Открывая Евангелие, мы видим перед собой слова, которые нас спасут, если мы сделаем их своим жизненным руководством. Но, Благая Весть предлагает нам взглянуть на нее также и с другой стороны. Писание может быть не только спасителем, но и обвинителем. Библейские строки – это не только слово жизни, но и закон, по которому нас будут судить. Так говорит Христос: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12,48).
На первый взгляд, это странно звучит. Разве слово может судить? Может – в определенном смысле. Например, рабочий обещает работодателю: «если я не сделаю тот и тот объем работы в назначенный срок, увольняйте меня». Пообещал, а сам не сделал. Тогда можно сказать, что его слово сделалось ему судьей. Или наоборот, начальник говорит подчиненному: «эта работа должна быть окончена завтра. Успеешь?» Подчиненный отвечает: «Успею». Если он не выполнит все до завтра, его слово будет ему судьей.
В подобном смысле и слово Божие будет судить нас – как закон, который мы слышали, но не признали, или признали, но не выполнили. Конечно же, в буквальном смысле Сам Христос будет судить мир, так как Он получил такую власть от Отца. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин.5:22,27). Но Христос будет судить согласно Своему слову – как мы его приняли, как выполняли. И в этом смысле Его слово есть наш судья.
Так вот о том, что бывает с человеком, когда подобного умения ему не хватает, и к каким это может привести последствиям, рассказывает нам притча Христова о безумном богаче.
И сказал им притчу: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 16–21).
Смысл приведённой притчи лежит на поверхности. Разрушительный для человека эгоизм. Всецело сосредоточившись на своем богатстве и предлагая его лишь самому себе, он нимало не заботился о ближних, чем подвергает себя безвременной и внезапной кончине.
Когда богач увидел на своем поле богатый урожай, он как будто приходит в недоумение, говоря: «Что мне делать?» Очевидно, его житницы были небольшими и не могли вместить весь урожай, ибо он говорит: «Некуда мне собрать плодов своих». Нечто важное мы узнаём о самом этом человеке. Ему вовсе не свойственно делиться. Господь не случайно сказал именно о хорошем урожае. Урожай был очень хорош, он намного превышал личные потребности богача, который был законченным эгоистом, ибо даже такой великий дар Божий, как очень хороший урожай, не заставил его задуматься о том, что вокруг много нуждающихся, не имеющих достаточно средств даже к тому, чтобы быть элементарно сытыми. На протяжении всей притчи у него не возникает и мысли об этом. Разрушительным для богача стало не желание создать большие житницы, и даже не желание насладиться урожаем, а отсутствие стремления разделить с нуждающимися плоды своего труда, ибо, имея эту цель, Бог посылает такой урожай. И прежде всего это становится причиной столь грозного приговора Бога.
Может появиться искреннее недоумение со стороны: почему человек не может вполне, без каких-либо ограничений насладиться тем, что добыто его, как правило, тяжким трудом, и обязательно должен делиться с кем-то, кто не трудился, подобно ему, а быть может, и вовсе ленив? Разве это справедливо? Мы обязаны делиться – потому что это соответствует природе человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Образ Божий сохраняется в любом человеке, а вот подобие искажено у всех после грехопадения. В приложении к реальной жизни это означает, что цель жизни человека состоит в том, чтобы постепенно приводить образ к подобию. То есть задача каждого заключается в постепенном уподоблении Богу. А Кто есть Бог? Бог есть Любовь, и эта Любовь не потерпела Одна наслаждаться жизнью и захотела сотворить бесчисленное множество живых существ, которые вместе с Нею могли бы жизнью насладиться. Это, безусловно, предполагает любовь и щедрость и со стороны человека, желающего Богу уподобиться. Не должен человек мыслить примитивно эгоистически: «Господь мне это дал, слава Богу! Буду пользоваться этим и благодарить Бога».
Человек должен всегда иметь в виду ближнего, независимо даже от того, очень у него хороший урожай или не очень. Нравственный вывод для нас здесь очевиден: получил ты зарплату или какой доход – обязательно какой-то процент от общего бюджета должен быть определен на помощь нуждающимся или иные благие нужды. Например, предприниматель, который при постройке всякого бизнес-объекта старался бы одновременно участвовать в стройке либо реставрации храма. И такие, люди есть, и таких храмов у них немало. Подобные расходы нам, малоимущим, возможно, и не потянуть, но поучаствовать в жизни отдельного человека или семьи, которым приходится в жизни сложнее, чем нам, – наша обязанность, и лишь объем этой помощи может различаться пропорционально нашим «урожаям». И, кстати, чем более этот «урожай», тем существеннее должно быть и наше участие, ибо для многих сейчас десятка с тремя нолями то же, что обыкновенные десять рублей для бабушки. Здесь важно не значение цифры, а степень нашей жертвенности.
Обязанность приучать себя к делам милосердия – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Если себя обязываешь, хотя бы раз в месяц оказывать помощь нуждающемуся, значит, ты на верном пути. Если же мысли о нуждах ближнего посещают тебя довольно редко, то следует поработать над собой и исправить этот изъян.
Следующие слова богача: «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 18–19), – Сам Господь характеризует это как безумие. Безумие богача здесь в том, что он приписывает себе в будущем многие годы, не имея на самом деле власти ни над единым днем своей жизни. И это характерная черта эгоиста, живущего для себя, незаконно «исключает» ближнего, погружается с головой в земные утехи и заботы и «в награду» получает «розовые очки», через линзы которых он видит свою жизнь не имеющей конца. И в этом ловушка для эгоиста, ибо смерть застигнет такого обязательно врасплох. Об этом и говорит Господь в последней части притчи. «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 21).
Возникает вопрос: «Если нас призывает Господь не собирать себе сокровищ на земле и не заботиться о завтрашнем дне, означает ли это, что греховно любое накопление? Как быть, если семье необходима новая (или еще одна) стиральная машина, новый холодильник и автомобиль, а с первой зарплаты их приобрести невозможно?» Отвечая на вопрос отталкиваемся от слова «необходимо». Если для семьи действительно необходим тот или иной предмет и есть нужда пусть и не сразу, но приобрести его, то, разумеется, здесь не идет речь о грехе стяжательства. Более того, глава семьи обязан озаботиться о том, чтобы семья не терпела нужды в необходимом, ибо «если кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Но если речь не об этом, а о том, что вам или вашим близким не всегда удается отличить потребность от прихоти, нужду от излишества. Душевная неудовлетворенность тем, что у тебя есть, рождается от неблагодарности и неизбежно ведет к «разбитому корыту». Порождая зависть и жадность, недовольство не позволяет человеку радоваться тому, что у него есть, будь он хоть долларовым миллиардером. Необходимо обладать умением делиться тем, что у тебя есть, даже когда кажется, что и «самому мало». Благодарный и довольный своим положением человек обычно склонен делиться тем, что имеет, с тем, кто не имеет, ибо к тому подвигает его благодарное сердце.
Рассказ о безумном богаче не порицает изобилие как таковое и не призывает христиан к отказу от благоденствия. Изобилие, если оно не приобретено греховными средствами, посылается нам Господом. Но посылается для того, чтобы, радуясь этому изобилию, мы делились этой радостью с тем, у кого на лице скорбь. И речь не обязательно о сиюминутных материях. Делись добрым советом, делись словом поддержки, да и просто хорошим настроением – и будешь богатеть в Бога. И тогда, не лишаясь ничего земного, ты обретешь сокровище на Небе, ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, по-настоящему нашим становится лишь то, что мы кому-то отдали.
Аминь.
протоиерей Димитрий Кирьян
01.12.2024 г.
(10)