Закончилась же 4-я неделя поста, и мы всё еще спасаемся. Впрочем, мы и к 44-му посту в своей жизни еще не спасемся, потому что спасение – процесс длиною в жизнь. Поэтому в любое время полезно снова и снова задумываться: что и от чего мы спасаем?
Кое-что я сказал раньше про то, как мы спасаем тело. Попробуем сегодня поговорить о душе.
С душой всё намного сложнее, хотя на некоторые вопросы ответы кажутся такими простыми. Например: от чего спасаем? – от греха и смерти. Бессмертная душа создана для вечной жизни. Но, как говорит Бог: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умираете, как человеки, и падаете, как всякий из князей» (Пс. 81: 6,7) – это про смерть. И про грех: «…не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного» (Пс. 11:2,3). Так что проблема очевидна: Не знают, не разумеют, во тьме ходят; (оттого) все основания земли колеблются (Пс. 81:5).
Попробуем уразуметь что-нибудь о душе. Но начнем снова с тела. Сделав что-то в первый раз, попробовав что-то впервые, тело получает набор ощущений, душа – порцию впечатлений. Если понравилось – так и запоминается: «это хорошо». Если боль, какая-нибудь дисфункция в организме, это вызывает страх, тревогу и так и запоминается: «это плохо». Опыт накапливается. В душе выстраивается связь действия с результатом, результат действий связывается с ощущениями, ощущения делятся на «плохие» и «хорошие» — самая простая схема работы души. Так ребенок еще с пеленок перепробует всё на вкус и на ощупь, собирая массив ощущений и впечатлений. Это – жизнь на ощупь. Человек еще не вполне человек, это лишь его животный уровень. Но тут уже проявлена душа. Она как раз обладает этим массивом данных. На этом уровне появляются привязанность, желания, радость и много других эмоций и эмпирических выводов. Потихоньку душа начинает даже прогнозировать: «это будет хорошо, а это будет плохо». Всё это – опыт, но это опыт телесный. И хотя я называю эту душу плотской, она – невероятно удивительная и таинственная штука. Науки только еще открывают какие-то механизмы и функции в ней. Так что большинству людей такой души достаточно, чтобы сказать: «ну и довольно. Зачем еще усложнять?»
Однако есть люди, которые не хотят и не могут довольствоваться телесными функциями и эмпирическими выводами на уровне животной души. Откуда стремление к красоте? Почему – стыд и совесть? Как из такой жизни-на-ощупь могла появиться такая сложная речь, способная говорить о вещах, никак не обнаруживаемых на ощупь? Почему всегда хочется больше, хочется дальше? Зачем надо сделать непременно наилучшим образом, да еще так, чтобы ни на кого не было похоже, если вполне можно жить по формуле «и так сойдет» или «на мой век хватит»?
В общем, для людей, у которых возникают такие вопросы, очевидно, что есть еще другая связь души, кроме связи с телом. Связь в другую сторону – с духом. С еще более таинственной штукой, чем душа. Ему мы и задаем вопросы: почему? зачем? верно ли это? что это значит? – и получаем ответы. Эти ответы не рождаются и не могут родиться из опыта жизни-на-ощупь – настолько они превосходят этот опыт; они исходят из области духа. Иногда они совпадают с ответами, которые происходят из жизни-на-ощупь, и тогда подтверждают друг друга, а иногда – противоречат, и тогда душа оказывается в сложной ситуации: надо выбирать, кому поверить – телу или духу? Ситуация еще осложняется тем, что и духи бывают лживые – не всякому можно верить. Но выбирать приходится. По результатам выбора люди делятся на две главные категории, так и назовём их: «плотские» и «духовные». Ни те не являются чисто и исключительно плотскими, ни эти – совершенно духовными. Поэтому категории – условные, но деление это будет полезно, чтобы разобраться с самим собой.
Например: когда я выбираю «больше», «вкуснее», «приятнее», «прикольнее» — я плотской. Когда я выбираю «труднее», «честнее», «сдержаннее», «рассудительнее» — я на пути к духовному. Когда я на этом пути, я сильно раздражаю всех, кто не желает покидать уровень плоти. И как понимаете, жить так – труднее. Но если я это выбираю, то мне – интереснее. Если мне это навязывают – мне это невыносимо и нет никакого интереса. Путь к духовному можно выбрать, только дойдя до границы того опыта, который рожден плотью, и если притом эта черта не пугает, а пробуждает интерес, жажду познания: что там дальше? Пока человек увлечен накоплением и освоением плотских радостей, духовные ему не интересны. Но эти рассуждения сейчас уводят в сторону, потому вернусь…
Вернусь к замечанию о том, что опыт, приобретенный из жизни-на-ощупь, не дает удовлетворительных ответов на вопросы Почему? Зачем? Верно ли? Что это значит? Именно не дает такого ответа, который может удовлетворить пытливое сознание. Но он дает какие-то свои ответы, вполне способные удовлетворить того, кто не хочет ничего усложнять, кому, чем проще ответы, тем легче живется. Такой человек даже очень легко может впасть в самоуверенное, успокоительное состояние надежности, понятности и даже очевидности выстроенной им «на пальцах» картины мира, без нужды в «завиральных идеях». Я не знаю, как можно убедить такого человека открыть глаза, если жизнь зажмурившись – это привычное и надежное его состояние, в котором он вполне освоился. Так что я не об этом. Я о том, что такое жизнь с открытыми глазами. Ведь в темноте даже с открытыми глазами ничего не видно. И поэтому первое и главное условие духовной жизни – свет.
Еще через два воскресенья на третье мы будем читать такие слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… И тем, которые приняли Его, … дал власть быть чадами Божиими…» (Иоан. 1: 1, 4, 12).
Вот что пришел нам дать Христос: жизнь во свете, жизнь с открытыми глазами, жизнь в благодати и истине, жизнь, которая подобает детям Божиим.
Мы все рождаемся слепыми. В буквальном и в духовном смысле. Мы учимся видеть в первые месяцы жизни. И потом еще долго происходит «настройка» этого инструмента – что и как мы видим телесными глазами. Но зрение духовное еще долго (а у многих и всю жизнь) не приходит в развитие. Христос открывал глаза слепым и при этом говорил: верь! Потому что духовные глаза открываются верою и «настраиваются» верою. А как иначе можно увидеть то, чего в жизни не видал, и даже не предполагал? Но вера — не единственный обеспечивающий «контур». Нужно еще Слово. Нужно еще чистое сердце. Нужна еще жажда праведности (или более привычное для нашего слуха – в синодальном переводе — жажда правды).
Вот мы, наконец, и подошли к вопросу, что же мы можем сделать для души во время поста.
Жить с открытыми глазами, укреплять веру, очищать сердце, искать праведности, стараться быть достойными детьми Божиими. И всё это начинается со Слова. Именно в Слове, через Слово, Словом Божиим получаем мы свидетельство о том опыте, который не может быть приобретен в жизни-на-ощупь. Но который может быть подтвержден опытом жизни-на-ощупь.
Я сказал главное, и я сказал достаточно, чтобы каждый мог понять или почувствовать, хочет ли он научиться видеть. Я не сказал и не скажу ничего, что можно было бы считать инструкцией по открытию духовных очей. Но объясню, почему.
Помните известную притчу про мудрецов, которые в темной комнате на ощупь исследовали слона. Каждого из них подвели к какой-то части тела. А потом они жарко спорили друг с другом, доказывая, что слон – вовсе не такой, как описывают его другие. «Это толстая колонна» — говорил тот, кто обнимал ногу. «Это крепкая веревка» — говорил державшийся за хвост. «Это толстая и гибкая змея» — говорил тот, кому попался хобот. А четвертый держался за ухо слона, пятый – за бивень… В общем, все они были не согласны друг с другом.
Насколько бы всё было проще, если бы им включили свет, и они увидели, что слон – не только ухо, и не только нога, и не только хобот. Слон – это целое из многих разных частей. Такова и истина. Никто не находится во свете, пока утверждает, что истина такова, какой он ее нащупал. Если этих мудрецов впустить назад в комнату и предложить им найти слона, то каждый из них, отыщет «известного им слона» и окажется на том же месте: один возле уха, другой – держась за хобот, третий – за хвост и т.д. Но никто из них так и не познает цельности, потому что цепко держится за свою правоту. И это про то, что даже на пути к Богу можно не приблизиться к Нему ни на шаг.
И чистое сердце, и кротость, и нищета духовная, и милость, и любовь – это всё иной опыт, чем тот, который мы имеем из жизни-на-ощупь. И пока мы пытаемся эти божественные проявления описывать категориями жизни-на-ощупь, это очевидно свидетельствует, что мы еще во тьме.
Проявить смирение или помолиться о здоровье, или даже покаяться в грехе – это еще не обретение духовности. Но духовность может проявить себя раскаянием или потребностью в молитве, или благодарностью за принятое поношение.
Если я постоянно говорю «простите», «спасибо» и «здравствуйте», то я еще не обязательно вежливый человек. Но если я вежливый человек, то я обязательно говорю такие слова – и постоянно.
Точно так же: если я «вычитываю» Евангелие, «строго» пощусь и прихожу послушать Пассии по воскресеньям Великого поста – это не гарантия воспитания духовности. Но если я стремлюсь к духовности, то эти действия способны хотя бы иногда доставлять мне необходимый опыт.
Я не дам инструкции по воспитанию духовности, потому что все такие инструкции, на мой взгляд, — из той темной комнаты, где пытаются познать целое, исследуя его части и даже не представляя себе, как они связаны в единство. Но я скажу две вещи, которые, если их придерживаться, помогут на пути к духовности: я напомню вам, каково это – быть духовным человеком; и скажу, чего непременно надо избегать на пути к духовности. А дальше – Бог управит.
Вспомните те моменты, когда чтение Библии привело вас в восторг. Их не было много, поэтому вспомнить легко. Если таких мгновений не было – вспомнить не получится. Лукавая память может попытаться подсунуть ложное воспоминание – не принимайте. Это было настолько яркое событие, что в нем не может быть ни тени сомнения. В это время вы плакали, это точно. И одновременно ваше сердце ликовало. И вы точно не хотели, чтобы это прошло. А когда оно прошло, вы с тех пор всегда хотите, чтобы случилось вновь. Вот это было прикосновение к духовности. Это было прикосновение через Слово. А слово «восторг» как раз и обозначает, что вы были ис-торгнуты из повседневной жизни-на-ощупь и вос-торгнуты в жизнь иную, в жизнь во свете. Это первое.
Второе: если вы сегодня придете домой и попытаетесь испытать восторг от чтения Писания, вы этим надежно проиграете и потеряете свою духовность – дух убежит от вас.
Если соединить эти две подсказки, то можно сказать еще и так: не ищите восторгов (ни слез, ни выразительных цитат, ни духовных даров), а ищите то, что приводит вас в восторг. А лучше сказать: Того, Кто приводит вас в восторг. Настоящий – духовный – восторг вызывает необоримое желание остаться здесь, с Богом, как можно дольше. А когда это чувство близости угаснет, то останется тоска по нему и желание вернуться. А чтобы не ошибиться с восторгом (помните: бывают духи лживые), надо чтобы этот восторг был сочетаем со Словом Божиим.
Напоследок еще раз – чем мы можем заполнить свой пост: укреплять веру; наполнять душу Словом Божиим; очищать сердце; добиваться праведности, стараться быть достойными детьми Божиими.
И да поможет вам Бог (а в этом не сомневайтесь).
Протоиерей Андрей Скрынько
12.04.2024
(102)