Неделя 11 по Пятидесятнице
«Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими…» (см. Мф. 18: 23 – 35)
Так или иначе, но каждый из нас стремится в Царство Небесное. Ежедневно мы повторяем дома и делаем это на каждой службе: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века…» Т.е. желаю, надеюсь, стремлюсь в нее, в эту жизнь будущего века — в царство Небесное. Никто из нас там не был, но есть мнение, что это лучшее из всех царств и быть там человеку – лучшее, что только может произойти с человеком. А раз не знаем, то надо прислушаться, когда про него рассказывают. Вот нам и говорят, что оно подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.
Итак, первая примета, признак приблизившегося царства: с нас спросят за прожитую жизнь. Примерно так: «Я дал тебе жизнь, показывай, что из этого получилось». И тут окажется, что жить-то еще словно и не начинали. То есть у человека имеется и жена, и дети, и еще всякое «добро», но это ничего не стоит в сравнении с тем, что было ему дано от Бога, и это вовсе не то, что от человека ожидалось. «Продайте всё это, чтобы уплатить долг», — говорит Господин. Вдумаемся: самое базовое, основное, что по всем параметрам является обязательным проявлением «нормальной» жизни – семья и дети. Далее – какой-то капитал. Например, сумма в банке такая, на проценты от которой можно нескудно жить. Про такого мы скажем: «хорошо устроился» и позавидуем. Но если у человека есть свой магазинчик, своя пекарня или мельница или иное какое приносящее доход дело, то мы к такому со всяческим уважением – тем большим, чем больший доход оно приносит. А Господь посмотрел на него и говорит: «иди, продай всё, что имеешь, раздай нищим и следуй за Мной, тогда будешь иметь настоящее сокровище»; и «если кто возлюбит жену или детей больше, чем Меня – не достоин Меня»; а наоборот, «кто оставит дом свой, и жену и детей ради Меня, тот сторицею получит в этой жизни и в следующей». Вот в каких отношениях со всем, что ценно в этом мире, находится Царство Небесное! — Всё, что мир считает ценным, — сор под ногами праведника. И наоборот: праведник в глазах Божиих – никчемный и бесполезный мусор в глазах мира.
Так «что же воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» Или по-русски: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Это должно быть нечто, что по мерке Бога стоит больше всех благ, которыми я обладаю в этой жизни по меркам мира. Помните, что дальше в этом псалме? – его читал сегодня каждый, кто готовился к Причастию: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». (Пс. 115: 4, 5)
Или в другом псалме:
«Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня… Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Моё». (Пс. 49:14, 15, 23)
И вот как раз этого плода жизни у нас явно не достаточно, чтобы сосчитаться с Господином. Что тут делать каждому из нас, кто понял эту беду? Видимо, то же, что сделал герой сегодняшней притчи: «Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». И «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». Надо полагать, сделал это ввиду явной невозможности вернуть такой огромный долг; единственное, что с ним можно сделать – простить полностью.
И это тоже примета Царства Небесного – милосердие. Милость и прощение тем, кто перед ним в долгу. А мы как на это ответили?
А мы – как тот самый раб (для чего нам и дана история к сравнению): «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга». Эти слова описывают состояние, которое мы имеем обычно, и за которое Господь наказывает строго: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2: 13) – вместо того «не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?»
Однако я думаю, что ключевое слово не «помиловать», а «как я». Потому что Бог не только милостив, Он еще и справедлив, и терпелив, и сказал: «научитесь у Меня, ибо я кроток и смирен сердцем». И еще много чего, что лучше не перечислять сейчас, а подытожить одной фразой: Бог есть любовь; «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас…» (Иоан. 15: 12). Собственно говоря, поэтому и сказано, что «Царство Божие внутри вас», так что если кто хочет в него войти, тот должен войти в себя и отыскать там Бога, или что-то Божье, или хотя бы на Него похожее, и это место, где найдет Его или что-то похожее на Него, оградить от всякого повреждения и постоянно расчищать и расширять его, вот это и будет со временем Царством Божиим.
А я еще думаю, что все мы, кто приходит сюда в поисках чего-то, зачастую самим не понятного – не то решения жизненной проблемы, не то помощи, не то утешения или ответов на неразрешимые вопросы, — на самом деле ищем одного и того же. Начиная от тех, кто знает только одно – поставить свечку, и до тех, кто привык задаваться духовными вопросами и рассуждать о словах Писания, все мы ищем того самого подобия в своей душе. И ставя свечку, и отыскивая духовные смыслы, мы ищем в душе своей отклика, мы надеемся, что в нас самих есть где-то внутри Бог или что-то Божье, и что оно отзовется в нас способностью терпеть, прощать, надеяться и любить, и что это-то мы и унесем в себе как обретенное сокровище, которое станем оберегать, расчищать и умножать до осознания Царства Небесного, которое «внутри нас есть».
Протоиерей Андрей Скрынько
28.08.22
(277)