Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы подошли к четвертой неделе Великого поста, которая называется неделей преподобного Иоанна Лествичника.
В 16 лет святой Иоанн пришел в Синайский монастырь, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Целых 19 лет под руководством духоносного опытного старца аввы Мартирия, он учился монашеской жизни. После смерти учителя ушел в пустыню, где провел отшельником 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. О слезах позже Иоанн скажет и в «Лествице»: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».
По многочисленным просьбам, Иоанн в 75 лет был избран игуменом Синайского монастыря и управлял им четыре года до самой своей смерти. Во время управления монастырем, по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, преподобным Иоанном и была написана эта знаменитая книга «Лествица» — руководство для восхождения к духовному совершенству. Святой Иоанн указывает лестницу добродетелей, которую должен пройти тот, кто устремляется к Богу. Книга состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей – по ним христианин восходит к Богу.
Весь труд христианского подвижничества состоит в том, чтобы отложить образ жизни ветхого человека и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4: 22-24). В этом заключается основа Лествицы преподобного Иоанна.
Лествица св. Иоанна, написанная монахом для монахов, может стать действенным пособием для достижения христианского совершенства и для мирянина, ищущего своего спасения. Все степени «Лествицы» – это частные подвиги, посредством которых осуществляются дела подвижничества. Цель этого творения — научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.
Хотелось бы сказать несколько слов по поводу общего для всех пути. Он бывает не вполне одинаков для всех людей, а зависит от того, какой образ жизни ведет тот или иной человек. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Мы не будем осуждены на Страшном Суде за то, что не совершали чудес, и за то, что не богословствовали. Мы будем осуждены за то, что не плакали о своих грехах».
Святой Иоанн Златоуст говорит, что самый первый вопрос, который нам зададут на Страшном Суде, будет: «Где твои дети?». То есть между теми, кто живет в миру, и теми, кто живет в монастыре, есть некое различие. У нас, живущих в миру, внутренним деланием является всегдашнее, изо дня в день противостояние миру, в котором мы живем. А чисто внутреннее, то есть монашеское делание (то, о чем мы читаем у преподобного Иоанна Лествичника) стоит уже на втором месте. Как говорит святой Феофан Затворник, забота о чистоте помыслов — дело монашествующих, а для живущих в миру «довольно иметь чистые намерения». «Куда им до различения этих помыслов! И Бог не взыщет с них за это — не таковы у них порядки».
Очень большое внимание различию духовной жизни в миру и в монастыре уделял святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорил, что стремление живущих в миру заниматься тонким различением помыслов есть лицемерие и на самом деле является чаще всего «душепагубною комедиею». Душепагубной комедией! Святитель в своих писаниях дает очень строгую, глубоко аргументированную рекомендацию, что кому читать. Кому — преподобного Иоанна Лествичника, а кому — что то другое. Не то, что преподобного Иоанна Лествичника нельзя читать всем, но — должен быть порядок, иначе все в нашей жизни будет вкривь и вкось.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует живущим в пустынях в отшельничестве читать книги, которые написаны для их образа жизни. Для монахов, живущих общежительным монастырем, говорит святитель, требуется читать, прежде всего, книги, которые описывают их образ жизни. А для всех остальных, живущих в миру, нужно читать книги, которые написаны для всех, то есть — святителя Иоанна Златоустого, святителя Тихона Задонского. Ну, а если ближе к нам, то, прежде всего — святого Феофана Затворника и святителя Игнатия (Брянчанинова). Промыслом Божиим они были посланы для того, чтобы раскрыть нам учения святых отцов применительно к нашей жизни и к жизни живущих в миру. И у того, и у другого есть письма и к монашествующим, и к мирянам. Прочитайте и увидите, что в этом чтении есть существенная разница. Просто нужно понимать, знать свое место, свой образ жизни и проявлять трезвенность.
Надвигается беда, и русский народ должен увидеть, что происходит. Что совершается с родом человеческим: на какую Голгофу взошла Россия, какие еще страдания ей предстоят, и что делается с Русской Православной Церковью. Все страницы драгоценных записок, оставленных нам Преподобным Силуаном Афонским — это плач о своей душе и плач о мире. Он говорит, что учение о том, чтобы христианин не обращал внимания на все, происходящие в мире, а занимался только своею молитвою (и тогда якобы все будет в порядке), по своему существу — лукавое. Какой то «старец» посоветовал преподобному Силуану не плакать о мире и о людях, которые погибают и идут в бездну. «Ты не плачь, — говорил ему этот „старец», — о мире, а плачь о своих грехах». И когда Преподобный последовал этому совету, то плач его куда то исчез, и вместо него явился смех. Так опустошается душа человека, когда не понимает тайну христианства, которое может подменяться, по существу, каким то холодным, отвлеченным буддизмом, сосредоточенным только на себе.
Если бы Христос был такой, то, конечно, Он не плакал бы над Иерусалимом, не плакал бы над Своим погибающим богоизбранным народом. Он вообще не пришел бы на землю и не создал бы из любви Своей этого мира, а пребывал бы в Своей чистоте и в Своем великолепии у Отца Небесного. То есть это был бы не Бог, как сказал один проповедник, а то, что противно Богу — Люцифер, который как раз потому и пал, что стал любоваться своим величием и духовным совершенством.
Нам говорят: «Не обращай ни на что внимания. Храни мир в душе — вот самое главное. Разве Христос не хранил всегда мир в душе Своей?» Да! Но Он ужасался и скорбел до смерти, потому что видел, что совершается. И мы тоже, конечно, должны ужасаться. Ужасаться и скорбеть до смерти, когда видим нечестие вокруг нас. Только тогда, когда мы противостоим злу, Он все победит, только надо, чтобы было, для кого победить. Чтобы были те, которые готовы принять эту победу.
Преподобный Иоанн это человек, который знал и любил Бога – или, вернее, знает и любит Его сейчас, пребывая с Ним, указывает нам путь спасения. Вслушаемся в призыв духовного наставника нашего преподобного Иоанна Лествичника: «Восходите, братия, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем».
Церковь, радуясь, вспоминает о нем с великой благодарностью. Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас! Аминь.
протоиерей Димитрий Кирьян
26.03.2023 г.
(118)