…Если душа пытается искать Бога, то и Бог будет искать ее…

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день посвящен встрече Спасителя с самарянкой. В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Он долго шел к этой женщине, к одному человеку, совершая Свой путь под палящим солнцем. Был шестой час, то есть полдень по тогдашнему исчислению – самый пик жары – и Он изнемогал от усталости и хотел пить.

Почему, спрашивают святые отцы, Он шел не ночью, когда прохладнее и гораздо легче идти? Потому, что всю ночь, как мы знаем, Он посвящал молитве, а день, не теряя ни часа, – служению людям. Разве не насытил Он пятью хлебами пять тысяч человек? Разве не Он шел по воде? Что Ему стоит одним словом, одною мыслью повелеть, чтобы из скалы или из песка забил источник и утолил Его жажду? И мы видим, что это наш Господь – Бог, ставший человеком. Тот, Кто плачет, видя умершего. Тот, Кто на Кресте будет страдать. А теперь Он изнемогает от жажды. Но именно здесь открывается нам самое главное. Никогда, ни разу в Своей жизни не совершил Он ни одного чуда ради Себя: ради того, чтобы накормить Себя, утолить Свою жажду, облегчить Свою боль. Все взвешено на каждый час и на всяком месте. Все содержит Господь и весь мир несет как Крест, на котором Он скажет Свои святые слова: Жажду. Все в Нем исполнено бесконечной Божественной любви ко всему человеческому роду и к каждому отдельному человеку.

Многим хорошо известно, что самаряне с иудеями не общались, как и в Евангелии сказано. Самаряне – переселенцы, переведенные сюда ассирийским царем в VIII в. до Рождества Христова. Общность, позже названную самарянами, образовали разные народы – халдеи, арамейцы, гутии, другие племена, все – язычники. Предания говорят, что многие бедствия обрушились на переселенцев. И тогда, услышав, что здесь жили чтители Истинного Бога, они решили, наряду со своими «богами», кланяться и Богу Израиля. И даже – построили Ему храм. Именно поэтому иудеи, как и говорит самарянка, гнушались общением с полуязычниками, которые к тому же не чтили Иерусалим, как место поклонения Единому Богу, но молились на горе Гаризим. Там они соорудили жертвенник и возносили молитвы Единому Богу, и расхождение между двумя племенами было настолько глубоким, что положило непреодолимое препятствие для всякого общения.

Но самарянка удивлена: человек, выглядящий как иудей, просит пить у нее, зная, что это может его «осквернить». Еще более удивителен ответ Христа, который вдруг начинает говорить о «воде живой», которую Он дает людям. Понятно, что Господь, видящий сердце человека, видит пред Собой не обыкновенную женщину, но – человека, сердце которого ищет Бога, даже несмотря на внешне греховный образ жизни. Господь рассказывает о ее жизни, о том, сколько раз она была замужем, и о том, так ли уж благочестиво она жила. И женщина, пораженная совершенно необъяснимым для нее откровением, поняла, что перед ней Божий человек, и сразу же спросила о том, что более всего волновало самарян: где нам следует молиться — в Иерусалиме, как иудеи, или на нашей горе Гаризим? Господь отвечает, что иудеи правы и молиться надо в Иерусалимском храме, но настанет время, когда ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим не будут молиться, но подлинные поклонники будут возносить молитву Господу в духе и истине.

Слова Спасителя, конечно, поразили самарянку, но ведь в этих словах заключалась абсолютная божественная правда: наступит время, когда ни на горе Гаризим, ни в Иерусалиме не будут молиться, считая, что молитва только в этих местах достигает Бога. Отныне подлинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. В духе, то есть будут продолжать дело своего Учителя, ведь когда говорят «он действует в духе», предполагают, что он продолжает чье-то дело. Значит, Господь сказал, что подлинные поклонники будут продолжать Его дело, но, кроме того, сказал и о том, что именно у этих поклонников будет возможность обладать истиной. Этими последователями Господа были святые апостолы, затем служение апостольское восприняла Церковь, и мы с вами, люди, отделенные от тех событий двумя тысячелетиями, и есть те, в отношении которых Господь дал такое обетование: будут поклоняться в духе и истине.

Когда мы говорим «Церковь», мы имеем в виду не только духовенство, но и всех верующих, и святых, и грешников, которые через покаяние, через святые таинства желают обрести спасение и идут по трудному пути его обретения. Кто-то спасается, кто-то погибает, но это Церковь, которая еще в глубокой древности была названа Церковью воинствующей. Воинствующей с грехом, воинствующей с ложными идеями, с лживыми идеалами, могущими погубить человеческую душу. Церковь со смирением проносит через тысячелетия свое служение, и если кто-то из иерархов, богословов отступает от православной веры, то Церковь никогда не отступала и не отступает. И не может отступить, потому что в ней живет и действует Святой Дух.

А из дальнейшего разговора выясняется: она не только знает об ожидаемом Мессии, но и ждет Его сама. Он, как сама она говорит, «объяснит нам все», и даже скажет, где и как правильно поклоняться Богу. И ей, ищущей «Царства Божия и правды его» Христос открывается самыми простыми словами: «Это Я, Который говорю с тобою». Евангелие рассказывает, как женщина оставила водонос, как она шла по городу рассказывая о Христе, как десятки людей уверовали в Него по ее слову – а потом уже и сами увидев Господа.

А что требуется от нас?

История, рассказанная св. Иоанном Богословом – глубока, как и вообще Евангельский текст. Поэтому каждый находит в ней свое, на что отзывается сердце. Вот эта самарянка была грешница, а потом стала праведницей. Да не только праведницей, потому что Церковь ее прославляет, как святую мученицу Фотину Самаряныню, которая пострадала за Христа. От нас требуется пребывать в этой истине, сохранять веру в Господа и Спасителя и делать все то, к чему Господь нас призвал, то есть продолжателями Его заповедей. Но нельзя принимать веру Христову и не делать добрых дел. Нельзя называть себя православным христианином и не отвечать на призыв Господа, не совершать то, что обязан совершать православный христианин. А еще эта история – о том, что, как бы ни был грешен человек, если его душа хотя бы пытается искать Бога, то и Бог будет искать ее. И однажды обязательно найдет.

Аминь.

Протоиерей Димитрий Кирьян

02.06.2024

(110)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *