Плод Церкви, плод Духа Святого есть святость

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье по церковному календарю называется неделей Всех святых, в земле Русской просиявших.

Ничто в мире не бывает бессмысленным, если происходит по воле Божией. Господь, основав Свою Церковь на земле, поступил как мудрый садовник, который насаждает плодовое дерево и ожидает от него плода. Плод Церкви, плод Духа Святого есть святость. Сегодня каждая Поместная Церковь вспоминает своих святых, как бы отвечая на вопрос: какой плод принесла моя Церковь, чем она послужила Богу? Ведь среди живших в нашей стране просияли преподобные, иерархи, благоверные князья, мученики и священномученики, праведные и Христа ради юродивые, целый сонм святых жен, имена которых известны или не дошли до нас, угодившие Богу словами, делами и самой жизнью. От их имен и Русь получила тезоименитство, стала называться «Святой».

Они отложили житейскую суету, преодолели притяжение к страстным увеселениям, взяли на себя Крест и последовали за Христом. Они не щадили души своей в мире сем, чтобы сохранить ее в жизнь вечную (см. Ин.12:25). И в момент испытания веры от гонителей они предпочли умереть, чтобы пребывать там где Небесный Отец и Сын Его Иисус Христос. Земля Русская пропитана их кровью, хранит в себе их тела, но души угодников Божиих обитают сейчас на небесах. В древности все члены Церкви назывались «святыми» (Пс 88:20; Рим 15:26), поскольку все стремились к непричастности ко злу и всякой нечистоте. Cвятость – это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр.4:8), Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры. Святость – это результат жизни человека, который стремиться быть с Богом неразлучно.

Святые — это те, кто с помощью Божией прошли долгий путь к своему сердцу, к тому таинственному месту, где запечатлен образ Божий, и из этой глубины вдруг засиял тихий, радостный Божественный свет. «Царствие Божие внутрь вас есть». Но этот путь — путь каждого христианина, путь каждого из нас. Это путь смирения, веры, любви, молитвы.

Мы можем себя спросить: а можем ли мы как-то стать причастниками их подвига, пойти по их стопам не только в годину гонений, но и во времена мирные? Как же это возможно для того, кто должен зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, беспокоиться о порядке в коллективе, контролировать работоспособность техники, выполнять много других задач, которые отнимают время и силы. Невозможно же бросить все, уйти в пустыню, чтобы только думать о Боге?

Одним из таких путей, приближающих нас к месту рождения или блаженной кончины святых угодников Божиих, является паломничество. Но каким бы прекрасным оно ни было, в нем чувствуется элемент потребительства. Мы приезжаем к месту подвижничества святого или святой, чтобы что-то от него или нее получить – небесное ходатайство, душевный мир или исцеление от болезней. При этом не каждый стремиться подражать житию тех самых угодников Божиих, которые его вдохновляют. Мало кто решается уйти в лес, чтобы срубить там церковь во имя Святой Троицы, или отправиться к инородцам, чтобы выучить их язык и растолковать им Священное Писание. Отстаивая длинные службы, мы тем самым помогаем себе, а не жертвуем Богу свое драгоценное время.

Есть и другой путь следования за святыми. Это когда мы отправляемся в путешествие, чтобы сделать что-то ради Христа: посетить заключенного или находящегося в больнице, накормить голодного и одеть нагого. Апостольская миссия всегда актуальна, но в каждую эпоху она принимает свои формы. Если тысячу лет назад русские люди отправлялись в дальние края, чтобы основать поселения в степях и в тайге, то сегодня требуется остановить отток населения, чтобы деревни и пахотные поля снова не превратились в дремучий лес. Если несколько столетий назад просветители русской глубинки создавали алфавит для малых народов, то сегодня для укрепления в вере требуется беседа на языке интеллекта. Если сто лет назад многие семьи имели по пять-десять веселых коммуникабельных детей, то сегодня один-два ребенка, которых справили на деревню к бабушке, страдают все лето от скуки, поскольку не знают, чем себя занять без компьютерных игр и мобильного телефона.

Но хочу вас утешить. Существуют проекты в приходских общинах, волонтёрские движения, которые выполняют свою миссию сегодня.

При приходе изучают церковное пение, учатся проводить мастер-классы, проходят практику социального служения, трудятся на благо рубежей земного Отечества. Некоторые проводят катехизические беседы, другие организовывают праздники для детей. Готовят подарки для подопечных, обеспечивают продуктами питания. Организована регулярная помощь, уже не один год, населению Братского района и не только, привозят книги или подарки для детей.

Почему мы это делаем? Потому что это делали и до нас люди церкви, наученные примерами святых угодников, память о ком-то из них мы сохраняем. Имена многих остались для нас неизвестны, кто-то совершал свой подвиг на виду у окружающих, слезы и борениях многих сохранились в тайне. Все они, именованные и безымянные, достигли Небесного Сиона и, приняв честь и славу от Всеблагого Бога, подают нам утешение и укрепляют пошатнувшуюся веру. К ним мы обращаемся с просьбой искоренить церковные соблазны, водворить единомыслие и мир, утвердить Русь в православии.

Мы чувствуем аромат их молитв. Мы обращаемся к ним за помощью. И мы ощущаем их заступничество.

О Троице Честная! Прими всех угодников Твоих молитвы, знаемых нами и незнаемых, и ходатайством святых, в земле Русской просиявших, во благочестии страну нашу сохрани, утверждая ее в православной вере до скончания века.

С праздником престольным! Аминь.

протоиерей Димитрий Кирьян

22.06.2025 г.

(31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *