ИКОНОГРАФИЯ храма «Всех святых в земле Российской просиявших»
1. ИКОНОСТАС 2. ИКОНЫ храма |
Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение. Венчает иконостас Крест Господень
Иконостас нашего храма трехъярусный:
Верхний ярус содержит иконы:
в центре – ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
Слева от Господа – иконы Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила, св.апостола Петра, свт. Василия Великого; справа от Господа – св. Предтечи Иоанна Крестителя Господня, Архангела Гавриила, апостола Павла, свт. Иоанна Златоуста
Средний ярус содержит иконы двунадесятых Праздников
В центре Тайная Вечеря. Слева направо Благовещенье Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретенье, Крещение (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Пресвятой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы
Нижний ярус: в середине нижнего яруса находятся Царские Врата с иконами Господа и Пресвятой Богородицы
Справа от иконы Господа Иисуса Христа находятся южные врата с иконой архидиакона Стефана, храмовая икона Всех Святых в земле Российской просиявших (в честь этого Праздника назван храм) и икона свт. Иннокентия Иркутского
Слева от иконы Пресвятой Богородицы находятся северные вратах с иконой архидиакона Лаврентия, далее иконы прп. Андрея Рублева и свт. Софрония Иркутского
ОПИСАНИЕ ИКОН
СРЕДНИЙ ЯРУС
В центре икона Тайная Вечеря
Тáйная вéчеря (церк.-слав. вéчерѧ — ужин) — событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира.
Тайная вечеря — событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, о котором повествуют все Евангелия, а также Первое послание апостола Павла коринфянам. Синоптические Евангелия повествуют, что в первый день опресноков Иисус отправил двух учеников — апостолов Петра и Иоанна — в город, то есть в Иерусалим, приготовить всё к празднованию Пасхи (пасхальную трапезу), и они приготовили. Вечером Иисус возлёг с двенадцатью учениками (апостолами) на трапезу, во время которой он предсказал предательство одного из них. На Тайной вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение».
Православная церковь вспоминает установление таинства Евхаристии, которое произошло во время Тайной вечери, в Великий Четверг. Кроме того, в течение года (а не только в Великий Четверг) на литургии перед причащением читается молитва, составленная Иоанном Златоустом и начинающаяся словами: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Таким образом, события Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения каждой литургии. Слова Иисуса Христа «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов» произносятся священником на литургии во время Евхаристического канона.
СЛЕВА- направо к центру: Икона Благовещенье Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы (церк.-слав. Благовѣ́щенїе) — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. Празднуют Благовещение 25 марта (7 апреля) по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 25 марта по юлианскому календарю соответствует 7 апреля по григорианскому). |
Икона Рождество Христово Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. В православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Празднуется 25 декабря (7 января) по юлианскому календарю. Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея (Мф. 1:18-25) и Луки (Лк.2:4-7): «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна. когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было места в гостинице.» |
Икона Сретенья Господня Согласно еврейскому закону (Исх., 13:2), в 40-й день по Рождестве Своем Спаситель был принесен в Иерусалимский храм. В рассказе об этом событии Евангелия от Луки обозначаются те основные черты, которыми определялась иконографическая постановка Сретения Господня. Оно происходило в Иерусалимском храме, куда Младенца принесли Иосиф и Мария, их жертва состояла из двух горлиц или двух голубиных птенцов. По внушению Духа Божия праведный Симеон пришел в храм, взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко…». Бывшая при этом Анна Пророчица славила Господа. |
Икона Крещение (Богоявление) Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя. Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22). Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37). |
СЛЕВА — направо от центра: |
Икона Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («неделю»), предшествующее Пасхе, то есть в шестое воскресенье Великого поста. Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа, описанному во всех четырёх Евангелиях. В православии входит в число двунадесятых праздников. Праздник имеет несколько названий — Неделя ваий, Вербное воскресенье. В богослужебных книгах Русской православной церкви называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в России и других странах с холодным климатом заменяли на вербы Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства. Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны). Торжественное шествие Господа в Иерусалим, несмотря на необычайные почести, с какими народ и ученики приветствовали Божественного Учителя, само по себе было чуждо всяких признаков земного величия. Не видно было здесь пышности, какой обычно окружают себя земные цари, не видно было, как говорил св. Прокл, «ни оружий, ни щитов, ни копий, ни порфир, ни грозных и могучих телохранителей, а видно все противоположное: осля слабое, младое, чуждое, к ярму готовимое, и сопровождающие – ученики». В великий день посещения Иерусалима Иисус Христос является перед лицом иудейского народа с обычной простотой, кротостью и смирением. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой. У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. |
Икона Воскресения Господня Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является самой главной доктриной христианства (в послании к Коринфянам (Кор 15:13) апостол Павел говорит, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»). Образ представляет собой догмат церкви, выраженный в живописной форме. Согласно церковному учению, рай для праведников был закрыт до момента крестной смерти Спасителя и Его славного воскресения. Композиция иконы включает изображения наиболее известных святых до христовой эпохи человечества. Спаситель стоит на сложенных крестообразно вратах ада. около них иногда изображаются инструменты и извлеченные гвозди. Адам и Ева, как правило, располагаются по разные стороны от Христа. Позади праматери стоят Авель, Моисей и Аарон. Слева за Адамом располагают Иоанна Крестителя, царей Давида и Соломона. Фигуры Адама и Евы могут быть расположены по одну сторону от Христа. В нижней части композиции может быть изображена преисподняя с ангелами, угнетающими нечистых духов. У Творца нет измерения времени, для Него ценен всякий человек, живший до проповеди Христа, Его современников и живущих ныне нас. Спаситель, спустившись в преисподнюю, вывел из ада всех, кто этого желал. А вот ныне живущие должны свой выбор сделать сами. Икона показывает всемогущество Творца, освободившего пленников преисподней. А со временем Он явится для того, чтобы произвести суд и окончательно определить меру наказания злу и вечную награду праведникам. |
Икона Пресвятой Троицы «Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке. Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в XVIII главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре троих таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Явление Аврааму троих ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы. Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трёх ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублёва становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов». Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу — однако рука его находится в отдалении, он как бы передаёт чашу центральному ангелу, который также благословляет её и принимает, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39). Свойства каждой их трёх ипостасей раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора. Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублёв помещает изображение палат Авраама. Дуб Мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасённое человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (в Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали Завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской). Единство трёх ипостасей Святой Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви — «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Святой Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. |
Икона Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы — праздник Православной, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога. |
Нижний ярус:
В середине нижнего яруса находятся Царские Врата
Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме с иконами Господа и Богородицы. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Икона архидиакона Стефана Стефан Первомученик — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года. Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов. Почитается христианской церковью как святой, архидиакон и апостол от семидесяти. Память в православии — 27 декабря (9 января); в западной традиции — 26 декабря. Художественно-символически изображается с камнем на голове, иногда и на плечах, и с пальмовой ветвью в руке, символом победы над смертью. |
Икона Всех Святых в земле Российской просиявших Собор всех святых, в земле Российской просиявших — праздник («собор») Русской православной церкви. Совершается в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, которая приходится на 2-ю Неделю по Пятидесятнице, то есть второе воскресенье после Дня Святой Троицы. Праздник появился в середине XVI века при митрополите Московском Макарии после проведения им двух соборов 1547 и 1549 годов, канонизировавших большое количество русских святых. Впоследствии был забыт. Восстановлен Поместным собором в 1918 году по инициативе профессора Петроградского университета Бориса Александровича Тураева. По словам архиепископа Иоанна (Максимовича), это праздник «всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля». По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Им несть числа во всей истории Руси, явленные и неявленные, — множество святых мужей, жен, святителей, чудотворцев, князей, монахов… Разные свойства русской религиозности являют они, но роднит их то, что все они напоены одним духом — духом святой веры и церковного благочестия, Духом Христовым». |
Икона свт. Иннокентия Иркутского Епископ Иннокентий (в миру Иван Кульчицкий; 1680 или 1682, Черниговский полк, Гетманщина — 27 ноября (8 декабря) 1731 под Иркутском) — епископ Православной Российской церкви; с 15 (26) января 1724 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него епископы Иркутские имели статус викариев Тобольской митрополии). Прославлен Российской церковью в лике святых 1 (13) декабря 1804 года. Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год: 10 (23) октября — в день памяти Собора Волынских святых;
|
Икона архидиакона Лаврентия Лаврентий Римский (лат. Laurentius — «увенчанный лавром»; ок. 225, Оска, Римская Испания — 10 августа 258, Рим) — архидиакон римской христианской общины, казнённый во время гонений, воздвигнутых императоромВалерианом. Святой почитается как в католической (память 10 августа), так и в православной церкви (память 10 (23) августа). |
Икона прп. Андрея Рублева Андрей Рублев (около 1360— 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей. «Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое[1] из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ (включая фрески во Владимире), чьё авторство, как считают учёные[2], достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
|
Икона свт. Софрония Иркутского Епископ Софроний (в миру Стефан Назарьевич Кристалевский; 25 декабря 1703 — 30 марта 1771, Иркутск) — епископ Православной российской церкви, епископ Иркутский и Нерчинский. Святой Русской православной церкви, почитается в лике святителей. Память совершается (по юлианскому календарю): 30 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и 30 июня. Возглавил Иркутскую кафедру в 1754-м году. После смерти свт. Иннокентия епископа Иркутского до приезда нового владыки далекая епархия оставалась без руководства около семи лет. Это отрицательно сказалось на всей духовной жизни Иркутской земли, и, конечно, отразилось на миссионерской деятельности среди малых народов. Отправляясь в Сибирь, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере язычников. За семнадцать лет служения епископа Софрония (Кристалевского) число храмов в Сибири возросло больше, чем в три раза, приходы получили подготовленных священников, была создана сеть приходских школ, заметно оживилась и миссионерская деятельность. Просвещая язычников светом православной веры епископ Софроний (Кристалевский) заботился и об устройстве быта малых народов и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния прежних суеверий. Святитель Софроний скончался в Иркутске 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи. Погребение Софрония было совершено не сразу — 6 месяцев и 10 дней его тело находилось в Казанском приделе иркутского Богоявленского собора. 8 октября 1771 года состоялось его погребение. Все это время тело не подавало признаков тления, что стало началом почитания Софрония как святого, позднее к этому добавились и сообщения о чудесах по молитвам к нему. В 1874 году останки Софрония были освидетельствованы и признаны нетленными. Святитель Иркутский и вся Сибири Софроний (Кристалевский) был канонизирован на Поместном Церковном Соборе в 1918-м году. |
Страница подготовлена Мариной У.
(1223)