Неделя Всех Святых

 

Вчера стал читать послание к Евреям, сегодняшнее зачало, и очень удивился. И думаю, что сейчас удивлю и вас.

Апостол начинает с указания на ряд святых и пророков, которых всех перечислить невозможно, и он кратко упоминает тех, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими (Евр. 11: 33 – 35).

Что замечательно в этом ряду: победительная сила веры. Эти люди одолевали врагов и обстоятельства и выходили не только победителями, но даже «жены получали умерших своих воскресшими». И надо понимать, что они стяжали от людей славу за явленную благодаря их вере силу Божию.

Но на этом перечисление апостола не заканчивается. Следом он говорит, что были и другие, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (36 – 38).

И это действительно другой ряд. Эти «другие» вместо славы приняли на себя всяческие гонения, поношения, издевательства, смерть – часто изощренную и намеренно мучительную – от тех, кому пытались свидетельствовать о вере и верности Богу.

Здесь я, удивительным образом, удивился в первый раз: почему-то раньше я не замечал этого противопоставления. Словно впервые прочитал. Возможно, некоторые из вас сейчас тоже удивились этому так же. Но большая часть тех, кто сейчас удивился, удивились тому, что я только вчера заметил то, что вы уже давно увидели. А я из этого факта делаю очень важный вывод: сколько бы раз ни было прочитано Писание, каждый раз оно может открыться в каком-то хорошо знакомом месте новым смыслом и дать толчок к новому ходу мысли.

Но пойдем дальше.

А дальше мы не можем не заметить, что два эти, вроде бы «противопоставленные» друг другу, ряда святых на деле – образуют единое целое. Они не разделены, а объединены.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного (39).

Ну, уж если тут не удивиться сказанному, то в пору удивляться отсутствию удивления.

Эти вознесены и торжествуют, а те низложены, унижены и уничтожены. И они – одно в Боге: его святая армия, Его похвала, Его возлюбленные. Одинаково верные Ему. А это значит, что они – в равной степени победители. Только победили они не то, про что начинаешь думать, читая с начала, — не обстоятельства и не врагов. Потому что ведь вторые – не победили ни врагов, ни обстоятельства. А в чем же их общая победа?

Их общая победа в том, что они победили немощь человеческой природы: страх, бессилие, «разумную осмотрительность», сомнение, привычку, и не отступились от дела, заведомо превышающего человеческие силы, не побоялись стать «белыми воронами». Преодолев себя, они соединились с Богом. Одни – в Его могуществе, другие – в Его унижении и страданиях. И первое равносильно второму.

Я много раз читал всякие проповеди и слова подвижнические о необходимости взять свой крест и разделить страдания со Христом. Но эти слова всегда оставались только метафорой для другой мысли: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоан 15: 20). А на деле страданий не ищешь, но всегда думаешь: «вот если я научусь по-настоящему верить, то не только смогу победить свои грехи, но и в жизни многое станет иначе: успешность на работе, исчезнут семейные проблемы, в обществе – почет и уважение, люди склонятся перед мудростью, истекающей словами глубоко верующего человека». И что-то мне подсказывает, что не я один тут такой, что многие из вас веру рассматривают как некое чудодейственное средство для решения жизненных проблем. И при этом, в основном, корень проблемы — в других, и на них надо воздействовать с помощью «правильной веры». Вы тут молитву заказали, а ваш оболтус (муж ли, сын ли) там, дома, станет примерным, в классе или на работе — образцовым. А вам за то – еще больше почета и уважения, ведь это же благодаря вашей вере…

А тут мы что прочитали? – камнями будут закидывать, пилой перепиливать, зверям на съедение бросать, огнем жечь, избивать, всего лишать и резать живьем. А твоя победа будет в том, что ты не откажешься от своего выбора: будешь молиться и благословлять, а не проклинать и злословить; будешь только крепче прижиматься к Богу.

Но я немного отвлекся от удивления. Удивление-то в том, что и те, и другие не получили обещанного!

Это же… как же так?! Они же святые, прославленные, возлюбленные Богом, они же спасенные! как — не получили?

потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Совершенства, оказывается, достичь можно только вместе. Потому что совершенство – это восстановление единства. А единство невозможно достичь в одиночку, а только вместе. Потому они и возлюбленные Божие, что они не могут и не хотят наслаждаться своими заслугами и наградами, пока мы еще воюем за свою свободу, за свою жизнь. Вечная жизнь – это вместе, как одно целое, как один организм. Правда, что означают эти слова – я не знаю. Но меня радует, что все они – Авраам и Давид, Самуил и Соломон, Иоанн Креститель и Иоанн Кронштадтский, Мария Египетская и Матрона Московская – все они ждут нас, чтобы быть вместе. Но не в том роде, что сидят без дела на скамеечках в каком-то зале ожидания у входа в рай и ждут нас, а деятельно участвуют в нашей жизни, чтобы мы не мешкали и не заблудились.

Вот что за день мы сегодня празднуем – день Всех Святых.

Но я еще раз вернусь к себе, к нам. Мы же стараемся быть верными Богу, делаем то немногое, что знаем – молимся, постимся, Слово изучаем, заповеди помним и стараемся соблюдать. Понятно, что не всё и не всегда получается, но ведь стараемся. Но почему я не святой?

Я думаю, потому что всё, что я делаю, я делаю для себя. Меня не может тревожить и быть смыслом моей жизни общая вечность. Меня беспокоят ошибки моих детей, упрямство моей жены, бестолковость прихожан, нередко отягощенная чрезмерным усердием («ревность не по разуму», что называется). Но только в ту меру, насколько эти проблемы я вижу как мои собственные эгоистические проблемы.

Когда ребенок не учится, а я считаю, что должен, что надо, — я действую. Но ведь я не его проблему решаю, а свою: это мне надо, чтобы он учился. А он не хочет, потому что он хочет другого, а я даже не озаботился ни разу: желание чего мешает ему учиться? Ведь решение его проблемы – не репетиторы, не рыночные отношения по типу «сделай, что должен, получишь, что хочешь». Природа человека имеет потребность в познании. И если эта потребность потерялась, значит, ее место заняла другая. Навести порядок – это помочь ему выстроить правильную иерархию ценностей и потребностей.

У кого-то этот самый сын – или муж — уже не про учебу, а про выпить лишнего. И вы пытаетесь решить проблему, как вы ее видите через призму своего душевного состояния. Но ведь эта проблема – в другой душе. Чтобы ее решить, надо эту душу увидеть, надо с ней войти в такой тесный контакт, чтобы вы стали как одна душа, чтобы можно было там навести порядок – не просто с его согласия, а с его участием! Без него в его душе порядок не наведешь. Но ведь проблема существует именно потому, что этого контакта нет! И давно нет! И ничего не решишь, пока его не восстановишь. А этот контакт – это про единство. А единство разного – только в Боге возможно. Без Бога может быть только договор и компромисс, сделка, а не единство. И значит, нужна любовь. Не орать и топать ногами, швыряться посудой, ставить в угол, отбирать деньги, нанимать репетиторов и расставлять видеокамеры по углам, а быть вместе и любить. Но я ведь только говорить об этом могу, а исполнить – не умею. Вот поэтому ничего и не меняется. И что мне тогда остается, если сам не умею? Звать на помощь.

и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприщепо-моему, это как раз про момощь.

Во-первых, облако (по другим переводам: туча, тьма) свидетелей – это же не просто примеры, это – много примеров, и поистине зажигательных примеров.

Во-вторых, сбросить грех и всякое бремя – это еще та, задача! Хотя навьючить, кажется, сложнее, чем сбросить (на это одного движения руки достаточно), но ведь тут речь о том, что мы привыкли со страшной силой к своим грехам. Но если хочешь любить ближнего – перестань любить грех. Одно из двух.

В-третьих, с терпением. Даже в комнате, в которой никто не живет, надо регулярно мыть пол и протирать пыль, собирать дохлых мух. А в помещении, в котором непрестанно что-то делают и мастерят, убирать надо каждый раз после работы. В душе, в которой выращивается будущий человек, выращивается годами, но при этом – каждый день, — тоже надо наводить порядок, надо поддерживать порядок, надо защищать порядок и не просто каждый день, но — после каждого сеанса взаимодействия этой души с окружающим миром. Потому что из этого мира не только пыль и мухи, там гораздо похлеще гадости заносятся. Поэтому, каждый вечер надо проводить вместе – с ребенком, с женой, а не в интернете сидеть и новости читать… В интернете любить не научишься – ни детей, ни жену, ни даже себя (не путать любовь к себе с себялюбием!).

Но ведь я до сих пор говорил только о личных важных делах. А еще есть дела, важные для других, – и их гораздо больше. Но если в них не принять участие, то нет ни возможности, ни даже повода не только полюбить ближнего, но даже и говорить о любви. А если я не люблю ближнего, которого вижу, как я могу полюбить Бога, Которого не вижу? Одна говорильня будет про любовь.

Но дела ближнего – это перспектива дальняя. Пока не научился быть одним целым с теми, кто является твоей плотью и кровью, лучше не лезть в те дела. Так что, об этом в другой раз.

Протоиерей Андрей Скрынько

30.06.2024

(74)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *