В Неделю о Страшном суде
Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него (1 Кор. 8: 2-3).
Почему знание дается только любящему? – Потому что он открывается любимому. Открывается, потому что любит, а значит – доверился.
Кто от кого закрылся – Бог от человека, или человек от Бога? История грехопадения рассказывает, что человек нарушил существовавшие отношения близости и доверия, потому что захотел того, от чего его Бог предостерегал. Захотел – взял, а получив – спрятался от Бога. Уже после этого Бог сделал для Адама «ризы кожаные» — т.е. прикрыл дебелостью плоти душу, покалеченную утратой духа через своеволие и самохотение. Человек пошел дорогой познания добра и зла, т.е. – опытного познания. Теперь мы его (познание) превратили в научное, чем еще более отдалились от духа и от духовного мира. В результате цивилизация научного познания совсем потеряла ориентиры добра и зла, потому что эти ориентиры – духовные, а она опирается только на опыт чувственного и эмпирического. Чтобы познавать Бога и Его мир, чтобы познавать собственный дух, человеку надлежит отыскать в себе дух, способный взаимодействовать с Богом, и открыться навстречу Богу.
Не то чтобы это рассуждение было философическим, но – близко к тому, а значит, для многих из нас неинтересное. Попробуем перейти на уровень повседневный.
Хочешь быть христианином? Знаю, что думаешь, будто хочешь. Но хочешь ли? Давай проверим.
Я — христианин, если последовал за Христом, признал Его своим Учителем и Спасителем и Сыном Божиим, и хочу, чтобы на Страшном Суде – а лучше еще раньше — Он признал меня своим. Т.е., чтобы Он знал меня. О каком знании идет речь? Бог всеведущ и знает не только каждого из нас по имени, но и еще не додуманные наши мысли знает уже полностью и до конца. Значит, речь не об этом познании – оно распространяется на всех. Но: Бог знает кого-то из нас как своих овец, а остальных – как чуждых Ему козлов (см. Мф. 25: 31 и дальше). Как может Он узнать меня своим? – Только если я открылся Ему и тому, что — Его.
Дальше тема, если не вернуться снова на уровень философского обобщения, начинает распадаться на множество ситуаций. Поэтому, чтобы не возвращаться, я буду рассматривать ситуации, но – не все подряд, а только некоторые.
Я проснулся и среди утренних дел перед началом дня нашел время помолиться. Это дело — возможность открыться Богу. Но открылся ли я Ему, когда молился? Об этом каждый может спросить себя сам, но я чаще вынужден признать, что во время молитвы оставался во власти забот подступающего дня. Молиться Богу, стоять перед Ним не в густом облаке предстоящих мне дневных заморочек, которые уже начали владеть мною, — это то, что представляется «чистой молитвой», но что почти никогда не удается пережить.
Потом – завтрак за сводкой новостей, рабочий день, проблемы на дорогах, проблемы с коллегами и начальниками (с подчиненными), поставщиками, подрядчиками, с обедом, на который никак не удается вырвать время и т.д. – Нет, это не об открытости Богу.
После работы – злой, голодный и уставший возвращаешься домой, где теперь уже дети и жена продолжают грузить тебя своими проблемами, при этом совершенно не интересуясь твоими, которые (то есть твои проблемы) от этого вовсе не решаются, но и не позволяют заняться проблемами твоих домашних внимательно и вдумчиво – это тоже не про открытость Богу.
И если вдруг ты умеешь найти пару часов на просмотр сериала или полчаса на спокойное чтение – это ведь тоже не о Боге.
Если после всего этого ты еще находишь возможным встать на вечернюю молитву, то опять вопрос: насколько удалось отогнать все нерешенные проблемы, чтобы они не путались во время молитвы у тебя под ногами?
Теперь попытаемся рассмотреть свой день с той точки зрения, что я пытаюсь дать место Богу для участия во всем, что со мной происходит. Это очень странная задача. Попробуйте себе представить, что вы ищете место для участия Бога в ваших делах в то время как вы продаете лампочки или пилите ногти клиенту, или составляете фальшивый отчет (я имею в виду не то, что в отчете содержатся ложные данные, но что он призван создать у контролирующего органа ложное видение успеха), или обзваниваете по списку тыщу неизвестных вам людей, которые в большей части бесятся от ваших спам-звонков, или пытаетесь объяснить бестолковому пенсионеру, что его болезнь называется «старость», и она не лечится и т.д. И допустим теперь, что, примеряя приведенные мною примеры к своему реальному повседневному опыту, вы способны сказать: «да, я при этом помню о Боге и стараюсь всё сделать так, чтобы было не стыдно перед Ним». И вот, я принимаю это ваше утверждение за реальное и спрашиваю: а ты можешь сказать, что ты открыт для Бога? Ты раскрыл перед Ним п попытался привлечь Его в свою жизненную ситуацию — да, но означает ли это, что ты сам открыт для Него? Что вообще могут означать эти слова – «открыт перед Богом»?
Наверное, разное. Скажу, что имею в виду я.
- Когда ты продаешь что-то, способен ли ты признавать себе, что ты не тем занимаешься, что продаешь нужную и полезную ПОКУПАТЕЛЮ вещь, а тем, что просто обмениваешь то, что купил по случаю, специально чтобы обменять, — на деньги, которые нужны не кому-то, а — ТЕБЕ?
- Отдаешь ли ты себе отчет, что твой ответ клиенту продиктован или инструкцией, или личным твоим раздражением, или просто желанием поскорее от него (от клиента) избавиться – но не потребностью клиента и не твоим желанием удовлетворить ее на радость всем?
- Можешь ли ты сказать, что чувства и настроение, с которыми уйдет от тебя посетитель, для тебя не менее важны, чем те, с которыми ты сам останешься?
- Можешь ли ты сказать, что пишешь положенный отчет или оформляешь затребованную начальником программу, потому что надеешься, что это позволит кому-то более качественно выполнить свою работу, или на самом деле ты делаешь то, что от тебя требуют, чтобы только отвязались и не помешали тебе, каким-то еще худшим вмешательством, делать твою работу удобным и привычным для тебя образом?
Какое всё это, что я тут наговорил, имеет отношение к Богу? Это имеет отношение ко мне самому и к человеку, с которым я взаимодействую по работе. При чем тут Бог?
истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).
Потому что, делая любое дело, я либо
А) делаю это ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ – и тогда даже моя любовь к себе ставится под сомнение, потому что она – не любовь, а эгоизм или самолюбие. Либо,
Б) делая любое дело, я делаю это ТОЛЬКО ДЛЯ ДРУГИХ – и тогда моя любовь тоже фальшивая, потому что впадает в другую крайность. Правда, мне думается, таких ситуаций не бывает, это просто завуалированная от самого себя первая категория, а именно: я делаю что-то другому человеку потому, что именно так я могу получить (обычно через заработанные деньги, или в виде репутации, или собственной самооценки) то, что мне надо ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ. Либо
В) я делаю любое мое дело ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ, потому что я делаю то, что я хорошо умею, и значит, мне нравится это делать, и я делаю это, чтобы доставить радость тому, кто в этом имеет потребность, а сам так делать не умеет. Ситуация понятная, мне кажется, любому, но, на мой взгляд, очень редко встречается в профессиональной сфере. Чаще – в сфере увлечений и хобби.
По-моему, только в этом последнем случае можно говорить об исполнении заповеди о любви к ближнему, как к самому себе, потому что на свет производится совместная радость.
А как известно, невозможно любить Бога, если не умеешь любить ближнего своего.
И все-таки речь до сих пор была больше о том, чтобы открыть себя и свое – Богу. А ведь есть еще одна сторона: открыть себя Божьему. О чем это?
Божьим бывает то, что принадлежит Ему, что дорого Ему. Это проявляется в отношении Бога к своему творению. Почему в сегодняшней притче о Страшном Суде говорится о том, что угодники Божьи угодили Ему тем, что напитали, напоили, одели, посетили находящегося в скорби (в темнице)? – Потому что Бог Сам питает и одевает, заботиться и милует, причем не только добрых, но – всех. Даже и о всякой животной твари беспокоится. И от нас ожидает такой же открытости к чужим скорбям, радостям и потребностям.
истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).
Так что: идите и творите так же (Лк.10: 37).
Протоиерей Андрей Скрынько
10.03.24
(115)