Живите, братья, так, чтобы слышать, когда вас зовут и оказаться способными откликнуться

Слово в неделю 14 по Пятидесятнице

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. (Мф, 22: 1)

Вы приходите в храм и просите священника:

«Я продаю (покупаю) квартиру, благословите, батюшка», то есть – «Господи, помоги». Или: «Ребенок запутался в кредитах и долгах, как мне о нем помолиться», то есть – «Господи, помоги». Или: «Муж пьет, я хочу молитву заказать», то есть снова – «Господи, помоги»; «внук сдает экзамены… никого не слушается…» и прочее тому подобное – помоги, помоги…

Из этих просьб видно, что мы пытаемся использовать Бога в качестве исполнителя наших желаний, либо в качестве мусорщика – чтобы подтирал за нами. Поэтому неизбежно подобная вера потерпит крах. Он сотворил нас, а не мы. Он один только знает – зачем. А мы, не зная, совершаем нелепые поступки и занимаемся бесплодными (или и вовсе – погибельными) делами. А потом приходим – «Господи, помоги».

Чтобы не разрушить бессмысленностью свою жизнь, прежде чем узнаешь, зачем она, лучшее средство – слушаться Бога.

А если не нравится просто слушаться, а хочется еще и понимать, и знать, то есть быть совершенным, — учись, расти, стремись к совершенству. Но пока не узнал – слушайся Бога, а то велик шанс, что никогда не дорастешь – раньше сгинешь. Чтобы мы узнали, зачем сотворены, надо дорасти.

Бог дал нам жизнь, чтобы…

Чтобы ЧТО? — Никто не знает.

То, что мы об этом говорим – лишь неумелые попытки подменить неизвестный смысл непонятными словами. Может звучать как угодно правильно или красиво, но – неверно, а потому неубедительно. Чтобы понять, зачем нам дана эта земная жизнь, надо выйти за ее грань. Ведь Он дал нам жизнь вечную. Мы еще не жили вечно — как можем знать, зачем это, как это и почему именно так?

Я могу нечто думать только об этой – временной, земной – жизни. Но всё, что могу об этом сказать: нам надо научиться жить. Научиться жить так, чтобы получилось потом жить вечной жизнью.

Когда Господь позвал на пир – они не пришли. Еще и надерзили. Не пошли те, у кого были важные дела: я машину покупаю, я – квартиру; я женюсь, а я в отпуск поехал… А у кого не было отговорок, просто надерзили его слугам-посланникам: «да какие вы священники? Вы – попы-мироеды, у вас машины круче моей и новые паспорта, что мне вас слушать…»

Пир – это образ вечной жизни. Они – мы – оказались недостойны ее, потому что способ жить эту, временную, жизнь не приготовил к той, вечной. Этот достойный по мирским, обывательским, мещанским меркам, способ жить – приобретать, заботиться, «крутиться» — оказывается неподходящим для Царства Божия.

Говорим: «да будет воля Твоя», но просим: о машине, о квартире, о здоровье, о том, чтобы не наказывал тех, кто заслуживает наказания, чтобы избавил от греховных страстей тех, кто только эти страсти и любит по-настоящему. Вы молитесь, чтобы пьяница перестал пить. Нет, даже еще смешнее: вы мне записочку с именами оставляете, чтобы я помолился о том, чтобы ваши дети и мужья, которых ни я не знаю, ни они меня не знают, и на которых у вас не находится времени помолиться о них со мною вместе, перестали пьянствовать. И вот стою я здесь в пустом храме с этими записками, обличающими бессмысленность вашей веры и прошу – о чем?

А вы представьте, что я помолюсь, и они правда перестанут пить. И что будут делать тогда? Ведь та пустота, которую они заливают в своей душе водкой, либо сожрет их иным образом, либо вырвется наружу со всей беспощадностью. Вы что думаете, что человек от нечего делать вдруг научится любить? Или вы думаете, что он научится любить через эти суетливые усилия обстроить комфортно свою жизнь? Кто вообще сказал вам, где вы видели такое, чтобы человек, наполнив жизнь комфортом, стал любить лучше? Кто возлюбил комфорт, тот не возлюбит ближнего, потому что любовь к ближнему постоянно мешает наслаждаться комфортом. И даже не позволяет наполнять свою жизнь комфортом. Потому что любовь к ближнему противоречит любви к комфорту. Или – или.

Летели мы как-то с Духом Божиим в полной гармонии и согласии, и душа моя была наполнена высоким и глубоким, даже и не выговоришь, как. И тут вдруг смотрю: скидки 70%. Понятно, что я не могу мимо пролететь: 30% — это примерно столько, сколько в моей жизни осталось телесного – я же не весь еще духовный. Я притормозил, зашел, выбрал, купил и вышел назад. Смотрю кругом – а Его нигде не видно. Впрочем, и хорошо, ведь я уже не могу с Ним лететь дальше – крылья-то заняты покупками. Они, крылья, не очень-то приспособлены держать свертки и пакеты. Поэтому-то и нужна новая машина. Впрочем, руль крыльями держать тоже неудобно оказалось. Вот и приходится их отстегивать.

«Прииди и вселися в ны» — так мы говорим ежедневно Духу Божьему.

Но потому Он – Дух Божий – и не приходит к нам, хотя и хочет: чтобы не огорчать нас. Как и апостол говорит Коринфянам в сегодня читанном послании:

Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф… я рассудил сам в себе не приходить к вам, чтобы снова вас не расстраивать.

Ну, куда Он может нас позвать, пока мы всем этим заняты, пока получаем радость оттого, что прижимаем к сердцу эти шмотки, купленные, якобы, со скидкой. Ведь не бросим же. А значит, будем раздражаться и обижаться, что Он не вовремя пришел. А когда уже наиграемся со своими вещественными игрушками, то опять Он нам не ко времени, потому что не помним, где крылья свои оставили: не то в магазине, не то в машине; или когда у детей были, или когда ругали то ли внуков, то ли жену, то ли президента…

Так что, много званых, да мало избранных. А про нас еще и не известно: мы хотя бы званые? Или самозваные? А уж кто думает, что он избран, тот точно ошибается…

Живите, братья, так, чтобы слышать, когда вас зовут и оказаться способными откликнуться.

Протоиерей Андрей Скрынько

13.09.2020

(195)

One Comment

  1. Марина

    Спаси Господи батюшка!
    как всегда — прямо и со смыслом…
    все — про нас…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *