Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Когда-то Господь избрал Себе один народ для того, чтобы в его среде возвещать истину единобожия. Посреди всех «язычников» — идолопоклонников – потомкам Авраама было вверено Откровение о Едином Боге. На протяжении веков Бог воспитывал Свой народ, а затем, послал в мир Своего Сына. Бог посетил людей, родившись человеком. Он «пришёл к своим», но не для того, чтобы только один народ мог войти в Царствие Небесное, но для того, чтобы каждого призвать в Свою Вселенскую Церковь.
Господь наш Иисус Христос во время своей земной жизни иногда выходил за границу тех земель, на которых проживали иудеи; так, Он входил и в пределы двух городов – Тира и Сидона, находящихся на расстоянии 80–100 км от Галилеи. Это древние города на побережье Средиземного моря, основанные еще финикийцами – народом хананейским, народом отважных мореплавателей и предприимчивых купцов. Но этот народ был народом языческим, поклоняющимся идолам Ваала, Молоха, Астарты, служение которым сопровождалось ритуальным развратом и частыми человеческими жертвоприношениями.
Хотя во времена земной жизни Христа финикийцами уже не совершались человеческие жертвоприношения, отношение иудеев к жителям пределов Тира и Сидона было сходным с отношением к самарянам. Но благовестие Христово коснулось сердец и умов и потомков древних жестоких хананеев. Так, мы читаем в 3-й главе Евангелия от Марка, что за Господом помимо жителей Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана в великом множестве шли и «живущие в окрестностях Тира и Сидона» (Мк. 3: 8). В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что Господь Сам удалился из Галилеи, где порицали Его фарисеи и книжники, в область, где проживали хананеи.
Тут одна из жительниц, «выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15: 22). «Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф. 15: 23). Господь Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек, – во время земной жизни устававший от пути и зноя (см.: Ин. 4: 6), нуждавшийся во сне, пище и питии (см.: Мф. 21: 18; Мк. 4: 38; Ин. 4: 7), испытывавший свойственные нам эмоции, например радость и любовь (см.: Мк. 10: 21; Ин. 11: 15), гнев и скорбь (см.: Мк. 3: 5; 14: 34), никогда не грешил и поэтому не мог «отмахнуться» от вопля этой хананеянки или сделать вид, что ее не слышит. Но не дал сразу ответа. «Не было ей ответа, и не потому, что прекратилось милосердие, но чтобы стремление ее возрастало; и не чтобы только росло стремление, но чтобы и смирение ее удостоилось похвалы», – говорит блаженный Августин.
Самое первое счастье ребенка – это умная мать. Каждый из нас, дорогие братья и сестры, на своем личном неповторимом опыте убеждался и убеждается в этом. Сегодня же слышали мы евангельское чтение об очень умной матери, мудростью и самоотверженностью которой никогда не перестанем восхищаться.
«Дети – якоря, которые удерживают мать в жизни», – сказал еще античный трагик Софокл. Но как скорбно, когда эта удерживающая связь безрадостна, мучительна и тяжела в своей безысходности, как больно даже со стороны видеть родителей, у которых проблемы с детьми или проблемные дети. Сейчас не редкость увидеть ребенка, оставленного родителями на общественное попечение, а по сути ребенка брошенного. Такое случается по разным, но не по оправданным причинам, чаще всего – если несчастное дитя обладает серьезным физическим или душевным недугом и малодушные родители боятся подвига ухода за ним. Во времена же земной жизни Господа Иисуса Христа не существовало ни детских домов, ни домов инвалидов, медицина была весьма примитивна, а молва толпы чаще всего в физическом или душевном нездоровье детей винила неправедных, грешных родителей.
Женщина-хананеянка кричала, а мы знаем, что чаще всего кричат те, кого не слушают и не слышат. «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» – а в ответ она слышит слова, которые могут быть расценены как явное оскорбление: этот иудейский проповедник любви к Богу и ближним, чудотворец и бессребреник называет ее собакой. Господь говорит ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Многие соплеменники этой хананеянки ходили слушать Христа, но никогда никого из кающихся и просящих помощи грешников Он не оскорбил и не унизил. Он мог поставить на место Своим словом завравшихся и уже обезумевших иудеев, мог грозно обличить, но к таким простецам, как она, простая неученая женщина, Христос еще с таким словом не обращался.
Хананеянка знала, что такое добродетель смирения. Когда мать, доведенная до отчаянного крика состоянием своего любимого ребенка, вместо ожидаемой помощи получает оскорбление, то какой будет ее ответная реакция? Или она заплачет и уйдет прочь полностью раздавленная и униженная, лишенная последней надежды, или же соберет последние силы на ответное более страшное оскорбление, скверную брань, а может, и начнет драку. Но хананеянка эта была не только умной матерью, той, чья любовь – «это черная дыра, которая вбирает в себя любую критику, любое обвинение о своем ребенке», но она знала, что такое добродетель смирения и когда ее надо применять. Да, она согласна без лукавства и лицемерия, что подобна псу. Смиренна ее душа, несмотря на то, что она язычница и живет среди людей с дурными нравами. И отвечает она: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27).
«Смирение ее видим и в том, что она прося помилования не дочери своей, но себе самой: помилуй мя! Как бы так говорила она: дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений; я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь и сознаю это» (святитель Иоанн Златоуст).
Он отвечает на вопль этой любящей матери Своим кротким голосом: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15: 28).
Вся сумма грехов менее значима, чем бесценная человеческая душа. А это означает, что для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем его грехи. Вера в то, что грехи могут перевесить добрые дела, – разве она не еретическая? Ведь возвеличивание грехов и их меры в человеческой жизни – это, скорее, вера в дьявола, как бы угождение ему. «Нет таких грехов, – это слова Исаака Сирина, – которые Господь простить не может». Нет грехов, которые могли бы сравниться с вольными страданиями Христа на кресте. Все Он там искупил, все простил.
Нередко можно услышать на исповеди: «О, я великая грешница!» Сами понимаете, чего стоит такое признание. Это происходит от непонимания основ христианской веры. Еще раз: все грехи не могут затмить значимости, ценности и красоты человеческой души и любви Бога. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен, но он – препятствие, он стоит между Богом и человеком. Преодолеть грех возможно. Разумеется, для этого нужны вера, воля и труд.
Пример жены-хананеянки – это пример не только родителям, как мудро заботиться о своих детях и подходить с просьбами о них и к Богу, и к ближнему, но пример каждому из нас. Как жена хананейская ждала от Господа ответ на свою просьбу и, не получив его сразу, смирилась в ожидании, так и нам в своей жизни, принося молитвенные просьбы, иногда надо просто смиренно ждать часа воли Божией.
протоиерей Димитрий Кирьян
11.02.2024 г.
(70)