, чьи имена знаем и не знаем – всех, исполнивших этот завет, Церковь сегодня чествует как святых.
Что значит быть святым? Как нам должно относиться к этому призыву, какие у нас есть шансы стать святыми – быть святыми?
Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, непреходящий плод… (Иоан. 15: 16)
Что это за плод – «непреходящий»? Молодость пройдет, красота увянет; в старости, скорее всего, еще и деменция наступит. Дача будет заброшена, квартиру дети продадут, потому что она уже старая, машину съест ржавчина, деньги обесценятся, улицу в твою честь так и не назовут. Более того: семейные фотографии вместе с альбомами окажутся на помойке. Что же останется? Что же это за плод «непреходящий»? – Это то сокровище, которое на небесах, которое не съест ржавчина, и не смогут украсть воры. Это тот елей, без которого не состоится встреча с Женихом…
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Ефес. 2: 10)
Все ли избранные святы? – нет. Все ли, приносящие плод, приносят плод непреходящий? – нет.
Насколько трудно стать святым? Насколько трудно быть святым? Стать – не трудно. Все мы бывали святыми. Трудно им остаться и быть какое-то заметное время. Поэтому в памяти Церкви и остаются те, кто прочертил в жизни линию святости.
Душа – свечка Богу. Она горит огнем веры. Или огнем любви. Или огнем надежды. Я бы не взялся отличить один вид огня от другого, и даже не утверждаю, что это – разные виды огня. Я только хочу сказать, что душа, горящая Богу, проявляет себя для внешнего наблюдателя делами веры, делами любви или надеждою. Что-то из этого мы замечаем преимущественно. Но лишь немного изменив взгляд, дела любви легко увидеть как дела веры, а надежду – как дело любви…
Душа – свечка Богу. Она горит огнем. По временам этот огонь проявляется в любом из нас. Но редко он горит долго. Пока я молюсь, я могу почувствовать этот огонь. Пока я помогаю человеку беспомощному, этот огонь разгорается. А если я берусь за дело, изначально кажущееся невыполнимым (а ведь каждому приходилось браться за такие дела), то без этого огня невозможно не то что довести дело до конца, но даже и заниматься им всерьез, разве только для галочки, для отчета в контрольные инстанции.
Но у меня нет умения непрестанной молитвы, а есть только «молитвенное правило», и каким бы ни было моё «правило», его размер не определяет ни яркости, ни продолжительности горения моей души; а когда я перестаю молиться – огонь гаснет…
Оказав помощь человеку, я возвращаюсь к своим делам – и огонь гаснет…
Начинается жизнь без огня. В ней я смотрю сериал; читаю новостную ленту; просматриваю разные «прикольные» или даже «познавательные» ю-тубчики; высказываюсь на своей страничке в соцсетях обо всем, о чем у меня нет основательного знания, но есть «личное мнение»; ругаю чужое «личное мнение», несогласное с моим, но так похожее на моё своей безосновательностью; посещаю кучу интернет-магазинов, торгующих ненужными, но привлекательными вещами и т.д. и т.п. Кто-то сомневается, что во время этих «важных» занятий огонек моей душевной свечки не горит Богу? Что если он и горит чем-то, то это разжигаются мои страсти? Именно они создают видимость насыщенности моей жизни – якобы делами, якобы чувствами, якобы мыслями…
Мне кажется, только в делах надежды огонь не угасает до самого конца (не поэтому ли говорят, что «надежда умирает последней»?): пока я делаю – я надеюсь; пока есть надежда – я буду делать. Невозможно делать, не имея надежды; глупо надеяться, ничего не делая.
И тут я подумал: А может быть, с этого и надо начинать?
Христос пришел дать новую заповедь – о любви. Он сказал: «любите врагов ваших». Потому и сказал, что нет у меня любви к врагам. Если бы я умел это, зачем бы мне заповедь такую давать? И что мне делать теперь? Как полюбить?
А почему вообще этот вопрос меня волнует? – Потому что я услышал эти слова, и они меня потрясли: Как вообще можно такое сказать? Веками все считали, что врагов надо уничтожать. И сейчас считают. Назначают врага – и методично и последовательно уничтожают…
«…вера от слышания, а слышание от слова Божия». (Рим. 10: 17)
Он сказал, и я услышал. И мне очень захотелось поверить, что это возможно; что так можно победить вражду. Захотелось поверить! Еще не поверил, но сначала захотел. Потом я немного порассуждал, и решил, что не буду начинать сразу с заклятых врагов, а начну с обычных – с домашних. Я ведь уже раньше услышал такие слова: «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10: 36). И даже еще помню: «Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21,22). До семи раз по семьдесят дело не дошло, всё печально закончилось гораздо раньше. Можно сказать, в самом начале. И с тех пор начинаю снова и снова. Не то чтобы совсем ничего не умею, но всё ещё учусь. Ведь здесь как дело обстоит. Как с огородом, на котором вроде бы зарыт клад. Если ты точно знаешь, что вот на этом участке зарыт клад – будешь копать и копать, пока не выкопаешь. А если ты только поверил, что он есть (возможно, есть; я слышал, что есть; такой-то говорил, что есть), то вера твоя тает очень быстро под лучами солнца, вкатывающегося в зенит, утекает со струйками пота, выжатого этим солнцем. А если еще кто-то, проходя мимо, усмехнется: «Это тебе такой-то сказал? Нашел, кого слушать!» — ВСЁ! Вера кончилась. Я окончательно понял, что я осёл: повёлся на такую глупость!..
Что может меня спасти? Как мне взяться за непонятное или невыполнимое дело, не имея такой прочной веры, которая способна устоять и под палящим солнцем, и перед насмешками-издевками? Я думаю, что меня спасет надежда. Знаете, как в фильмах часто встречается такой расхожий момент, когда полицейский или солдат должен доставить пленного (или арестованного) и вдруг – непреодолимые смертельные препятствия, и враг говорит: развяжи меня, без меня тебе не справиться, оба погибнем. Что, разве наш герой верит этому бандиту? Нет, конечно, но развязывает, потому что имеет здравую голову. И этой здравой головой что он говорит? – «Надеюсь, я не пожалею об этом». НАДЕЮСЬ! У него больше нет ничего, кроме надежды. И эта надежда спасает их обоих, а смертельные обстоятельства если и не делают их друзьями, то точно между ними появляется доверие.
Запомните волшебные слова: «Надеюсь, я об этом не пожалею». Это работает!
Вы хотите научиться молиться? Вы хотите научиться понимать Писание? Вы хотите научиться проявлять заботу о ближних своих? – Каждый раз, когда вы сомневаетесь или вам трудно уговорить себя на это, произнесите волшебные слова: «Надеюсь, я об этом не пожалею» — и бросайтесь с головой в этот омут, впрягайтесь в эту повозку.
Я не знаю ни одного человека, который бы пожалел, что научился молиться, или хотя бы не научился, а превозмог себя и сделал это сегодня.
Я не знаю ни одного человека, который бы пожалел, что прочел Евангелие, или того хлеще — целую Библию. Никогда еще ни один человек при этом не сказал: «Ну зачем я столько времени потратил!»
Бывает, правда, что мы сожалеем, что кому-то помогли. Но если разобраться внимательно, то окажется, что мы не о том жалеем, что проявили заботу и сотворили доброе дело, а о том, что не получили благодарности, или что он нашим добром распорядился по-свински. Но ведь не доброты своей нам жалко, а как раз наоборот: самолюбие страдает…
А когда вы прочтете Евангелие, то вы услышите слово Божие. А от слышания может родиться вера. А вера приведет вас к делам любви. И единственное, о чем вы будете тогда сожалеть (и то совсем не долго), так это о том, что не сделали этого раньше – не услышали и не поверили раньше, не полюбили раньше, не начали жить раньше, а столько лет ерундой страдали…
И еще: ничто и никто не может вам помешать, если вы позволите себе надежду на то, что слово Писания – это действительно слово Христа и оно – истинно, и что если станете поступать по этому слову, то будет именно так, как это слово говорит. Делайте то, что можете из того, что услышали, и никогда не жалейте о сделанном. А если не можете, то сначала создавайте такие возможности, а потом – делайте. И никогда не пожалеете о сделанном.
Протоиерей Андрей Скрынько
19.06.2022
(288)