Енисейские каникулы

     Енисейск – «отец сибирских городов»

                                         

А не уйти ли мне в монастырь? Этим вопросом задается рано или поздно, наверное, каждый верующий. Только позже появляется понимание, что в монастырь не уходят, а приходят. Приходят служить Богу. Этому пониманию предшествуют прочитанные книги о монахах и поездки по святым местам нашей необъятной Родины. Одно из таких мест находится недалеко от Братска — в Красноярском крае, в красивом старинном городке Енисейске.

Енисейск является отцом сибирских городов, ведь с Енисейского острога в 1619 году начиналась история освоения Сибири, после него уже ставились Красноярский, Иркутский, Нерчинский и др. остроги. В 2019 году город отметил своё 400-летие, к этой дате было отреставрировано много  старинных зданий, в т.ч. красивейший Богоявленский собор постройки 1712 года.

Об одной такой поездке в этот старинный город мне бы и хотелось рассказать.

 Поездом до Красноярска и еще пять часов на автобусе на север, и вот я в Енисейске, раскинувшемся на берегу могучей реки Енисей. Километрах в ста перед Енисейском проезжаешь деревню Ангарск – место, где река Ангара впадает в Енисей. В Енисейске находятся два старейших в Сибири монастыря, один из них – Свято-Иверский женский монастырь. А при основании в 1623 году именовался Христорождественским. За четыре века монастырь пережил многое. И пожар, уничтоживший практически все, и соседство с «преступницами женского пола», тюремное отделение для которых в конце XVII– начале XVIII было организовано прямо в монастырской ограде. В 1843 году в монастыре жил блаженный старец Даниил Ачинский, в этом же году он отошел в вечность, а в 1999 году он был прославлен Красноярско-Енисейской епархией как местночтимый святой. В 1923 году монастырь был закрыт большевиками как «оплот реакционной общественной мысли».

Храмы пустовали, в келейном корпусе позже разместили Енисейский народный театр, территорию монастыря постепенно застраивали частными домами. Возрождение обители началось только в 1998 году и длится по сей день. И диву даешься, как много с людской и Божией помощи смогла сделать горстка сестер, коих и десятка не наберется. А ведь когда-то здесь жили до полусотни монахинь и послушниц.

Что влечет людей в монастырь? Что ищут и находят здесь иноки? Один из наших разговоров с настоятельницей Енисейского Иверского монастыря превратился в настоящее интервью. Здесь стоит отметить, что матушке Олимпиаде нет еще и сорока лет, и больше половины из них она живет в монастыре.

— Матушка, когда вы поняли, что хотите стать монахиней?

— Впервые о монашеском пути я задумалась, когда моя духовная сестра неожиданно уехала в монастырь по благословению старца, бросив учебу в пединституте. Я была тогда студенткой первого курса медучилища.

— Вы воспитывались в воцерковленной семье?

— Нет. Но в десятом класса я начала ходить в храм, состояла в сестричестве при Успенской церкви. Мне хотелось больше узнать о монашестве. У нас на приходе была монахиня в миру, от нее я стала узнавать о монашеской жизни. А потом на летних каникулах поехала в Красноярск, в Благовещенский женский монастырь.

— Что такого есть в монашеской жизни, что вы решили свою жизнь сделать такой?

Я почувствовала, что здесь моя семья, что это – Призвание Божие, ведь любовь ко Господу – это то, что они ищут, уединяясь в монастыре. По благословению старца Серафима после третьего курса я и еще одна монахиня поехали жить в Дивеево. Сначала было трудно, скучала по родителям. Но потом втянулась. Хотя на родину, в Благовещенский монастырь всегда тянуло. Ведь сибирской земле тоже нужны монахи.

Как вы считаете, по человеку видно, быть ему монахом или нет?

— Думаю, что духовно опытные люди могут определить.

— Есть черты характера, присущие настоящему монаху?

— Безусловно. Терпение, скромность, усердие.

— Как вам кажется, в каком возрасте можно или нужно становится монахом?

— Чем раньше, тем лучше. В молодом возрасте сил больше и больше способность к обучению: богослужению, послушаниям. А в старости труднее постичь монашеские добродетели, такие как послушание, отсечение своей воли («отсечение своей воли» — эту фразу я часто слышала от сестер – прим.автора). Все наши добродетели принадлежат Господу. Своего у человека – только воля, которую он и приносит в жертву, приходя в монастырь. Вот попробуйте склонить молодую березку и взрослую. Молодая согнется, а старая – может сломиться.

— Вот вы сказали, что монахи отдают Богу свою волю. Можно ли в таком случае назвать монастырь добровольной тюрьмой?

— На самом деле монахи свободны, но эта свобода во Христе. Сначала тяжело. Но когда приобретаешь навык в добродетели, становится легче.

— Матушка, скажите, монашеские добродетели отличаются от мирских?

— Нет. В монастыре больше возможности сохранить себя в чистоте и целомудрии, укрыться от соблазнов мира. Монастырь – это короткий путь к приобретению чистоты сердца.

— Получается, что у монахов грехи иные, чем у других людей?

— Нет, нет таких грехов, которые присущи только монахам. Человек приходит в монастырь со своими страстями. И живя монашеской жизнью, он перестает их подпитывать, они постепенно утихают, а если потом восстают, то на помощь приходит молитва.

— В монастыре ведь живут не только монахи. К вам приезжает много разных женщин — молодых, в возрасте, замужних, одиноких, верующих, неверующих. Они приезжают  на определенное, небольшое время, без намерения остаться навсегда. Для чего они приезжают?

— Они у нас трудятся. Их так и называют – трудницы. Думаю, что они находят здесь душевное упокоение от суетного, мятущегося мира. Ведь в городах и батюшки не всегда доступны, чтобы без спешки пообщаться, обсудить разные вопросы. В монастыре можно духовно подкрепиться. А еще пройти школу смирения. Ведь человек со своими страстями и привычками похож на угловатый камень, а в монастыре проходит «терка», после которой углы стираются и перестают ранить окружающих.

— А индивидуальность при этом не стирается?

— Нет, человек только приобретает смирение, кротость.

— Что вы пожелаете женщинам, живущим в миру?

— Послужить Господу. Отдавать хотя бы часть своих сил ради Господа, свою десятину – то есть тратить силы не только на себя и свою семью, но и ради Христа.

P.S. В обители всегда рады новым трудницам, готовым поработать ради Христа. К слову, в обители живут и наши землячки, посвятившие свою жизнь Богу. А вообще сюда приезжают женщины со всей России и открывают в себе новые или очень старые забытые таланты: к шитью, кулинарии, пению, огородничеству… Попросить благословения и предварительно уведомить сестер о своем приезде и можно по телефону: 8-950-434-06-23

 

С Божией помощью и с благословения игумении Енисейского Свято-Иверского женского монастыря монахини Олимпиады и при содействии р.Б. Марины Андрейчиковой

р.Б.Ника

(170)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *