Во имя Отца, и Сыны, и Святого Духа!
Воскресное Евангелие – это самое важное! Мы всю предстоящую седмицу призваны о нём размышлять. И в эту неделю читается очень короткое зачало от Луки, но чрезвычайно важное и весьма многогранное.
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Господь с учениками идёт в Иерусалим, но по пути проходит земли Самарии и Галилеи. Это, с точки зрения иудея, отвратительное место, или лучше сказать, нечистое, там живёт много язычников и Самарян. Иудеи обходили эти места, делая огромный крюк, но Христос всегда ходил прямо, даже в шторм через Галилейское озеро. В пути они видят ужасное зрелище — прокажённых. В Священном Писании – эта болезнь, символ греха, которая воспринималась обществе как Божье проклятье. И действительно, это было худшим, что тогда могло случиться с человеком.
Помните, в книге Пятикнижия Моисея (Числа 20:1), повествование о том, что когда сестра Моисея Мариам участвовала в бунте против брата (а некоторые из бунтовщиков даже хотели убить пророка), то заболела проказой. За несправедливый ропот на Моисея она была наказана от Бога проказой, но по молитве своего брата чудесно исцелилась и провела семь дней вне стана. В Писании это болезнь попускается за грехи осуждения и святотатства, как худшая болезнь, за тяжелейшие грехи: как грех убивает постепенно душу, так и гной тело. До того, как в 14-м веке появилась чума, проказа считалась самым страшным заболеванием, её даже называли «Ленивая смерть». Сегодня эта болезнь считается излечимой, но раньше, когда у человека только обнаруживали проказу, ещё при жизни его отпевали и, навсегда, провожали в пустынное место. Таким людям давали трещотку или колокольчики, чтобы они оповещали о себе, они должны были кричать: «Не чист, не чист!», чтобы в тумане или темноте никто не набрёл на них и не заразился. Они ходили в длинных балахонах, чтобы их было заметно издалека, перематывая лицо и конечности, которые гнили заживо и отпадали. Ещё, по закону Моисея, прокаженные не имели права приближаться к селениям ближе, чем за сто шагов.
Потом, в средние века появились лепрозории (методические центры по борьбе с проказой), где таких людей изолировали и содержали, облегчая им страдания. А в первые века такие люди были вынуждены рассчитывать на редкое подаяние от тех, кто не побоится оставить им что-нибудь или только на самого себя. Прокаженные объединялись, потому что дополнительным страданием было одиночество.
Если мы заболели, нам близкие помогут, уделят нам внимание, а прокажённой становился невольным изгоем. Но, даже находясь в полной изоляции, они слышали о Христе, и поэтому просят Его о помощи, и кричат: «Иисус Наставник – помилуй нас». Кстати, вы помните, когда во время шторма апостолы тонули, они то же Господу сказали: «Наставник, спаси нас, погибаем».
Они, эти прокаженные не кричат: «Помилуй меня!», а «Помилуй нас! Потому что это общая молитва, и, как мы, в храме, сообща за всех молимся, так и они, потому что по Закону Ветхозаветному не менее десяти человек – число достаточное для общей молитвы. Девять иудеев не могут в синагоге собраться для молитвы, но нужно десять или больше.
Прокаженные просят в молитве не исцеление, а милости, потому что милосердие Божие шире здоровья. Соломон просил у Бога только разума, но получил и богатство, и славу, и долголетие. Как и мы каемся на исповеди в некоторых грехах, что нас сейчас больше всего тревожит, но просим мы прощение о всех грехах и получаем. Поэтому, услышав их вопль, в котором и молитва и покаяние, и просьба, Бог говорит: «Пойдите и покажитесь священникам». И когда они пошли, то очистились.
Зачем они пошли? Кто их пустит в город, их просто закидают камнями, не подпустят, но они проявили Богу послушание. Синергия – есть такой термин, подразумевающий участие человека в деле своего спасения Богом. Вот, как мы, ребёнку даём конфету и говорим: пойди, поделись с мальчиком, потом ещё и хвалим за этот поступок. Молодец! Так и Христос творит чудо, в котором должны поучаствовать эти прокажённые. И они пошли и исцелились. Как трудно представить, что они испытали, когда увидели свои чистые лица, когда почувствовали силу в своих мышцах, когда стали сбрасывать себя эти вонючие лохмотья, стали, наверное, смеяться и плакать. Но это не хэппи энд.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (От Луки 17:12).
Он сектант, а Христос, говорит ему: «Вера твоя спасла тебя», как и женщине-самарянке, и кровоточивой женщине, прикоснувшейся к нему в толпе. Потому что речь в этих отрывках не про веру, как религию, а про веру, как доверие и надежду на Христа, как на Бога. И Христос удивляется, вот чем Творца может тварь удивить? Только — сердцем. Удивляется Господь вере сотника, и неверию и неблагодарности иудеев.
Может девять и в храм пошли, и священникам показались. Может и жертвы совершили, и Бога благодарили, но Христа за мессию они не приняли, исцеление для них не стало спасительным, а самарянин стал одним из первых христиан.
Этот риторический вопрос: — не десять ли очистились? Где же девять? Господь спрашивает, конечно, не тех, которые не пришли, а нас. Мы просили, получали и, недолго помнили, недолго пребывали в благодарности. А бывают в отношении Бога и неблагодарные фразы: «повезло», «совпало». Священник свидетельствовал об очищении и исцелении, так образно и сейчас священник на исповеди свидетельствует перед Богом о покаянии и очищении от грехов.
И нас Бог, как прокажённых исцелил, и мы к Нему издалека, как прокажённые из глубины греха воззвали, и Он нас исцелил. Неужели опять в эту грязь греховную полезем, как неблагодарные. И как исцеление произошло во время пути, так и жизнь наша тоже путь.
Но в чём выражается наша Богу благодарность? И так Он всё сотворил. Псалмопевец и Царь Давид, говорит: «Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его».
С греческого благодарение переводится Евхаристия. Это – служба, это – молитва, это Причастие, в этом выражается вся наша любовь и благодарность, и, в конечном итоге вся наша будущность — или с Богом или безбожная. И центральный возглас на литургии «Благодарим Господа! » должно стать центром нашей жизни. поэтому многие святые так и говорили: «В ком нет благодарности, в том нет и благодати». А оканчивается Божественная Литургия словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и отца, и причастие Святого Духа, будет со всеми вами».
Аминь.
протоиерей Димитрий Кирьян
22.12.2024
(94)