Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Благовещение Пресвятой Богородицы. Один из двенадцати главнейших праздников церковного годового круга.
Благовещению предшествовал Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия ради искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения.
Когда приблизился момент воплощения Сына Божия, среди людей родилась и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, достойная послужить делу спасения человечества и стать Матерью Христа.
Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне, за их непрестанные и слезные молитвы о рождении ребенка, была с детства посвящена Богу и жила при храме. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Иосифа, Дева Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме.
Однажды она читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Тогда с небес ей явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Марию словами: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от этих слов и размышляла, что бы значило такое приветствие. Ангел ответил ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария же ответила Ангелу: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям…» Тогда Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел» (Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 28—38).
Вспомним почти параллельную историю с великим пророком, ученым-богословом и отцом святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Захарией. Ему также явился святой Архангел Гавриил (см. Лк. 1:5–25), объявив волю Божию о рождении Иоанна. Великий ученый и святой не поверил словам Архангела, за что и был наказан немотой, разрешившейся только с исповеданием его веры после рождества Иоаннова (см. Лк. 1:57–80). Но Дева Мария своей простой почти детской верой принимает волю Божию безоговорочно, ничуть не колеблясь в ней. Она говорит: «Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: «Блаженна веровавшая, ибо будет реченное Ей от Господа…».
Почему именно Она стала Богородицей, т. е. Матерью Бога – Девой, Способной вместить в Себе огнь поядающий – Самого Господа? Что позволило Ей максимально, по сравнению с остальными людьми, приблизиться к Богу? Ответ очевиден и прост – смирение. Смирение, как основная добродетель, соделывающая человека богоподобным. Способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: «Пролей кровь, и примешь дух…» Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.
Никогда сердце человеческое не может быть пусто, оно всегда наполнено: или адом, или миром, или Богом. Содержание сердца зависит от чистоты сердца. Некогда сердце человеческое было наполнено только Богом; оно было — только для хваления Бога. Некогда оно воистину было в руке Божией — и находилось вне опасности. Но когда человек в безумии взял его в свои руки, звери многие напали на сердце человеческое, и оттоле началось то, что, если смотреть изнутри, называется рабством сердца человеческого, а если смотреть извне, называется всемирной историей.
Не в силах сам держать свое сердце руками своими, человек прислонял его к окружающим существам и вещам. Но к чему бы человек ни прислонил сердце свое, оно от этого пачкалось и повреждалось. Окаменело от долгого рабства, потемнело от тяжкой тьмы. Сам Бог должен был сойти, дабы освободить тебя, меня, этих, тех от рабства, дабы спасти от тьмы, дабы исцелить от греховной проказы и снова взять в Свои руки. Схождение Бога к людям — самая радостная весть. И схождения к людям начинается с ангела и Девы, с беседы между небесною чистотою и земною чистотою.
Когда нечистое сердце беседует с нечистым сердцем — это война.
Когда нечистое сердце беседует с чистым сердцем — и это война.
И только когда чистое сердце беседует с чистым сердцем, сие есть радость, мир и чудо.
Человек ожидает чуда от Бога, а когда чудо приходит, не верует в него. Человек и хотел бы, чтобы посетил его Бог, и боится Божия посещения. Когда Бог его не посещает, он жалуется, а когда посетит, он этого не признает. Как в Раю Адам был поставлен меж двух древ: жизни и познания — так потомки Адамовы снова поставлены меж двух древ: Бога как Древа Жизни и природы как древа познания. Да будет и ныне, как и тогда, испытана свобода человека, его послушание и его смирение. Да будет искушена мудрость человека. Да будет искушено сердце человека. Да будет искушена воля человека. Ибо, если бы не было искушений, не было бы и свободы. А не было бы свободы — не было бы и людей как людей, но было бы в мире лишь два вида камней: неподвижные камни и движущиеся камни.
То, что сказал Александр Великий Антипатру, разговаривая о своей матери Олимпиаде, именно, что «одна слеза матери очищает от многих клевет», скажем мы с большим правом о благодатной Марии, нашей Матери и Матери Бога. Многочисленны наши грехи перед Богом, велик гнев Божий на нас; но одна слеза, одно слово, одно предстательство Богоматери очищает наши грехи и удаляет гнев Божий. Наши грехи ничтожны как капля слезы, перед океаном благодати Пресвятого Духа, который не имеет границ, так мы и верим в Любовь Бога, что Она – беспредельна.
Таким образом, с момента бессеменного зачатия Сына Божия было положено начало спасения рода человеческого, говорится в тропаре праздника, — «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…»
О, Матерь Божия и Матерь нас христиан! Умилостивь Сына Твоего для нас, чад Твоих, и сподоби чад Твоих благодати и царства Сына Твоего. Аминь.
Протоиерей Димитрий Кирьян
07.04.2025 г.
(114)