Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном или о решимости и ответственности мужчин

 Христос Воскресе!

Сегодняшнее Евангелие повествует нам о чуде исцеления, которое сотворил Господь в Иерусалиме. Господь пришел на праздник и оказался около водоема, небольшого источника, бассейна под названием Вифезда, Овчая купель (см.: Ин. 5, 1–2). Там лежало множество хромых, слепых, сухих, больных людей, чающих движения воды, потому что Ангел иногда спускался в воду, возмущал ее, и первый человек, который входил в воду после этого возмущения, получал исцеление (см.: Ин. 5, 3–4). Среди этих несчастных людей был человек, который 38 лет был в болезни, и, увидев его, Господь сжалился над ним и спросил: Хочешь быть здоров? Тот отвечал: «Конечно хочу, но нет человека, который меня вовремя спустит в этот целебный источник, когда возмущается вода, и когда я добираюсь до него, другой уже сходит и получает исцеление». Господь исцеляет этого несчастного больного человека и говорит ему: «Бери свой одр, на котором ты лежал, и ходи» (см.: Ин. 5, 5–8).

Расслабленный больной — это образ каждого из нас. Многие из нас долгие годы, большую часть своей жизни прожили в болезненном, страшном, тягостном духовном расслаблении.

Через некоторое время Христос встречает исцеленного человека в храме и говорит ему, чтобы он больше не грешил, чтобы с ним не случилось чего худшего. Эти слова каждый из нас слышит буквально на каждой исповеди, приходя в храм; но грехи вновь пленяют нас и очень часто ввергают нас после этого Божественного исцеления в еще более страшное состояние.

В Евангелии мы находим ещё несколько мест, о расслабленном, например: исцеление расслабленного в Капернауме (Мф.9.1-8; Мк.2.1-12; Лк.5,17-26). Все три евангелиста согласно повествуют об этом чуде. Расслабленный был принесен к Господу на одре и, следовательно, не мог двигаться самостоятельно. Судя по описанию и по самому названию болезни, он был парализован. Святые Марк и Лука добавляют, что за множеством народа, окружавшего Иисуса в доме, принесшие расслабленного, не смогли внести его в дом, и спустили прямо на одре сквозь кровлю. «Не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк.2,4) Что касается устройства крыш, то оно было таково: на брусья потолка накидывали большой слой тростника; его прикрывали хворостом; затем следовал плотный слой земли, который иногда прикрывался черепицами. Не исключено, что именно такое устройство имела крыша в рассматриваемом случае.

Только сильная вера, не смущающаяся ни угроз, ни насмешек, могла подвигнуть принесших расслабленного на такой смелый поступок. Видя эту веру, Господь сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои», указывая тем самым на тесную связь между его болезнью и грехом. «По учению Слова Божия, болезни являются следствием грехов (Ин 9:2), (Иак 5:14-15) и посылаются иногда Богом в наказание за грехи (1 Кор 5:3-5), (1 Кор 11:30). Поэтому, чтобы исцелить болезнь, надо сначала снять грех, простить его».

Совершая данное чудо, Спаситель засвидетельствовал перед фарисеями Свое равночестие с Богом Отцем, доказав истинность их сердечных помышлений «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2,7). В чем же заключалось это свидетельство?

Во-первых, Господь обнаружил в Себе знание, приличное одному Богу, откровение тайн сердечных, ведь книжники «сказали сами в себе» (Мф.9,3); «помышляли в сердцах своих» (Мк.2,6).

Во-вторых, Он представил и другое доказательство Своей божественности, исцелив тело расслабленного и сказав при этом Своим противникам: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9,5-6). «Эти слова имеют такой смысл: что вам кажется легче, тело ли исцелить от расслабления, или душу освободить от грехов? Очевидно, что исцелить тело. Насколько душа превосходит тела, настолько и отпущение грехов дело большее, чем исцеление тела. Но так как исцеление души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно, то Я присоединяю к первому последнее, которое хотя ниже, но очевиднее, чтобы посредством его уверить в высшем – невидимом» (Златоуст).

Семь дней назад я, как ваш настоятель, в честь памяти Жен-Мироносиц, благословил поздравить многих сотрудниц храма «благодарственными письмами» и небольшими подарками. А есть ли у мужчин, такие знаменательные христианские праздники? Пожалуй, можно отметить два основных: — неделя о мытаре и фарисее, и о чуде исцеления расслабленного.

Тогда уместно задать вопрос:

– А мужчин сегодня – наши сестры во Христе —  будут поздравлять, дарить подарки?

Конечно может последовать весьма разумный вопрос,

– А вам-то за что?

– Так ведь праздник… Международный мужской день!

– Это какой же?

– Как какой?! Неделя о расслабленном!

Это конечно шутка, но, причем очень болезненная. Подавляющее большинство в нашей стране, женщины. И практически каждую можно считать пострадавшей от мужчин. Причем пострадавшей не в смысле насилия, а даже, скорей, в смысле противоположном. Кто-то – почти все – разведен, точнее брошен, у одной муж спился, у другой – покончил жизнь самоубийством, третью бросил с маленьким ребенком и т.д. и т.п.

Мужчина теряет свои – мужские – душевные качества. Основные эти качества —  решимость и ответственность, т. е. способность принимать решения и нести ответственность за последствия этих решений. И это именно те качества, которые «медленно, но верно» теряет современный мужчина. Естественно, что эта потеря, прежде всего, самым губительным образом сказывается на семье.

