Для благодати нет преград

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Притча о богаче и Лазаре была произнесла Христом сразу после обеда у фарисеев. Очевидно, что поводом стала ветхозаветная уверенность в том, что праведник должен быть если не богат, то уж точно обеспечен и иметь не только хлеб, но и масло.

Христос дал понять хозяевам, что их уверенность в том, что по их праведности они стяжали богатство небесное и земное, ложно.

И мы видим дом богача в иудейском захолустье. Перед домом лежит убогий Лазарь, и раны его лижут псы. В доме пирует богач. Пирует ежедневно и блистательно.

Притча о том, что пока мы что-то тут себе думаем, стараемся и вьем гнезда, над нами отверсто небо. Ангелы сходят с него и восходят. И огненная пропасть так же пролегает через наш мир, как и через мир мертвых. Но глаза наши пока удержаны.

Вот есть некий кредит счастья, который Бог отвесил каждому человеку. Один человек решил потратить богатство здесь. И потратил его на роскошь, еду и вино. Кредит Лазаря Бог удержал и вручил ему после смерти.
Сразу обращает на себя внимание то, что он не назван по имени. Он со своим богатством в глазах Бога есть никто, и зовут его никак.

Вначале дается картина исходного состояния богача, живущего в роскоши пусто и глупо. Пусто потому, что смыслом жизни человека от Адама до нас есть труд, не пирование. Глупо потому, что ежедневные блистательные  пиры — это путь к самоубийству, к смерти от ожирения, инсульта, подагры. Тем более глупо, что кроме тела разрушается и душа.

Ежедневная выпивка, как все хорошо знают, непременно ведет и к нравственной деградации. О чем мы можем судить по тому, что богач, имея изобильные остатки пиров, не уделял Лазарю ни крохи.

И вот, этот сгнивший гриб умирает. Продолжая отслеживать судьбу богача,  Христос обнаруживает, что пороки богача перекочевали с ним в мир мертвых, и показывает нам главный порок, выросший из богатства, обращенного во грех: гордая надменность — полная противоположность милосердию.

Сидя в пламени, он дерзает перед Богом, посылать на посылки жителя Рая — Лазаря. Богач в том мир есть ничтожество. А Лазарь — среди избранных, но отверженный Никто, не стыдясь Бога, смеет распоряжаться другом Господа, как если бы Лазарь все лежал бы  в убожестве перед порогом его дома.

Богатству в притче противолежит нищета. Но есть ли в самой нищете праведность? Является ли она добродетелью?

Верно говорят: есть две мерзости перед Богом: немилосердный богач и гордый нищий.

Большинство бедных людей ничем душой не отличаются от богатых: они также страдают от власти денег, они так же горды, они также завистливы, и они также слепы в мире духовном.

Дай обычному нищему деньги — и что останется от его вынужденной скромности и праведности? И он пустится во все тяжкие. Во многих случаях нищета может быть благом для человека и дается с той целью, чтобы не забаловал.

Человек может ошибочно располагать свое богатство не в том мире, и как можно подвиг нищеты обернуть себе во грех.

Очевидно, что люди, которые получили либо земные богатства, либо богатство Духа, и не использовали их по назначению — не посвятили Богу, отправляются по ту сторону горящей пропасти.

Об убогом Лазаре сказано вскользь. Зато Господь зовет его по имени. Иметь имя в устах Бога — это очень важно. Но речь идет не о Лазаре, а о его положении.

Во всех тех случаях, когда убожество является для человека вещью случайной, незаслуженной или вынужденной, Бог восполняет горечь нищеты дарами Духа. Это дар настоящего богатства. Смирному человеку в болезни и горе Бог непременно посылает Духа-Утешителя. Умный и чистый человек не откажется его принять.

Праведники знают об этом и часто сами стремятся к добровольной нищете. В ней они становятся по-настоящему свободными от мира, очищают сердце от мирского мусора и представляют Богу свое чистое сердце, подготовленное для принятия даров Святого Духа. Они богатеют в Духе и в Нем полагают настоящее богатство. И таких духовно богатых Христос отправляет в селения праведников.
Что вынесли из этой притчи мы?
Те, кто пережил горе вместе с Богом, знают, как Господь утешает человека, который Ему доверился во всем.

Эта несказанная теплота на сердце так сильна и так убедительна, что никто из тех, кто вкусил ее, уже ни на что не променяет, если станет вопрос о выборе между богатством, здоровьем, успехом и блаженством.

Но как все это расскажешь безбожнику? Грешник  не понимает Бога потому, что принимает одну только реальность нашего бренного мира: деньги, власть и страсть. Поэтому дух для него — пустое дело.

Но ведь все эти блистательные пиры как раз и доказывают пустоту богатства. Пустота в душе рождает тоску, а тоску пытаются заесть, запить, загулять, затанцевать и завалить деньгами. Но не от хорошей жизни блистательно пируют, а от тоски. И в этой повести теплится заря надежды и для богатых и грешных

Писано: «Поднял богач глаза к небу». Прекрасно. Подними глаза к небу. И небо не осталось безмолвным. На беседу с одним богачом пришел другой богач — Авраам. Как раз тот богач, который был милосердным.

Каков был Авраам? Почему его Бог противопоставляет нашему богачу?

Праотец праведности выкупил из рабства чужестранца Елиезера и сделал членом семьи. Он с радостью встретил трех неизвестных путников и устроил им пир (опять тема пира). Он мирно делил пастбища с племянниками: «Если твои стада налево, то мои пойдут направо. А если ты хочешь послать своих людей направо, то я пойду налево». Он не взял себе добычу после успешного военного похода, потому что имущество побежденных было чужим, а с чужого грех богатеть.

Всем бы богатым стяжать такое благородство и великодушие — и стали бы они угодны Богу и на земле, и на небе.

Милосердный богач Авраам, угодный Богу на земле, остался милосердным и на том свете. Он пришел выслушать человека, горящего в аду. А для грешника и это уже немало — быть выслушанным. Даже  в аду грешники имеют надежду быть услышанными.

После того, как богач поднял глаза, с ним произошла знаменательная эволюция — он догадался просить не о себе, а о своих братьях.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, бо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Небольшой шаг сострадательности к близким позволил ему продолжить беседу с праведником. И Авраам и тут явил ему милость, не захотел губить веру его братьев и устраивать им искушений сверх меры.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

У нас, есть преимущество — нам Господь открыл полную картину мира. Мы видим и прошлое, и будущее. И свой дом, и дом богача. И огненную пропасть, и ложе Авраама. Ввиду полной картины мироздания нам надлежит делать выводы относительно себя и своего места в мире. И мы делаем себе утешительный вывод — нас могут слышать и в аду, и Бог, и праведники. И мы делаем себе утешительный вывод — нас здесь слышит Бог и Его святые.

И мы не хотим идти в ад. Сами в Рай мы не дойдем. Нам нужна помощь Бога. В чем нам нужно помочь? Прислать нам Лазаря с мокрым пальцем? Подать милости нашей родне? Дать денег? Дать здоровья?

Нет. Наверное, лучше попросить  даров Духа Святого. С Духом ты будешь богат небесным богатством. С Духом ты будешь здоров в Царстве небесном. И нет ничего такого, чтобы могло быть препятствием для обогащения Духом: ни болезнь, ни даже деньги.

Везде, абсолютно везде присутствует Бог и Его благодать. И нам нужно потрудиться найти ее и увидеть — и в богатстве, и в здравии, и в убожестве, потому что для благодати нет преград. Аминь.
протоиерей Димитрий Кирьян

03.11.2024 г.

(101)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *