…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (см. Иоан 7: 37-52).
Давайте попробуем рассмотреть под разными углами зрения событие сегодняшнего дня – событие сошествия Святого Духа на апостолов. Прежде всего – что видится глазами…
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
… собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
Теперь – что видится умом…
Огонь – одна стихия (одна природа). Языки огня – разные его части, имеющие одну природу. Языки разделились, и каждому досталось по одному. Вопрос: то, что они получили, – одинаковое у всех или разное? Природа огня одна, а языки огня – разные. Так, природа слова и мысли – одна (т.е. общая), а язык (речь) – разная у разных народов и даже у разных людей внутри народа.
После этого происходит следующее: ученики говорят — многие и одновременно, и люди слышат каждый – привычное и понятное для них наречие.
Что остается неясным:
говорили ученики хором? или говорили по очереди? или каждый — независимо от других?
Говорили они на одном (чудесном?) языке, а собравшиеся слышали каждый на своём (обычном)?
Или они и говорили на разных, так, чтобы каждый из собравшихся услышал обычную для себя речь хотя бы от кого-то?
Представьте себе, что мы бы сейчас встали хотя бы втроем и разом заговорили каждый свою проповедь. Думаю, что это бы, скорее, раздражило слушающих, потому что мы бы мешали слышать друг друга, вам бы было трудно разделить в уме три речи. Если бы мы говорили на разных языках, из которых вам понятен только один – было бы, возможно, проще, потому что два других меньше бы сбивали с толку, а мешали бы только громкостью. Теперь представьте, что нас – около ста двадцати человек, и из нас говорят одновременно многие (сколько? Может быть, все?) – не менее чем полтора десятка (как перечисляется в повествовании об этом событии) — на разных языках. Одновременная речь такого количества людей сделает невозможным понимать хотя бы кого-то. Это называется «какофония». А я бы назвал это – бесчинство, беспорядок, неуважение друг к другу и к слушающим. Лучше говорить по очереди. Но если ждать, пока остальные 14 человек проговорят хотя бы по одной фразе, чтобы опять заговорил тот, кого я понимаю, — это неимоверно скучно, неинтересно, и раздражать будет не меньше. Никакого удивления это не вызовет. А если и вызовет, то меньше, чем произведет раздражения.
Однако событие было чудесным и вызывало неподдельное удивление и интерес. Значит, всё было не так. Как было – никто не знает, и гадать бесполезно. Но можно точно сказать, что это было действенно, потому что «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». Однако это – не все, кто их слышал. Были еще те, кто насмехался и издевался, были и другие…
Я сказал: «действенно», и это – о результате, который относится больше к внутреннему значению и содержанию события, нежели к внешней его форме. А что произошло внутри, по сути, т.е. в духовном плане?
«Нашедшая сила Божественного Духа разделенный в древности голос согласившихся на зло / божественно соединила в одно созвучие, вразумляя верных знанием Троицы, / в Которой мы утвердились» (Канон праздника).
Первое упомянутое событие произошло в древнем Вавилоне. Люди согласились сообща сделать то, что в глазах Божиих было – зло. Чтобы остановить их, Он сделал так, чтобы они перестали понимать друг друга. С прекращением коммуникации, дело развалилось, люди разбрелись во все стороны, собравшись в группы с теми, кого понимали лучше всего.
Прошли годы, века и даже – тысячелетия, наполненные какими-то действиями, событиями, большинство из которых теперь и стыдно и страшно вспоминать. Но настало время, когда Бог призвал собраться вместе тех, кто способен Его понимать. И он послал во все концы земли своих посланников – по-гречески: апостолов. Они говорили о Боге, и одни люди их слушали, а другие – нет. Из тех, кто слушал, одни понимали, а другие — нет. Из тех, кто понимал, одни принимали Слово, а другие – нет. Из тех, кто принял, составилась Церковь – общество верных Богу людей из разных народов.
Сегодняшнее событие – начало это собирания. Очень мощное начало, сильное.
Силу этого начала полагают, обычно, в силе Святого Духа, дарованного апостолам и тем, кто им поверил, а так же в силе веры и свидетельства самих апостолов. Но есть еще и третий фактор, который чаще хочется обойти стороной, потому что он – о нас самих. Апостолы и Дух Святой – это внешние обстоятельства, так же, как благочестивые цари и праведные епископы. Нам кажется, что когда они есть – легко поверить, а если нам не повезло, и мы живем в безбожные времена – что тут поделать? Разве мы виноваты в своем маловерии, если таково время?
И поэтому третий фактор как раз концентрирует внимание на нас. И он говорит нам: обстоятельства не определяют сути, а представляют собой только внешние атрибуты. Существо же вопроса – внутри тех, кто вступает в отношения. В отношения вступаю я и Бог: я — с Ним. Он – таков, каков есть, и никогда не меняется. Я – способен меняться, но в отношения я вступаю таким, какой есть на данный момент. И вступаю в отношения именно для того, чтобы измениться. Невозможно вступить в отношения с Богом с целью изменить Бога или с целью изменить обстоятельства. Первое невозможно по определению: Бог – неизменяем. Второе невозможно, потому что обстоятельства заданы Богом как исходные данные. И мы призваны к отношениям с Ним именно в заданных обстоятельствах. Как по мне, так это лишь облегчает задачу, потому что этим нам сказано: совершенно не важно, когда, где, кем ты родился; даже не важно, кем ты стал и что у тебя есть на тот момент, когда ты решил вступить в отношения с Богом. Важно только одно: искренность твоего намерения.
Согласитесь, было бы гораздо труднее, если бы мне было сказано: «сначала поезжай туда-то, там проучись столько-то, потом заработай себе то-то и то-то, и тогда приходи, будем думать, что с тобой делать».
А с другой стороны – так намного сложнее. Потому что на меня возложена полная ответственность за качество отношений с Богом. А ответственности я не люблю. Как раз по причине этой нелюбви такую невероятно важную роль играют у нас обстоятельства: «вот если бы я был хотя бы состоятелен (уж не говорю – богат, я же не наглец какой-то), если бы не был обременен детьми и работой, если бы в сутках было хотя бы по два дополнительных часа, если бы бензин был дешевле, если бы не болели колени…» — И что? Ты бы тогда ого-го какой верующий был?.. — Да брось, ты бы тогда про Бога вообще не вспомнил ни разу. Просто вспомни: когда ты в первый раз в церковь пришел – сам пришел, а не бабушка привела, — ты пришел, чтобы что-то Богу предложить? Чтобы Его поблагодарить? Или чтобы что-то выпросить и получить? По-моему, ответ на этот вопрос сразу объясняет всю последующую динамику отношений.
Но если кому-то еще не очень понятно, зайду с другой стороны.
Мы приходим сюда для того, чтобы услышать Бога, или в надежде, что Он, наконец, услышит нас? Мы ведь, конечно, просили Его и дома, и даже в разных других местах и обстоятельствах, но – не то без результата, не то результат никак не соотнесли с просьбой, во всяком случае, нет никакой уверенности, что Он нас слышал. Так, может, хотя бы теперь услышит, когда мы сюда пришли? Ну, или лучше поймет, что мне от Него надо…
Или же дело обстоит так: я дома и в разных других местах пытался услышать и понять Бога. Я читал Его слово, я читал Его посланцев и пророков, я слушал проповедников (их же можно слушать, не выходя из дома или из машины – интернет-то на что?). Но что-то не особенно понял. Тогда я пришел сюда в надежде, что здесь пойму лучше. – Может, дело обстоит так?
Если дело обстоит так, то вы – в числе тех, кто слушал; кто из услышанного что-то понял; из понятого что-то согласился принять. То есть вы – готовы стать или уже являетесь членами Церкви. И что делает вас таковыми? Давайте посмотрим на это с такой стороны: послушать и почитать – чей труд? Совершить усилие для понимания – чей труд? Согласиться принять – чье решение и чей труд? — Ваш. И именно он делает вас членами Церкви.
То, что три тысячи человек в этот день 2000 лет назад поверили Петру и приняли крещение – заслуга не времени, не силы апостолов, не чуда «говорения на языках». Это, в первую очередь, результат усилий жизни тех людей, которые смогли услышать, понять, принять и решиться. Их количество, пожалуй, всё-таки – признак времени. Но ведь для каждого из них существовал только один процесс – не три тысячи, а – один: который происходил в своей собственной душе. И этот процесс определялся только и исключительно внутренним состоянием души, внимавшей Слову Божьему. Где взять это состояние, чтобы и у нас процесс состоялся? – Подскажу один способ; может, кому и пригодится…
— Перестаньте завидовать на те добродетели, про которые вы вычитали в книжках; перестаньте сожалеть об отсутствии таких наставников, как в былые времена; перестаньте сетовать на невозможность поститься так, как постились христиане первых веков; прекратите радоваться, что вы живете в то время и в том месте, когда и где за веру не мучают и не убивают. Перестаньте жаловаться, что у вас чего-то мало: терпения, смирения, любви, воли…
— Просто начните слушать Бога. Просто найдите в сказанном хотя бы что-то, что вы способны понять и исполнить. ИСПОЛНИТЬ – особенно подчеркну это. Просто снова и снова пытайтесь поступать так, как вы поступили бы, если бы у вас было столько терпения, смирения, любви, сколько вы хотите иметь в перспективе, — и вы увидите ровно такое же чудо, как описанное сегодня: вы увидите чудо понимания:
Вы станете понимать всё лучше и лучше не только Бога, но и людей вокруг вас;
Одновременно с этим всё лучше и лучше будут понимать вас и окружающие вас люди, когда вы говорите им не пересказы из прочитанного, а о том, что вы научились делать. Нет, не так: о том, чему научил вас Бог.
Протоиерей Андрей Скрынько
23.06.2024
(74)