Примеры из жизни

1) Супруги в браке пять лет. Детей нет. Лечение не дает результатов. Жена идет в храм, молится, исповедуется, причащается. Беременность — двойня, мальчик и девочка. Во время беременности муж уходит к другой.

2) Похожая ситуация. Несколько лет брака, детей нет. В период долгожданной беременности муж открыто изменяет с другой (также замужней) женщиной. Однажды отвергнутая жена находит как бы невзначай оставленную на виду распечатанную записку со своего рода молитвой: «Господи, забери ребенка, которого Ты дал мне!» У жены открывается кровотечение. Ребенок чудом остается жив и рождается здоровым, но муж в семью больше не возвращается.

3) Муж, жена, ребенок (мальчик). Отношения в семье прекрасные, предмет зависти подруг и знакомых жены. Мужчина – не только любящий и внимательный муж, но и заботливый отец, отличный семьянин. Неожиданная новость потрясает семейную идиллию. Жена беременна, и не просто беременна, а беременна тройней. Муж настаивает на аборте. Жена, после краткого периода мучительной борьбы с мужем и собой, решается на роды, которые и разрешаются в положенное время рождением трех замечательных девочек. Муж с этих пор не только уходит из семьи, но даже не пытается поддерживать контакт с сыном, которого, казалось, прежде нежно любил.

Без труда можно продолжить ряд историй такого рода.

В чем же причина?

Можно предположить (гипотезы)

1) разного рода зависимости – алкогольную, наркотическую, игровую.

2) экология — изменения в окружающей среде негативно сказываются прежде всего на мужчинах.

3) новейшие технологии — (излучение, радиоволны). Минимум физической активности.

4) виноваты женщины.

Это объяснение исходит в большинстве случаев из мужской среды и является древним как мир. Чтобы увериться в этом, достаточно вспомнить попытку самооправдания Адама перед своим Творцом:

И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 11–12).

Муж – глава жены

Конечно, и здесь проблема существует. Современная женщина – не та, что была в древности или даже 100–150 лет назад. Для атеиста вопрос: чья вина первична в деградации современного человека – мужчины или женщины, – также неразрешим, как и вопрос о том, что появилось первым: яйцо или курица? Но для человека верующего оба вопроса не представляют собой загадки. Курица появилась в этом мире прежде яйца, а мужчина является главным и первым виновником деградации человечества. Причина проста: семья, как и рыба, «гниет с головы», а в Священном Писании сказано, что муж есть глава жены (Еф. 5, 23). 

«Всякому мужу глава Христос»

Но в чем же причина загнивания самой «головы», т.е. мужчины? Ответ мы найдем также в Священном Писании: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11, 3).

Верность Христу и жертвенная любовь к жене являются фундаментом христианской семьи, без которого не только разрушается семья, но и сам мужчина.

Итак, мы можем дать однозначный ответ на заданный вопрос:

– Кто виноват? Ответ:

– Виноват мужчина.

Осталось лишь попытаться найти ответ на другой извечный вопрос, идущий обыкновенно в паре с предыдущим:

Что делать?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Чтобы больной мог излечиться, ему нужно для начала хотя бы признать серьезность постигшего его недуга. Призывы «привести эту биомассу в храм», звучащие в отношении мужчин, не только оскорбительны, но и бессмысленны, поскольку биомасса в храме не нужна, а если кто-либо ее туда и приведет, то найдется и тот, кто ее из храма выведет или выманит. В храме нужны люди, и, в частности, мужчины, сделавшие осознанный выбор.

Исцеление расслабленного

Вывод:

а) Незначительное число мужчин на приходах во многом связано с различием мужского и женского восприятия. Женщине более свойственно доверять своим сердечным чувствам, и поэтому храмы худо-бедно, но наполняются женщинами. Женщина чувствует Божественное присутствие в храме, и это нередко становится достаточным поводом для постепенного воцерковления. Мужчина в большей степени нуждается в понимании, в принятии разумом.

б) Следование Божиим заповедям. Дело в том, что исполнение заповедей в христианстве необходимо связано с трудностями: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), – предупреждал Господь учеников. Входите тесными вратами; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 13–14). А преодоление трудностей является необходимым условием формирования мужского характера. В молитве же и в церковных таинствах муж учится жить под главою Христом (Еф. 1, 10).

А Христос Своим Воскресением учит нас, сколь велика сила молитвы, молитва праведника, молитва Церкви, что, подобно Евангельскому расслабленному, долгое время находившемуся в параличе, способна и доныне творить многие чудеса.

Это мы — слепые, хромые, сухие. Грех иссушает нашу душу. Мы знаем, как часто даже самые мелкие грехи ввергают нашу душу в жуткое состояние: мы становится слепыми — не видим Господа, мы становится хромыми — путь нашего спасения идет какими-то неправильными, неверными путями, и мы становимся сухими — грех так иссушает нашу душу, что мы становимся черствыми как сухарь и не видим около себя ни страдания ближнего, ни благодати, которая исцеляет и изливает на нас Господь.

Мы даже со слабой верою, но с покаянным чувством, можем обратиться, так, как об этом написано у Евангелиста, «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Марк 9:23-24). И непременно, тот ас, произойдёт чудо воскрешении души! Вырвется безудержное ликование – Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Аминь.

Протоиерей Димитрий Кирьян

26.05.2024

 

 

 

(77)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *