Жизнь Слова
(Слово на 3-ю главу послания апостола Павла к Колоссянам)
«Пусть живет в вас слово Христа во всем его богатстве…» (Кол. 3: 16)
Что такое для вас слово Христа?
Если это учение – изучайте его. Пытливо, добросовестно, чтобы постичь то, чему оно учит.
Если это – меч обоюдоострый, проникающий до мозга костей и разделяющий, то впустите в себя и отделите в себе: грех от благодати, ложь от правды, похоти от потребностей, любовь от эгоизма.
Если это огонь попалающий – сожгите в нем плевелы души своей: всякую обиду, зависть и злопамятство, самонадеяние и высокомерие.
Как может жить слово Христа в нас?
Первая жизнь – мы слушаем его. Ведь оно звучит для того, чтобы быть услышанным. Никто не говорит на ветер, будучи в своем уме, каждый говорящий стремится быть услышанным.
Вторая жизнь – мы верим этому слову. Потому что, если мы услышим не только слово-звук, но слово-смысл, то невозможно ему не поверить. Это искреннее слово. Оно бескорыстно, когда зовет нас за собой. Оно щедро: когда предлагает, то предлагает не мерою, не порцию – стакан или бутылку – а предлагает источник. Даже когда причиняет боль, то не потому что обидное, а потому что очищает, как скальпель хирурга очищает гнойную рану. Даже дикий зверь не кусает при этом руку врача, но доверяет ему, хоть и ревет от боли.
Третья жизнь – это желание, пробуждающееся в душе. Желание правды. Это начало блаженства: «блаженны алчущие и жаждущие правды», «блаженны слышащие слово божие и творящие его». Чтобы сотворить, надо сначала зажечься желанием той правды, которую услышал в слове Божием. Этой правды нет в нашей жизни – мы далеко ушли от нее и даже уже не верим, что она возможна. Потому это слово и обращается к нам, чтобы донести, напомнить нам правду о том, какими мы можем быть, какой может быть наша жизнь, какими мы были когда-то и хотели быть всегда, но только не решаемся. Слово Божие пробуждает эту решимость. Пробуждает не только тем, что призывает к этой правде, но и тем, что обещает быть с нами, содействовать нам, помогать и поддерживать.
Четвертая жизнь – молитва. Молитва – это наш ответ Богу, когда мы поймем, что Он ищет нас, что Он говорит с нами; что Он ищет нас еще прежде, чем мы стали искать Его: «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евреям 11:6). Тогда молитва наша начинает звучать как начало действия: мы с чего-то должны начать, мы нуждаемся в Его помощи и мы начинаем молиться.
Пятая жизнь – это первое духовное делание. Обычно первое делание – это попытка изменить обстоятельства жизни, что-то в своем окружении, потому что там очевиднее для нас всякая неправда, ведь эта неправда ранит нас, причиняет боль нам. Ее-то мы и хотим устранить.
Только потом появляется понимание, что менять надо себя. Это – шестая жизнь и второе духовное делание. Мы, наконец, начинаем всматриваться в себя с целью изменить себя, потому что, наконец, услышали, что мир изменить можно, только изменив себя, что жизнь становится лучше, только если начинаешь относиться к ней лучше. Что люди становятся лучше, потому что ты стал искать в них лучшее, чтобы поддержать его, вместо постоянной борьбы с худшим в них.
И только тогда открывается седьмая жизнь и поселяется в нас, потому что седьмая жизнь – это любовь. Невозможно полюбить, пока видишь в человеке его зло. Невозможно любить, пока твое зло стоит между вами. Невозможно любить ближнего, пока свое зло любишь больше чем его добро. Любовь приходит только тогда, когда ради ближнего отрекаешься от своего зла. Поэтому она – союз совершенства. Поэтому она «всё связует и всё направляет к совершенству», как сказал нам сегодня апостол.
Поэтому, братья, «облекитесь… в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощая друг другу, кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы прощайте».
«Умертвите в себе всё то, что в вас от земной природы: распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность. Отбросьте ярость, гнев, злобу, ругань, непристойные разговоры. Не лгите друг другу, ведь вы уже сбросили с себя ветхого человека со всеми его делами. Вы облеклись в нового человека по образу своего Создателя. Помышляйте о вышнем, а не о земном. Пусть мир Христов направляет ваши сердца, и будьте благодарны. Пусть всё – и слова ваши, и поступки – будет во имя Господа Иисуса».
протоиерей Андрей Скрынько
(232)